Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Программное содержание:
- Закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года, знание цифр от 0 до 9, умение находить отличия.
- Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, знания о геометрических фигурах и форме предметов.
- Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, расширять представление детей о космосе;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Предшествующая работа:
- Беседы о Дне космонавтики, о космосе, космических объектах;
- разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки;
- слушание песни: «Вместе весело шагать»
Методические приёмы:
- игровая мотивация;
- музыкальное сопровождение;
- ИКТ;
- экспериментирование;
- пальчиковая игра, физминутка;
- игра с мячом;
- дидактическая игра;
- подвижная игра.
Оборудование, материалы:
- столы со стульями;
- карточки с цифрами от 0 до 9;
- плоскостные геометрические фигуры;
- листы бумаги, фишки – круги;
- мяч;
- игрушки Лунтик и его друзья, домик;
- план «продвижения по Луне»;
- картинки с отличиями;
- презентация к занятию, телевизор, запись песни «Вместе весело шагать», магнитофон.
Ход занятия:
1)Вступительная часть:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Звучат звуки из космоса. (20 сек) Воспитатель и дети прислушиваются.
Воспитатель: Ребята, нам передаёт космическое сообщение Лунтик. Он со своими друзьями полетел на Луну и попал в беду. Лунтик просит нашей помощи.
– Поможем им? (Конечно, поможем Лунтику и его друзьям).
Полетим на Луну и спасём друзей из беды.
– На чём же мы полетим в космос? (Мы полетим на ракете) – 2-3 ответа
– А может быть мы полетим на самолёте? ( Самолёт не может летать в космос.)
– Почему нельзя в космос полететь на самолёте? ( Чтобы летать, самолёту нужен воздух, а в космосе его нет)
Эксперимент: Почему в космос летают на ракете?
Воспитатель: Земля наша очень сильная: всё притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение надо очень быстро передвигаться. Только у ракеты есть особый реактивный двигатель, который помогает ей вылететь в космос, преодолев притяжение Земли.
Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель? (Конечно, хотим)
Задание: Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. (Дети выполняют)
Разожмите пальцы. – Что произошло? (Шарики полетели)
Так и у ракеты. Сгорающее топливо с огромной силой вырывается из ракеты и она быстро летит в космос, преодолевая земное притяжение.
(Прошу 2 детей собрать шарики. Дети собирают шарики и кладут в коробку)
Отправимся на космодром и подготовим ракету к полёту.
2) Основная часть:
1) Задание: «Займи своё место»
– Знание цифр от 0 до 9.
Дети берут карточки с цифрами. Они находят такие же цифры на столах и занимают это место. Свою карточку они кладут рядом с карточкой на столе. (Обращаю внимание на осанку)
–Молодцы!
2) Упражнение «Соберем ракету».
Подготовим ракету к полёту. Соберём ракету на стартовой площадке (показываю ½ листа картона) из геометрических фигур. Обратите внимание на образец. (Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же на листах картона).
3) Обратный счёт.
– Ракеты готовы к полёту. Даём обратный отсчёт к старту ракеты. – Внимание! (На экране телевизора появляются числа от 10 до 1. Дети хором считают. – Старт!). Итак, полёт начался.
(На экране телевизора взлетает (5 сек) и летит ракета –1 мин 10 сек до космических объектов)
Чтобы управлять полётом ракеты, надо натренировать свои пальцы. Мы знаем пальчиковую игру «Летим в космос».
4) Пальчиковая игра: «Летим в космос»
(Дети выполняют самостоятельно, стоя у столов)
Раз, два, три, четыре, пять.(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. (Делают круговое движение руками)
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Дети садятся за столы. (Обращаю внимание на осанку)
5) Ориентировка на листе бумаги.
Космические ракеты управляются пультом управления. Пультом управления у вас будут круги, а перемещать их вы будете по листу бумаги. (Дети кладут перед собой листы бумаги, фишки-круги) Вы должны управлять своими пультами точно по моей команде. Установите круг – пульт управления в середине листа. Итак, начинаем.
(На экране появляется летящая ракета. Она летит мимо космических объектов – всего 1 мин 40 сек.)
