Перспективное планирование работы по реализации образовательной области «Музыка» в подготовительной группе (сентябрь)
Автор: Соловьева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Дельфин» г. Алдан РС (Якутия).
Я работаю в МДОУ«Дельфин» г.Алдан РС (Якутия). Педагогический стаж почти 30 лет. Из них 22 года в должности музыкального руководителя. В период внедрения ФГОС столкнулась с трудностями в области планирования. Окончила курсы повышения квалификации по программе «Актуальные направления развития системы дошкольного образования» ИРО и ПК РС (Я). Знания, полученные на курсах, помогли спланировать работу по-новому. Поэтому хочу поделиться с музыкальными руководителями опытом по планированию в соответствии с ФГТ.
Перспективный план составляю на месяц. Определяю главную тему месяца. Например: сентябрь – «Природа и музыка», октябрь – «Народная музыка», ноябрь – «Песня. Танец, Марш», декабрь – «Сказка в музыке» и т. д. (Г.Г.Биличенко «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития») В перспективном плане указываю формы организации и виды музыкальной деятельности, программные задачи, репертуар, интеграцию образовательных областей, взаимодействие с семьей.
На основе перспективного плана составляю календарно-тематический план. В нем работа планируется на каждую неделю. Например: в подготовительной группе 1 неделя сентября – «Осенняя песня», 2 неделя – «Приметы осени», 3 – «Подарки осени», 4 – «Звуки осени». Календарно-тематический план включает следующие разделы: интеграция образовательных областей, совместная деятельность педагога с детьми (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, индивидуальная работа), самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей. В календарно-тематическом плане уже не указываю формы организации и виды музыкальной деятельности. Они указаны в перспективном плане. Задачи в непосредственно-образовательной деятельности конкретизируются.
Буду рада, если мой опыт используют другие музыкальные руководители. Всем удачи и творческих успехов!
Тема «Природа и музыка»
Формы организации и виды музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с семьей |
I. Непосредственно обр. деят. 1. Слуш-е музыки а) восприятие музыкальных пр-й
2. Пение 3.Муз-ритм. дв-я
б) пляски г) муз.-игровое и танцевальное тв-во II. Самостоятельная деятельность детей III.Праздники и | Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус на основе знакомства с тв-ом П.Чайковского. Учить четко излагать свои чувства, эмоциональное восприятие. Создать условия для самостоятельного музицирования. Совершенствовать чувство ритма. Воспитывать коммуникативные качества. Развивать творческо-познавательную активность. | «Осенняя песня» (из цикла «Времена года») м.П.Чайковского М-д. игра «Копилка» «Осень в лесу», м.В.Жубинской «Маленький марш», м.Т.Ломовой «Полька-птичка» (муз. мозаика.) «Упражнение с осенними листьями» (муз. мозаика)
«Андрей-воробей» р.н.п
«Буквоед на Дне знаний» | социализация познание коммуникация чт.худ.лит. физкультура физкультура худ.тв-во | Консультация «Песня в вашем доме» Разучивание слов песен Помощь в изготовлеиии костюма, участие |
Тема «Осенняя песня»
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Непосредственно образовательная деят-ь | Обр. деят-ь в режимных моментах | Индивидуальная работа | |||
Худ. творчество физкультура социализация коммуникация чт. худ. лит. худ. творчество | Предложить импровизировать окончание мелодии музыкального приветствия. Развивать чувство лада.Совершенствовать навык выполнения подскоков под «Польку» М.Глинки Учить понимать ха-р и настроение муз. произведения ( «Осенняя песня» Обогащать словарный запас словами, характеризующими настроение музыки (м-д игра «Копилка») Познакомить с песней «Журавушка», м. Е.Зарицкой. Закреплять навык протяжного пения. Побуждать импровизировать движения с листьями в соответствии с характером музыки М.Леграна из к/ф «Шербургские зонтики»
