Педагогический совет
Л.Ю. Ушакова, старший воспитатель д/с «Вишенка» – СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОО в вопросах проектирования педагогического процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
- Развивать аналитические и прогностические способности педагогов, активизировать творческое мышление;
- Способствовать установлению сотрудничества и понимания между педагогами;
- Совершенствовать умение убеждать, реагировать быстро и адекватно на информацию, работать в коллективе.
Содержание игры: игровой конфликт – противоречия в выборе модели образовательного процесса, которое обусловлено разными позициями игроков в силу индивидуальных стилей деятельности, опыта и взглядов на решение образовательных задач и развитие личности ребенка.
Этапы игры/время/ кто проводит | Содержание работы на этапе |
Первый № 1 Информационно-теоретический / 10 мин ведущий (старший воспитатель) | Игра «Пожелание на сегодняшний день» Вступительное слово заведующего Результативность проведенной работы по теме: что удалось, в чем трудности педагогов (по результатам тематической проверки) |
Второй № 2 Организационный/ 7 мин/ведущий | Определение цели и содержания игры Формирование экспертной группы Формирование команд («Новаторы» и «Консерваторы»), размещение. Представление плана – последовательность и характер проведения игровых действий Установление регламента и правил игры |
Третий № 3 Деловая игра Игровые этапы /40 мин/ группы | Вопросы для обсуждения: – учебная модель – комплексно-тематическая модель – предметно-средовая модель Разработка мыслительных карт по планированию воспитательно-образовательного процесса и их презентация. |
Четвертый № 4 Подведение итогов/10 мин/экспертная группа Экспертная группа: Заведующий, педагоги с высшей квалификационной категорией | Выступление экспертов. Система оценивания – качественная. Объект: игровая и имитационная деятельность – Оценка реализации игры группы (см. приложение 1) – Анализ и оценка результативности проведенной работы (демонстрация мыслительных карт – образец календарно-тематического плана 1 темы любой возрастной группы) |
Пятый №5 Принятие решения педагогического совета/5 минут/ старший воспитатель | Обсуждение проекта решения педагогического совета и принятие решения |
6 этап. Рефлексия | Анализ проведения педагогического совета |
Ход педагогического совета
- этап. Информационно-теоретический
- Игра “Пожелание на сегодняшний день”
Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
- Вступительное слово заведующего
Вы уже знаете, что с 1 января 2014 года в ДО был введен ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. ФГОС включает в себя требования:
-к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
-условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
-результатам освоения основных образовательных программ.
Необходимо ясно понимать, что должно быть на выходе после завершения дошкольного образования, какие качества должны быть сформированы у ребенка, насколько он должен быть готов к обучению в начальной школе.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в приказе много положительного:
- Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
- Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
- Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
- Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
- Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
- Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
В настоящее время перед всеми дошкольными организациями стоит задача внедрения ФГОС дошкольного образования. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Поэтому сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций. Сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, педагоги дошкольных учреждений должны осознавать всю сложность поставленных перед ними задач и вместе с тем оптимистично прогнозировать будущность своих образовательных учреждений и будущее своих воспитанников.
И здесь важна не только работа по реализации содержания образовательных областей. Методик, посвященных разным направлениям развития ребенка, достаточно много, в частности, они включены в методический шлейф наших программ. А вот реализация основных принципов Стандарта – в этом и есть основные трудности наших педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО!В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
- Результативность проведенной работы по теме: что удалось, в чем трудности педагогов (по результатам тематической проверки)
- этап. Организационный
- Определение цели и содержания игры
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОО в вопросах проектирования педагогического процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
- Развивать аналитические и прогностические способности педагогов, активизировать творческое мышление;
- Способствовать установлению сотрудничества и понимания между педагогами;
- Совершенствовать умение убеждать, реагировать быстро и адекватно на информацию, работать в коллективе.
Содержание игры: игровой конфликт – противоречия в выборе модели образовательного процесса, которое обусловлено разными позициями игроков в силу индивидуальных стилей деятельности, опыта и взглядов на решение образовательных задач и развитие личности ребенка.
- Формирование экспертной группы: заведующий, воспитатели с высшей квалификационной категорией
- Формирование команд «Новаторы» и «Консерваторы», размещение
- Представление плана: последовательность и характер игровых действий
- Ведущий управляет процессом обсуждения, активизируя поведение игроков согласно роли, и получения результата, следит за ходом игровых и имитационных действий в качестве участника с нейтральной позицией, фиксирует полученные результаты согласно этапам игры.
- Роли распределяются среди участников игры с помощью жеребьевки. Обмен ролями не допустим.
- Участники обязаны соблюдать регламент всех игровых процедур – выполнение назначенной роли. Не допускается позиция пассивного наблюдателя.
- Участники игры имеют право вносить обоснованные коррективы в правила игры, которые оговариваются до ее начала.
- При выполнении игровых и имитационных действий игры не допустимо:
– отклонение от темы,
– выяснение личных отношений,
– оскорбление партера(ов) в какой-либо форме,
– проявление личностных чрезмерно эмоциональных реакций любого характера.
- Группы «Новаторы» и «Консерваторы» разворачивают игровые и имитационные действия согласно плану игры и стилю поведения роли.
- Эксперты оценивают качественный показатель степени реализации ролей каждым участником, проведение имитационной игры каждой группой, и результативность игры в целом.