а) впереди планета Марс, её надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол; (20 сек)
б) навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол; (20сек)
в) пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол; (20 сек)
г) приближаемся к спутнику Земли Луне. Переведите рукоятку в нижний правый угол;(20 сек)
д) переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину; (На экране ракета приземляется на Луну.) (20 сек)
е) вот мы и прилетели. Стоп! –Молодцы!
– Выходим на Луну!
6) Лунная физкультминутка (техника на принципе резонанса, вибрации) (1-2 мин)
Воспитатель:
-Ребята, что защищает космонавта в безвоздушном космическом пространстве? (Космонавта защищает скафандр) – 2-3 ответа
Давайте наденем скафандры (дети и воспитатель имитируют движения), подключим все датчики к нашему телу (дети постукивают себя пальцами по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам)
Помогите своему соседу застегнуть скафандр сзади и подключить датчики. (дети имитируют движения)
А теперь помогите соседу с другой стороны (дети поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение)
Посмотрите друг на друга, вы очень красивы в блестящих скафандрах! Давайте проверим, прочно ли застёгнуты скафандры. Потрясите головой, руками, ногами, попрыгайте. (дети выполняют упражнения) Хорошо, у всех скафандры пристёгнуты прочно!
Звучат космические звуки. (10 сек)
Воспитатель: Чтобы нам было легче найти Лунтика, он оставил нам подсказку. Вот она. (Находим план поиска)
7) Ориентация в пространстве «Найдите Лунтика с друзьями по плану»
(1 ребёнок ведёт всех детей по плану, начерченному на листе бумаги)
Воспитатель:
– Мы пришли к домику, но он закрыт. Чтобы домик открылся, нам надо выполнить задания.
1 задание: Игра с мячом «Считай дальше до 10»:
Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребёнку мяч, называет любое число от 1 до 10. Ребёнок должен передать мяч рядом стоящему ребёнку, назвав следующее число. Так до 10.
– Молодцы, справились с первым заданием.
2 задание: Дидактическая игра «Найди отличия»
Домик откроется, если вы найдёте отличия на картинках. (Дети рассматривают картинки и называют отличия.)
– Молодцы, смогли открыть домик.
8) Встреча с Лунтиком.
Дети достают Лунтика и его друзей из домика. – Вот наш знакомый Лунтик. А как зовут его друзей? (Друзей зовут Кузя и Пчелёнок)
(Дети говорят от имени Лунтика, Кузи, Пчелёнка)
– Здравствуйте, друзья! (Здравствуйте )
– Мы рады, что спасли вас. ( Спасибо)
Дети: Пожалуйста!
Воспитатель:
– Ребята, нужно срочно возвращаться на Землю.
3) Заключительная часть:
Подвижная игра: «Займи место в кабине ракеты»
На ковре лежат плоскостные геометрические фигуры .
Дети берут такие же фигуры со стола воспитателя.
– Пришло время возвращаться
В путь – дорогу собираться.
Эй, ребята, не зевай,
Своё место занимай.
Дети быстро находят свою геометрическую фигуру на полу и встают около неё.
Релаксация:
Воспитатель:
– Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки. Летим домой!
Звучат звуки летящей ракеты.
Вот мы и на Земле. Давайте отключим датчики, снимем скафандры. (дети имитируют движения) Улыбнитесь друг другу. – Молодцы! Мы помогли Лунтику и его друзьям! Поздравляю! Похлопайте друг другу! (дети хлопают)
Подведение итогов.
Пришла пора вернуться в детский сад и наших новых друзей берите с собой. В детском саду вы расскажете детям подготовительной группы, куда мы с вами летали, кому помогли и что делали, чтобы помочь Лунтику, Кузе и Пчелёнку.
Под песню «Вместе весело шагать» дети выходят из группы, говорят «До свидания» гостям.
Используемая литература:
- ПООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозаика-Синтез, 2015
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. «Проектная деятельность дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2014
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет). – М., «Мозаика-Синтез», 2015
- Крашенинников Е.Е., О.Л. Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет). – М. «Мозаика-синтез», 2015.
Подготовили:
воспитатель Якунина Н. И.,
музыкальный руководитель Фомина И.М.,
заведующий ДОУ Бирюкова О.В.,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад N1 «Лесная полянка»
г. Зарайска Московской области.