“Проектирование образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО”

Педагогический совет

Л.Ю. Ушакова, старший воспитатель д/с «Вишенка» – СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОО в вопросах проектирования педагогического процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи:

  • Развивать аналитические и прогностические способности педагогов, активизировать творческое мышление;
  • Способствовать установлению сотрудничества и понимания между педагогами;
  • Совершенствовать умение убеждать, реагировать быстро и адекватно на информацию, работать в коллективе.

Содержание игры:  игровой конфликт – противоречия в выборе модели образовательного процесса, которое обусловлено разными позициями игроков в силу индивидуальных стилей деятельности, опыта и взглядов на решение образовательных задач и развитие личности ребенка.

Этапы игры/время/ кто проводит Содержание работы на этапе
Первый № 1

Информационно-теоретический /

10 мин

ведущий (старший воспитатель)

Игра «Пожелание на сегодняшний день»

Вступительное слово заведующего

Результативность проведенной работы по  теме: что удалось, в чем трудности педагогов (по результатам тематической проверки)

Второй № 2

Организационный/ 7 мин/ведущий

Определение цели  и содержания игры

Формирование  экспертной группы

Формирование команд  («Новаторы» и «Консерваторы»), размещение.

Представление плана – последовательность и характер проведения игровых действий

Установление регламента и правил игры

Третий № 3 Деловая игра

Игровые этапы /40 мин/ группы

Вопросы для обсуждения:

– учебная модель

– комплексно-тематическая модель

– предметно-средовая модель

Разработка мыслительных карт по планированию воспитательно-образовательного процесса и их презентация.

Четвертый  № 4

Подведение итогов/10 мин/экспертная группа

Экспертная группа:

Заведующий, педагоги с высшей квалификационной категорией

Выступление экспертов. Система оценивания – качественная.

Объект: игровая и имитационная деятельность

–       Оценка реализации игры группы (см. приложение 1)

–       Анализ и оценка результативности проведенной работы (демонстрация мыслительных карт –  образец календарно-тематического плана 1 темы   любой возрастной группы)

Пятый №5

Принятие решения педагогического совета/5 минут/ старший воспитатель

Обсуждение проекта решения педагогического совета и принятие решения
6 этап. РефлексияАнализ проведения педагогического совета

Ход педагогического совета

  • этап. Информационно-теоретический
    • Игра “Пожелание на сегодняшний день”

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

  • Вступительное слово заведующего

Вы уже  знаете, что с 1 января 2014 года в ДО был введен ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.  ФГОС включает в себя требования:

-к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

-условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

-результатам освоения основных образовательных программ.

Необходимо ясно понимать, что должно быть на выходе после завершения дошкольного образования, какие качества должны быть сформированы у ребенка, насколько он должен быть готов к обучению в начальной школе.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в приказе много положительного:

  1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
  3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
  4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
  6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

В настоящее время перед всеми дошкольными организациями стоит задача внедрения ФГОС дошкольного образования. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и  творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Поэтому сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций. Сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства,  педагоги дошкольных учреждений должны  осознавать  всю сложность поставленных перед ними задач и вместе с тем  оптимистично прогнозировать будущность своих образовательных учреждений и будущее своих воспитанников.

И здесь важна не только работа по реализации содержания образовательных областей. Методик, посвященных разным направлениям развития ребенка, достаточно много, в частности, они включены в методический шлейф наших программ. А вот реализация основных принципов Стандарта – в этом и есть основные трудности наших педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО!В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

  • Результативность проведенной работы по  теме: что удалось, в чем трудности педагогов (по результатам тематической проверки)
  • этап. Организационный
    • Определение цели и содержания игры

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОО в вопросах проектирования педагогического процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи:

  • Развивать аналитические и прогностические способности педагогов, активизировать творческое мышление;
  • Способствовать установлению сотрудничества и понимания между педагогами;
  • Совершенствовать умение убеждать, реагировать быстро и адекватно на информацию, работать в коллективе.

Содержание игры:  игровой конфликт – противоречия в выборе модели образовательного процесса, которое обусловлено разными позициями игроков в силу индивидуальных стилей деятельности, опыта и взглядов на решение образовательных задач и развитие личности ребенка.

  • Формирование экспертной группы: заведующий, воспитатели с высшей квалификационной категорией
  • Формирование команд «Новаторы» и «Консерваторы», размещение
  • Представление плана: последовательность и характер игровых действий
  1. Ведущий управляет процессом обсуждения, активизируя поведение игроков согласно роли, и получения результата, следит за ходом игровых и имитационных действий в качестве участника с нейтральной позицией, фиксирует полученные результаты согласно этапам игры.
  2. Роли распределяются среди участников игры с помощью жеребьевки. Обмен ролями не допустим.
  3. Участники обязаны соблюдать регламент всех игровых процедур – выполнение назначенной роли. Не допускается позиция пассивного наблюдателя.
  4. Участники игры имеют право вносить обоснованные коррективы в правила игры, которые оговариваются до ее начала.
  5. При выполнении игровых и имитационных действий игры не допустимо:

– отклонение от темы,
– выяснение личных отношений,
– оскорбление партера(ов) в какой-либо форме,
– проявление личностных чрезмерно эмоциональных реакций любого характера.

