Интегрированное занятие по грамоте и элементарным математическим представлениям.
Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37», Ростовская область, г. Таганрог.
Цель. Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, обобщить и закрепить их.
Задачи.
Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и элементарным математическим представлениям; учить применять их в практической деятельности.
- Повторить состава числа в пределах 10.
- Закрепить счётных умений в пределах 10.
- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги (графический диктант), развивать зрительное внимание, бинокулярное зрение.
- Видеть взаимосвязь целого и частей, составить 4 равенства.
- Закрепить умение составлять задачи по картинкам, схемы к задачам, используя отрезок для ответа на вопрос задачи, и решать их.
- Уметь планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий.
- Закрепить понятия: «слово», «предложение», «слог», «гласный звук», «согласный звук».
- Уметь дифференцировать на слух гласные и согласные звуки.
- Совершенствовать звуковой анализ и синтез.
- Совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах.
- Составлять предложения на определённую тему («Космос»), анализировать их по цели высказывания и интонации, делать схемы.
- Воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие.
Оборудование. Интерактивная доска: домики для закрепления состава чисел от 5 до 10, таблицы с зашифрованными числами, таблица с геометрическими фигурами для разбиения их на группы разными способами и составления 4-х равенств, картинка с изображением котят и мышат для решения задач, «космические звёзды» с деформированными словами из слогов. Кассы букв и символы для звуко-буквенного анализа, предложения для чтения на тему: «Космос», схемы предложений. 2 доски для записи 4-х равенств, решения задачи, составления схемы предложения.
Раздаточный материал
Листы бумаги в клеточку на каждого ребёнка:
– для графического диктанта;
– модели волшебных домиков (закрепления состава чисел) для
заселения соседей – чисел;
- составление четырёх равенств и решения их;
- для записи решения задачи.
Карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, дети!
Много узнали мы с вами за год!
У нас было много забот и хлопот.
Время настало, вы стали большие.
Скоро стоять вам у школьных ворот,
Но, чтобы до цели желанной добраться,
Сегодня придется, друзья, постараться:
Схемы составить, задачи решать,
Знания нам свои показать.
Я верю, друзья, постараетесь очень
И путь наш успешно будет окончен.
-А путь наш – путешествие в космос!
– В космосе нас ждут трудности, но я думаю, что мы с ними справимся.
– Готовы к путешествию?
– Да!
Но, чтобы туда попасть, надо отгадать загадки:
А) Присмотрись, стоит ведро –
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (Цилиндр)
Б) Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (Призма)
В) Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (Шар).
Г) Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (Куб).
Д) Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (Конус)
– Верно! Путь свободен!
– Итак, отправляемся в космос, на планету, где все любят и знают математику!
II. Основная часть занятия.
1.Приготовление к полёту на планету «Математика»
А. Графический диктант
– «А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, сделав графический диктант, мы узнаем, на чем мы полетим».
– «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?» (Ракета)
Б. Расставить цифры в определённом порядке
– Любая ракета имеет названия. А какое, вы нам скажете, если расставите цифры в определённом порядке, начиная с наименьшей.
(СЛАЙД №2)
– Верно: «Смелая»
В.Обратный счёт
– Но, чтобы полетела наша ракета, нам надо правильно сделать обратный отсчёт
от 10 до 1.
(Дети считают в обратном порядке)
– Пуск!
- 2. Планета «МАТЕМАТИКА» (Слайд №3)
На свете нет профессий
Вы заметьте–ка
Где бы вам не пригодилась математика
А. Работа с цифрами и числами
- Показать пропущенную цифру (Слайд № 4)
-Мы видим цифры. Цифрам так нравится на планете, что некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.
- Назовите пропущенное число
(1 2 . 4 5 6 . 8 9) Какой счёт они обозначают?
(9.7 6 5 .3 2 1) Какой счёт они обозначают?
- Назовите соседей числа (Слайд № 5)
- Как называется число, стоящее перед цифрой 4, стоящее за цифрой 4
- Как образуется каждое последующее число?
– Вы видите цифры 2 4 6 8
- Какие числа они обозначают?- (чётныё числа). Продолжите ряд чисел.
- А цифры: 1 3 5 7 9 – (нечётные числа) Продолжите ряд чисел.
Б. Какой знак нужно поставить:
6? 4; 7? 9; 4 +1? 5; 4 + 1? 6; 4 + 1? 3 (Слайд № 6)
( Дети поднимают знаки (< ; > ; =)
В. Заселите домики соседями – числами (состав числа). (Слайд№7)
– Дома на планете необычные. На каждом этаже живут соседи- числа, которые в сумме дают число – номер дома.
(Дети заселяют этажи соседями, повторяют состав числа от 5-10. Задания индивидуальные)
Г. Правила дорожного движения (Слайд № 8)
– На этой планете необычные и дороги. Чтобы путешествовать по ним, надо знать правила дорожного движения: прямая, отрезок, луч, кривая, ломаная, замкнутая.
Д. Занимательные задачки (взаимосвязь целого и частей, решение задач)
- Составить 4 равенства.