- Установление регламента и правил игры
Ведущий предлагает игровой конфликт – противоречия в выборе модели образовательного процесса и предлагает исполнить следующие роли:
«Новаторы» – творческие прогрессивные личности; выдвигают положительные стороны обсуждаемой модели образовательного процесса,
аргументирует высказывания, доказывает целесообразность предложений.
«Консерваторы» – имеют свою устоявшуюся точку зрения, подкрепленную многолетним опытом; противник, не желающий меняться, принимать инновации. Постоянно выражают свои сомнения по поводу всех предложений (а вдруг…, а может…, вряд ли это будет правильно… и т.п.), раздражитель, веятель сомнений, частичная аргументация. Выдвигают и аргументируют отрицательные стороны обсуждаемой модели образовательного процесса.
Ведущий озвучивает обсуждаемую модель образовательного процесса и предлагает командам назвать и аргументировать положительные и отрицательные стороны данной модели (возможно демонстрация лозунгов, высказываний, слоганов).
3 этап. Деловая игра
Грамотно составленные модели образовательного процесса в дошкольном учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования
Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.
Три модели организации образовательного процесса в ДОУ: учебная, комплексно-тематическая, предметно-средовая.
3.1. Вопросы для обсуждения:
- Учебная модель
Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. В советское время господствовала учебная модель, и образование считалось лучшим в мире.
Методики давно разработаны и апробированы, причем положительно, переобучение педагогов не требуется, не требуется и изменения в подготовке педагогов в педколледже и ВУЗе. А может, и пусть бы она оставалась – эта учебная модель?
- Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
ФГТ и ФГОС ДО вносит изменения в планирование образовательного процесса в виде введения комплексно-тематического планирования. Тематика недели планируется раз в год и более не повторяется, не кажется вам, что данное планирование настолько узко и не позволяет решать многие образовательные задачи?
- Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Имеются положительные результаты работы по данной модели. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Возможно, достаточно создать предметно-пространственную среду и ребенок будет в ней развивать самостоятельно, не нужно никаких занятий, а педагог вообще не нужен? И переобучение педагогов также не требуется?
- Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон учебной, комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала, а также частично учебной модели.
- Разработка мыслительных карт по планированию воспитательно-образовательного процесса и их презентация командами.
4 этап. Подведение итогов
Выступление экспертов. Система оценивания – качественная.
Объект: игровая и имитационная деятельность
- Оценка реализации игры группы (см. приложение 1)
- Анализ и оценка результативности проведенной работы (демонстрация мыслительных карт – образец календарно-тематического плана 1 темы любой возрастной группы)
- этап. Принятие решения педагогического совета
Проект решения педагогического совета:
- Педагогическую деятельность, согласно проведенной деловой игры, педагогического анализа воспитательно-образовательной работы в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС ДО признать хорошей.
- Планировать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками в соответствие с требования ФГОС ДО: с учетом учебной, предметно-средовой, комплексно-тематической модели построения образовательного процесса.
Срок исполнения: постоянно.
- Наставникам организовать консультации молодым специалистам по вопросам использования учебной, комплексно-тематической, предметно-средовой модели планирования образовательного процесса.
Срок исполнения: 1 месяц
6 этап. Рефлексия
Предлагаю оценить проведение педагогического совета.
И вот мы все сидим в прекрасном этом зале,
Нас детский сад собрал нас всех на умном педсовете.
Но хотелось бы выслушать и ваше мнение.
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, то крикните «ДА»!
Знанья, если пригодятся, если будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.
Педагоги в нашем ДОУ мастера
Если согласны, кричите «УРА»!
Если был педсовет хорошим,
То снова хлопайте в ладоши.
Мы славно потрудились вместе с вами,
Но расставаться все ж пришла пора.
Закончить нашу встречу предлагаю
Громким троекратным «УРА!»
Приложение 1
Оценка реализации игры группы «Новаторы»
№ | ФИО игрока | Понимание игровой задачи | Степень вхождения в роль | Выполнение правил игры | Итоговая оценка |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
Итого |
Оценка реализации игры группы «Консерваторы»
№ | ФИО игрока | Понимание игровой задачи | Степень вхождения в роль | Выполнение правил игры | Итоговая оценка |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
Итого |
Шкала оценки:
5 баллов – игрок полностью справился с поставленной целью и задачами
4 балла – игрок достаточно успешно справился с игровой ролью; пассивности почти не наблюдалось; достаточно компетентен в вопросах планирования; умеет управлять своим поведением.
3 балла – игрок в целом, но с некоторой помощью справился с игровой ролью; иногда был пассивен; периодически отвлекался от темы; управление поведением требовало постороннего вмешательства.
2 балла – игрок не до конца понял игровую и ролевую задачу; сбивался с темы; низкая игровая активность, апатия; низкий уровень самоконтроля.
1 балл – отсутствие интереса к деятельности; позиция пассивного наблюдателя; бездеятельность; некомпетентность по вопросам планирования; отсутствие самоконтроля; не умение общаться и вести диалог.
К оценке возможны дополнительные комментарии
Баллы суммируются по каждому участнику отдельно. Набравший наибольшее количество баллов игрок является лидером, набравшая наибольшее количество баллов команда становится победителем.