  1. Группы «Новаторы» и «Консерваторы» разворачивают игровые и имитационные действия согласно плану игры и стилю поведения роли.
  2. Эксперты оценивают качественный показатель степени реализации ролей каждым участником, проведение имитационной игры каждой группой, и результативность игры в целом.
  • Установление регламента и правил игры

Ведущий предлагает игровой конфликт – противоречия в выборе модели образовательного процесса и предлагает исполнить следующие роли:

«Новаторы»   –       творческие прогрессивные личности; выдвигают положительные стороны обсуждаемой модели образовательного процесса,

аргументирует высказывания, доказывает целесообразность предложений.

«Консерваторы»  – имеют свою устоявшуюся точку зрения, подкрепленную многолетним опытом; противник, не желающий меняться, принимать инновации. Постоянно выражают свои сомнения по поводу всех предложений (а вдруг…, а может…, вряд ли это будет правильно… и т.п.), раздражитель, веятель сомнений, частичная аргументация. Выдвигают и аргументируют отрицательные стороны обсуждаемой модели образовательного процесса.

Ведущий озвучивает обсуждаемую модель образовательного процесса и предлагает командам назвать и аргументировать положительные и отрицательные стороны данной модели (возможно демонстрация лозунгов, высказываний, слоганов).

3 этап. Деловая игра

Грамотно составленные модели образовательного процесса в дошкольном учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования

Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ: учебная, комплексно-тематическая, предметно-средовая.

3.1. Вопросы для обсуждения:

  1. Учебная модель

Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. В советское время господствовала учебная модель, и образование считалось лучшим в мире.

Методики давно разработаны и апробированы, причем положительно, переобучение педагогов не требуется, не требуется и изменения в подготовке педагогов в педколледже и ВУЗе. А может, и пусть бы она оставалась – эта учебная модель?

  1. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

ФГТ и ФГОС ДО вносит изменения в планирование образовательного процесса в виде введения комплексно-тематического планирования. Тематика недели планируется раз в год и более не повторяется, не кажется вам, что данное планирование настолько узко и не позволяет решать многие образовательные задачи?

  1. Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Имеются положительные результаты работы по данной модели. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Возможно, достаточно создать предметно-пространственную среду и ребенок будет в ней развивать самостоятельно, не нужно никаких занятий, а педагог вообще не нужен? И переобучение педагогов также не требуется?

  1. Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон учебной, комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала, а также частично учебной модели.
  2. Разработка мыслительных карт по планированию воспитательно-образовательного процесса и их презентация командами.

4 этап. Подведение итогов

Выступление экспертов. Система оценивания – качественная.

Объект: игровая и имитационная деятельность

  • Оценка реализации игры группы (см. приложение 1)
  • Анализ и оценка результативности проведенной работы (демонстрация мыслительных карт – образец календарно-тематического плана 1 темы   любой возрастной группы)
  • этап. Принятие решения педагогического совета

Проект решения педагогического совета:

  1. Педагогическую деятельность, согласно проведенной деловой игры, педагогического анализа воспитательно-образовательной работы в условиях перехода  ДОУ к реализации ФГОС ДО признать хорошей.
  2. Планировать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками в соответствие с требования ФГОС ДО: с учетом учебной, предметно-средовой, комплексно-тематической модели построения образовательного процесса.

Срок исполнения: постоянно.

  1. Наставникам организовать консультации молодым специалистам по вопросам использования учебной, комплексно-тематической, предметно-средовой модели планирования образовательного процесса.

Срок исполнения: 1 месяц

6 этап. Рефлексия

Предлагаю оценить проведение педагогического совета.

И вот мы все сидим  в прекрасном этом зале,
Нас детский  сад собрал нас всех на умном педсовете.
Но хотелось бы выслушать и ваше мнение.
Если  у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, то крикните   «ДА»!
Знанья, если пригодятся, если будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа  необходимо приобнять.
Педагоги в  нашем ДОУ мастера
Если согласны,  кричите «УРА»!
Если был  педсовет хорошим,
То снова хлопайте в ладоши.

Мы славно потрудились вместе с вами,
Но расставаться все ж пришла пора.
Закончить нашу встречу предлагаю
Громким троекратным  «УРА!»

Приложение 1

Оценка реализации игры группы «Новаторы»

ФИО  игрока Понимание игровой задачи Степень вхождения в роль Выполнение правил игры Итоговая  оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого

Оценка реализации игры группы  «Консерваторы»

ФИО  игрока Понимание игровой задачи Степень вхождения в роль Выполнение правил игры Итоговая  оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого

Шкала оценки:

5 баллов – игрок полностью справился с поставленной целью и задачами

4 балла – игрок достаточно успешно справился с игровой ролью; пассивности почти не наблюдалось; достаточно компетентен в вопросах планирования; умеет управлять своим поведением.

3 балла – игрок в целом, но с некоторой  помощью справился с игровой ролью; иногда был пассивен; периодически  отвлекался от темы; управление поведением требовало постороннего вмешательства.

2 балла – игрок не до конца понял игровую и ролевую задачу;  сбивался с темы;  низкая игровая активность, апатия;  низкий уровень самоконтроля.

1 балл – отсутствие интереса к деятельности; позиция пассивного наблюдателя; бездеятельность; некомпетентность по вопросам планирования; отсутствие самоконтроля; не умение общаться и вести диалог.

К оценке возможны дополнительные комментарии

Баллы  суммируются по каждому участнику отдельно. Набравший наибольшее количество баллов игрок является лидером, набравшая наибольшее количество баллов команда  становится победителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website