В декларации прав свобод человека и гражданина, говорится, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализовать это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.
Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно, в эту область, в первую очередь, проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости. Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми, будут заложены в сознании развивающейся личности, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.
Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.
Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Семья является основой воспитания детей. Невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, тематическим выставкам, изготовлению народных игрушек, поделок, изучение сказок, пословиц и поговорок разных национальностей.
Привлечение родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, к оформлению подборки книг, наглядного материала, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных национальностей, крупными городами, природными особенностями, достопримечательностями, произведениями искусства и т.д.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов страны и региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Необходимо сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания.
Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс ДОУ.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
- Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления важно вызвать отклик в душе ребенка, пробудить его чувства).
- Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
- Общение с представителями разных национальностей;
- Устное народное творчество;
- Художественная литература;
- Игра и народная игрушка;
- Декоративно – прикладное искусство;
- Музыкальные произведение разных национальностей;
- Мини-музеи кукол в национальных костюмах;
- Национальные кушанья.
Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относится к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Традиционно именно семья формирует идеалы, общественно – социальные установки через комплекс этико – нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно – субъективные ценности и осуществляется связь времен, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально – генетического кода, социальной памяти народа» (Гершунский Б.С.).
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в нашей стране, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Используемая литература
- Балицкая И.В. Поликультурное образование. М., 2001 г.
- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
- Вершинина Н.В. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт. –
- Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2014.
- Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
- Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
- www.moi-detsad.ru/
- Cоциальная сеть работников образования /nsportal.ru.
Автор: Кубран Ольга Игоревна, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87 комбинированного вида»,
г. Орёл