Консультация для родителей
Автор: Колобова С.А. музыкальный руководитель I квалификационной категории МАДОУ детский сад № 38 города Балаково Саратовской области.
Цель:
Вызвать интерес у родителей к общению со своими детьми и к совместному творчеству
Задачи:
- Рассказать, какими способами можно организовывать совместную деятельность с детьми;
- Рассказать о пользе упражнений, связанных с дыханием, мелкой моторикой, пением;
- Познакомить хоть в малой степени с процессом обучения на музыкальных занятиях.
Голос – драгоценный, великий дар, который каждый человек получает с рождением. Пение – один из ведущих видов детского творчества, который играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.
В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, развиваются эстетические и нравственные представления.
Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов. Именно поэтому я хочу поделиться с родителями ценной информацией и тем самым повысить их интерес к такому приятному и полезному времяпровождению с детьми, как пение.
Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга, синхронизирует работу полушарий, помогает ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности. Упражнения:
«Сорока-белобока», «Весёлая мышка», «Улитка», «Козлёнок», «Утята» и др.
Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся. А можно устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли). Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по команде “вверх” – дети поднимаются на носочки, “вниз” – опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги). Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
- “Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);
- “Язычок, покажись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);
- “Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);
- “Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);
- “Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);
- “Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
- “Улыбка” (улыбнуться).
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Дыхание – важный момент при пении. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Контроль производим, положив на него руку. Дыхательные упражнения по развитию голоса можно начинать с детьми трехлетнего возраста. Огромную пользу приносит дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Выполняя эти уникальные упражнения вместе с детьми, можно обрести хорошее настроение и избавиться от многих заболеваний. Взрослые могут выполнять весь комплекс из одиннадцати упражнений, детям же подойдут такие несложные упражнения, как «Ладошки», «Насос», «Кошечка».
При пении очень важно длинное дыхание, чтобы его хватало на целую фразу. Удлиняем выдох на следующем упражнении, используя шипящие или свистящие звуки.
Для этого оживим различные образы, например:
- играет ветер с листвой; (выдыхание на согласном звуке «ш»)
- жужжат пчела, жук, комар; (выдыхание на согласных звуках «ж», «з»)
- спустился воздух из колеса машины; (выдыхание на согласных «ш», «с»)
- сердится кошка (выдыхание на согласном звуке «ф»)
Развивающие игры с голосом.
Развивающие игры с голосом дают возможность:
- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
- снять усталость и утомление;
- развивать интонационный и фонематический слух;
- формировать правильное звукообразование.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира:
- человеческому голосу (крик, смех, плач),
- голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),
- “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)
Пение песен.
И, наконец, сами песни. Их огромное множество, важно, выбирать репертуар соответственно возрасту ребёнка с понятным для него смыслом. Это могут быть песни из мультфильмов: «В траве сидел кузнечик», «Антошка», «Песенка крокодила Гены», детских передач «Спокойной ночи, малыши», просто приятные детские песенки, например:
- Песенка-правило «Петь приятно и удобно» музыка и слова Л. Абелян
- «У всех на свете мама есть» музыка и слова Л. Слесарь
- «Есть мама у котёнка» музыка и слова М. Басовой
- «Песенка про папу» (папа может всё, что угодно) музыка В. Шаинский, сл. М Танич
- «Машинки с мигалками» («Кукутики»)
- «Каша-вкусняша» («Кукутики»)
- «Новый год пахнет мандаринками» и другие.
В наше сумасшедшее время, когда мы все куда-то спешим, «зависаем» в интернете, лишая живого общения себя и близких, давайте будем хорошим примером своим детям, чтобы в будущем не сожалеть о том, что чего-то им не додали. Пойте со своими детьми, пойте по дороге в детский сад, пойте на прогулке и на кухне, накрывая на стол, пойте на даче и вы получите огромное удовольствие от общения со своими детьми. Пусть они увидят в своих мамах и папах не только деловых, успешных людей, но и позитивных, творческих единомышленников, своих друзей.