– На планете мы видим всевозможные тела (объекты), их надо разбить на части по различным признакам. По каким?(-по величине, цвету, форме)
Составьте, пожалуйста, 4 равенства.
(Дети на своих листочках составляют 4 равенства с комментированием, два ребёнка это делает на доске, потом сравнить выполненные работы с заданием на доске).
- Составление и решение задач. (Слайд № 10)
– На планете все живут в мире и согласии.
На слайде вы видите котят и мышат. Они играют в догонялки.
Из каких частей состоит задача? (Ответы детей: условие, вопрос, решение ответ)
-А теперь посмотрите на котят и мышат.
- Назовите условие задачи.
- Назовите вопрос.
- Составьте схему задачи.
- Решите задачу.
- Объясните, как решили.
- Скажите ответ.
( Дети решают задачу каждый на своих листочках, один – на доске, затем сравниваем решения, объясняем её)
Зрительная гимнастика (электронные физминутки для глаз И.А.Галкиной «Космос»)
- Планета «ГРАМОТА» (Слайд 11)
– Пора лететь на другую планету
Много планет вокруг Солнца летают.
Давайте мы с вами на другой побываем!
-Тут свои правила.
А. Станция «Звукознайкино» (Слайд 12)
- Ответы на вопросы
- Почему слова звучат?
- Почему слова звучат по – разному?
- Сколько звуков в русском языке – 42 звука. Почему их 42, а букв-33?
- Какие звуки есть в русском языке?
- Что мы называем гласными звуками?
- Что мы называем согласными звуками?
- Звуко-буквенный анализ слов.
– Наша ракета летит дальше.
Но что это? На нашем пути … отгадайте что.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
– Дети (хором): – Дыра..
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы (кассы букв), выложите слово «дыра»
(Анализ слова дыра)
– Дайте характеристику звуку [ д ].
– Звук [ д ] согласный, твёрдый, звонкий.
– Дайте характеристику звуку [а].
– Звук [ а ] гласный, ударный.
– Дайте характеристику звуку [ р ].
– Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий
Полетели дальше.
Б. Станция” Буковкина” (Слайд 13)
- Ответы на вопросы:
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв?(10) Назовите их?
- Назовите гласные 1 ряда. (А,О,У,Э,И)
- Что делают они (Они делают согласные твёрдыми).
- Назовите гласные второго ряда.(Я,Ё,Ю,Е,И)
- Что делают они? (Они делают согласные мягкими).
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы ъ и ь)
- Что особенного в гласных буквах, е, ю, я, е? ( они имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук “й”) (Йотированные звуки звучат в нескольких фонетических позициях:
а) в абсолютном начале слов, например: яблоко, ёлка, енот, юла;
б) после другого гласного звука, например: линия, поезд. маяк, пояс;
в) после разделительного мягкого знака: семья, пенье, вьёт, копьё;
г) после твердого знака: объятие, объект, подъём
- Есть ли среди согласных букв особенные? ( й, ч, щ – всегда мягкие, т.к.у них нет твердого парного звука, ж, ш, ц – всегда твердые, т. к. у них нет мягкого парного звука)
Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)
В. Станция. «Слоговая.
- Зашифрованные слова (Слайд 14)
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами.
Нужно быстро их собрать
И слова нам прочитать
- Работа со словами (Слайд 15)
–А теперь посмотрите на правильно написанные слова: летит, быстрая, спутник, звезда, ракета, красивая, далёкая, орбита, планета, сверкает и:
- разбейте слова на группы;
- назовите слова 1 группы (спутник, звезда, ракета, телескоп);
- как графически обозначаются эти слова?
- 2 группа слов ( летит, сверкает)
- 3 группа слов (красивая, далёкий)
– Молодцы! Справились с заданием!
Г. Станция «Сочиняйкино» (Слайд 16)
- Чтение предложений, ответы на вопросы, составление
схем предложения.
Вдруг ветер сильный набежал
И слова все разбросал.
Я их быстро собрала
И вам их уже в предложениях передала.
Вы места свои займите и предложения прочтите.
(Дети садятся за столы, читают предложения про космос. составляют из слов предложения,
- Что мы называем предложением?
- Из чего состоят предложения?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Назовите 3 правила предложений.
- Чтение предложений. У кого повествовательные предложения? Кто хочет сделать схему этого предложения?
На обычной доске ребёнок делает схему предложения, читает его по схеме.
На интерактивной доске появляются схемы этого предложения в разных вариантах, а дети «читают» эти предложения по схемам.
III. Итог занятия:
(Слайд 17)
Окончен путь.
На землю надо возвращаться.
Настало время расставаться.
Кто собой доволен,
Руку поднимите,
На пальчиках оценку
За занятие покажите.
Все пятерки это ясно!
А вы, гости,
Как, согласны?
Лично я ребят хвалю,
Я таких трудяг люблю!
За труды и за старания
И за выполненные задания.
Ждет награда вас, друзья
Вдохновив на новые дела!