“Путешествие в космос”

Интегрированное  занятие по грамоте и элементарным математическим представлениям.

космическое путешествие

Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37», Ростовская область, г. Таганрог.

Цель. Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, обобщить и закрепить их.

 Задачи.

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и элементарным математическим представлениям; учить применять их в практической деятельности.

  • Повторить состава числа в пределах 10.
  • Закрепить счётных умений в пределах 10.
  • Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги (графический диктант), развивать зрительное внимание, бинокулярное зрение.
  • Видеть взаимосвязь целого и частей, составить 4 равенства.
  • Закрепить умение составлять задачи по картинкам, схемы к задачам, используя отрезок для ответа на вопрос задачи, и решать их.
  • Уметь планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий.
  • Закрепить понятия: «слово», «предложение», «слог», «гласный звук», «согласный звук».
  • Уметь дифференцировать на слух гласные и согласные звуки.
  • Совершенствовать звуковой анализ и синтез.
  • Совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах.
  • Составлять предложения на определённую тему («Космос»), анализировать их по цели высказывания и интонации, делать   схемы.
  • Воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие.

Оборудование. Интерактивная доска: домики для закрепления состава чисел от 5 до 10, таблицы с зашифрованными числами, таблица с геометрическими фигурами для разбиения их на группы разными способами и составления 4-х равенств,  картинка с изображением котят  и мышат для решения задач, «космические звёзды» с деформированными словами из слогов.  Кассы букв и символы для звуко-буквенного анализа, предложения для чтения на тему: «Космос», схемы предложений. 2 доски для записи 4-х равенств, решения задачи, составления схемы предложения.

Раздаточный материал

Листы бумаги в клеточку на каждого ребёнка:

– для графического диктанта;

– модели   волшебных   домиков   (закрепления   состава   чисел)   для

заселения соседей – чисел;

  • составление четырёх равенств и решения их;
  • для записи решения задачи.

Карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

-Здравствуйте,  гости!

Здравствуйте,  дети!

Много узнали мы с вами за год!

У  нас было много забот и хлопот.

Время настало, вы стали большие.

Скоро стоять вам у школьных ворот,

Но, чтобы до цели желанной добраться,

Сегодня придется, друзья, постараться:

Схемы составить, задачи решать,

Знания нам свои показать.

Я верю, друзья, постараетесь очень

И путь наш успешно будет окончен.

-А путь наш   – путешествие в космос!

– В космосе нас ждут трудности, но я думаю, что мы с ними справимся.

– Готовы к путешествию?

– Да!

Но, чтобы туда попасть, надо отгадать загадки:

 

А) Присмотрись, стоит ведро –

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать     (Цилиндр)

                                                                                      Б)    Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это…      (Призма)

В)  Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (Шар).

 Г)   Как его нам не вертеть
Равных граней ровно  шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (Куб).

Д)  Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (Конус)

 

– Верно!  Путь свободен!

– Итак, отправляемся  в космос, на планету, где все любят и знают математику!

 

II. Основная часть занятия.

          1.Приготовление к полёту на планету «Математика»

                       А. Графический диктант

– «А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, сделав графический диктант, мы узнаем, на чем мы полетим».

Задание по математике

– «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?» (Ракета)

                                                Б. Расставить цифры в определённом порядке

– Любая ракета имеет названия. А какое,  вы нам скажете, если  расставите цифры в определённом порядке, начиная с наименьшей.

задание по математике 2(СЛАЙД №2)

 

 

Верно: «Смелая»                                                       

                                   В.Обратный счёт

– Но, чтобы полетела наша ракета, нам надо правильно сделать обратный отсчёт

от 10 до 1.

(Дети считают в обратном порядке)

–  Пуск!

  1. 2. Планета «МАТЕМАТИКА»                           (Слайд  №3)

На свете нет профессий

Вы заметьте–ка

Где бы вам не пригодилась  математика

 

              А. Работа с цифрами и числами

 

  • Показать пропущенную цифру (Слайд № 4)

-Мы видим цифры. Цифрам так нравится на планете, что некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.

  • Назовите  пропущенное число

(1 2 . 4 5 6 . 8 9)      Какой счёт они обозначают?

(9.7 6 5 .3 2 1)       Какой счёт они обозначают?

 

 

  • Назовите соседей числа                                                      (Слайд № 5)
  • Как называется число, стоящее перед цифрой 4, стоящее за цифрой 4
  • Как образуется каждое последующее число?

– Вы видите цифры 2 4 6 8

  • Какие числа они обозначают?- (чётныё числа). Продолжите ряд чисел.
  • А цифры:  1 3 5 7 9   –   (нечётные числа) Продолжите ряд чисел.

                                    Б. Какой знак нужно поставить:

6? 4;  7? 9;   4 +1? 5;   4 + 1? 6;   4 + 1? 3                                   (Слайд № 6)

( Дети поднимают знаки (< ; > ;  =)

  В. Заселите домики соседями – числами (состав числа).                                                                                                                                            (Слайд№7)

– Дома на планете необычные. На каждом этаже живут соседи- числа, которые в сумме дают число – номер дома.

(Дети заселяют этажи соседями, повторяют состав числа от 5-10. Задания индивидуальные)

                              Г. Правила дорожного движения                   (Слайд № 8)

– На этой планете необычные и дороги. Чтобы путешествовать по  ним, надо знать правила дорожного движения: прямая, отрезок, луч, кривая, ломаная, замкнутая.