| на утренней гимнастике на занятии на занятии развитие речи
рассматривание листьев развлечение | Упражнять в вы- полнении под-скоков, используя подговорки Диму, Лену К. | Предложить исполнить муз. приветствие на металлофоне Поместить фонограмму в муз уголок | Поместить слова песни в уголок для родителей Исполнение роли Незнайки |
Тема «Приметы осени»
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Обр. деят-ь в режимных моментах | Индивидуальная работа | |||
физкультура здоровьесоциализация познание худ. творчество худ. творчество коммуникация худ. творчество | Передавать характер марша четкой, ритмичной ходьбой. («Маленький марш» м.Т.Ломовой) Выполнять подскоки на месте и с поворотом вокруг своей оси («Полька» М.Глинки)Узнавать портрет П.И.Чайковского. Различать настроение в природе и музыке. Развивать фантазию, воображение («Осенняя песня», м.П.Чайковского) Предложить закончить мелодию на текст «Листик полетел …» Познакомить с песней «Осень в лесу», м.В.Жубинской, используя картину Остроухова «Золотая осень» Предложить представить прогулку по осеннему парку. Выполнять дв-я, следуя словесным указаниям и в соответствии с характером музыки М.Леграна из к/ф «Шербургские зонтики». Развивать способность к импровизации. | На утренней гимнастике и физкультуре Звучание «Осенней песни»
экскурсия в лес
наблюдение за птицами | Отработка подскоков с Витей, Машей
Предложить несколько вариантов начала мелодии Тане, Коле М. | Поместить портрет П.И.Чайковского в музыкальный уголок | Поместить в уголок для родителей консультацию «Песня в вашем доме»
|
Тема «Подарки осени»
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Обр. деят-ь в режимных моментах | Индивидуальная работа | |||
физкультура здоровьебезопасность социализация худ. творчество
коммуникация
худ. творчество | Передавать характер марша четкой, ритмичной ходьбой. («Маленький марш» м.Т.Ломовой) Закреплять навык построения в круг из положения врассыпную. Развивать координацию в движениях, пластичность ( «Упр. с листьями», м.Леграна)Знакомить детей с закличками, р.н. попевками об осени.(«Нива золотая», «Дождик, перестань», «Урожайная») Развивать ритмический слух, совершенствовать навыки игры на металлофоне, ложках («Андрей-воробей») Одновременно вступать после пауз, четко произносить текст в подвижном темпе в песне «Осень в лесу», м.В.Жубинской. Вспомнить знакомую пляску «Полька-птичка», развивать быстроту реакции. | На утренней гимнастике и физкультуре
На занятии ознакомление с худ. лит.
Повторение слов песен в группе |
Учить Лену И. правильно держать молоточек и извлекать звук на металлофоне | Пополнить муз. уголок хохломскими ложками
Поместить фонограмму в муз уголок | Изготовление альбома «Наши песни»
|
Тема «Звуки осени»
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Обр. деят-ь в режимных моментах | Индивидуальная работа | |||
физкультура здоровьебезопасность социализация познание
коммуникация худ. творчество физкультура худ. творчество | Следить за осанкой, добиваться подтянутости, собранности («Маленький марш» м.Т.Ломовой) Развивать музыкальность детей, желание придумывать свои оригинальные движения в импровизации ( «Упр. с листьями»)Узнавать знакомое музыкальное произведение, выделять средства муз. выразительности, называть автора. («Осенняя песня», м.П.Чайковского) Учить сопоставлять звуки детских муз. инструментов со звуками природы. («В звуках мир наш отражен») Правильно интонировать мелодию, не глотать окончания слов в новой песне («Топ, сапожки…» ) Совершенствовать координацию движений, выразительность пластики («Полька-птичка») | На утренней гимнастике и физкультуре
На прогулке обратить вн-е детей на звуки окружающей природы На прогулке |
Отработка «перекрестного» движения ног с Андреем Я. | Предложить м-д.и «Угадай, на чем играю?»
Игра в концерт | Познакомить родителей с планом работы по муз. воспитанию на родительском собрании Поместить слова песни в уголок для родителей |