 

                           Д. Занимательные задачки   (взаимосвязь целого и частей, решение задач)

  • Составить 4 равенства.                                      

– На планете мы видим всевозможные тела (объекты), их надо разбить на части по различным признакам. По каким?(-по величине, цвету, форме)

    Составьте, пожалуйста, 4 равенства.

(Дети  на своих листочках составляют 4 равенства с комментированием, два ребёнка это делает на доске, потом  сравнить выполненные работы с заданием на доске).

  • Составление и решение задач. (Слайд № 10)

– На планете все живут в мире и согласии.

На слайде вы видите котят и мышат. Они играют в догонялки.

Из каких частей состоит задача?   (Ответы детей: условие, вопрос,   решение ответ)

-А теперь посмотрите на котят и мышат.

  • Назовите условие задачи.
  • Назовите вопрос.
  • Составьте схему задачи.
  • Решите задачу.
  • Объясните, как решили.
  • Скажите ответ.

( Дети решают задачу каждый на своих листочках,  один – на доске, затем сравниваем решения, объясняем её)

     Зрительная гимнастика (электронные физминутки для глаз    И.А.Галкиной «Космос»)

 

  1. Планета  «ГРАМОТА»                                           (Слайд  11)

– Пора лететь на другую планету

Много планет вокруг Солнца летают.

Давайте мы с вами  на другой побываем!

-Тут  свои правила.

А.  Станция «Звукознайкино»                        (Слайд  12)

  • Ответы на вопросы
  • Почему слова звучат?
  • Почему слова звучат по – разному?
  • Сколько звуков в русском языке – 42 звука. Почему их 42, а букв-33?
  • Какие звуки есть в русском языке?
  • Что мы называем гласными звуками?
  • Что мы называем согласными звуками?
  • Звуко-буквенный анализ слов.

–  Наша ракета летит дальше.

Но что это? На нашем пути … отгадайте что.

Всё ракета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

– Дети (хором): – Дыра..

– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы (кассы букв), выложите слово «дыра»

(Анализ слова дыра)

– Дайте характеристику звуку [ д ].

– Звук [ д ] согласный, твёрдый, звонкий.

– Дайте характеристику звуку [а].

– Звук [ а ] гласный, ударный.

– Дайте характеристику звуку [ р ].

– Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий

Полетели дальше.

                  Б. Станция” Буковкина”                             (Слайд  13)

                                      

  • Ответы на вопросы:
  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  • Сколько гласных букв?(10) Назовите их?
  • Назовите гласные 1 ряда. (А,О,У,Э,И)
  • Что делают они (Они делают согласные твёрдыми).
  • Назовите гласные второго ряда.(Я,Ё,Ю,Е,И)
  • Что делают они? (Они делают согласные мягкими).
  • Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы ъ и ь)
  • Что особенного в гласных буквах, е, ю, я, е? ( они имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук “й”) (Йотированные звуки звучат в нескольких фонетических позициях:

а)  в абсолютном начале слов, например: яблоко, ёлка, енот, юла;

б)  после другого гласного звука, например: линия, поезд. маяк, пояс;

в)  после разделительного мягкого знака: семья, пенье, вьёт, копьё;

г) после твердого знака: объятие, объект, подъём

  • Есть ли среди согласных букв особенные? ( й, ч, щ – всегда мягкие, т.к.у них нет твердого парного звука, ж, ш, ц – всегда твердые, т. к. у них нет мягкого парного звука)

           Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)

 

 В. Станция. «Слоговая.  

  • Зашифрованные слова (Слайд  14)

– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами.

Нужно быстро их собрать

И слова нам прочитать

задание по математике 3

  • Работа со словами (Слайд  15)

А теперь посмотрите на правильно написанные слова: летит, быстрая, спутник, звезда, ракета, красивая, далёкая, орбита, планета, сверкает и:

  • разбейте слова на группы;
  • назовите слова 1 группы (спутник, звезда, ракета, телескоп);
  • как графически обозначаются эти слова? задание по математике 4
  • 2 группа слов  ( летит, сверкает)
  • 3 группа слов  (красивая, далёкий)

– Молодцы! Справились с заданием!

       Г. Станция  «Сочиняйкино»                                   (Слайд  16)

                                  

  • Чтение предложений, ответы на вопросы, составление

схем предложения.

 

Вдруг ветер сильный набежал

И слова все разбросал.

Я их быстро собрала

И вам их уже в предложениях передала.

Вы места свои займите и предложения прочтите.

(Дети садятся за столы,  читают предложения про космос.     составляют из слов предложения,

  • Что мы называем предложением?
  • Из чего состоят предложения?
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Назовите 3 правила предложений.
  • Чтение предложений. У кого повествовательные предложения? Кто хочет сделать схему этого предложения?

На обычной доске ребёнок делает схему предложения, читает его по схеме.

На  интерактивной доске появляются схемы этого предложения в разных вариантах, а дети  «читают» эти предложения   по схемам.

III. Итог занятия:

(Слайд  17)

Окончен путь.

На землю надо возвращаться.

Настало время расставаться.

Кто собой доволен,

Руку поднимите,

На пальчиках оценку

За занятие покажите.

Все пятерки это ясно!

А вы, гости,

Как, согласны?

Лично я ребят хвалю,

Я таких трудяг люблю!

За труды и за старания

И за выполненные задания.

Ждет награда вас, друзья

Вдохновив на новые дела!