Конспект занятия с детьми средней группы детского сада.
Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.
Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов – Майданские, маленькие матрёшки, кукла Маша, музыка.
Художественная литература: потешки, загадки, частушки.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с куклой, матрёшкой, рассматривание иллюстраций « Народная игрушка», заучивание частушек о матрёшке.
Ход занятия.
Воспитатель: – Дети, у нас сегодня будет с вами интересное занятие. Мы с вами отправимся в страну матрёшек. А поможет нам в этом наша кукла Маша. Поздоровайтесь с ней. (дети здороваются). Она мне рассказала, что с ней хотела прийти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Маши?
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: – Это матрёшка!
Воспитатель: – Молодцы! Это матрёшка. Нам Маша предлагает отправиться в страну матрёшек. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Воспитатель: – Дети, а что вы знаете о матрёшках? Из чего они сделаны?
Дети: – Это русско-народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Она сделана из дерева!
Воспитатель: – Правильно! Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком. А давайте рассмотрим как она одета. (Дети рассматривают матрёшку).
Дети: – Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник.
Воспитатель: – Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Вот мы с вами и прибыли в страну матрёшек. А кто это нас с вами встречает на поляне? Да это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две матрёшки: Семёновская и Полхов – Майданская).
– Ребята, это Семёновская матрёшка. (Показ матрёшки). У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
– А, это Полхов – Майданская матрёшка.(показ матрёшки). По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
– Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?
Дети: – По форме, цвету, росписи. И у них разные названия.
Воспитатель: – Правильно! А сейчас кукла Маша посмотрит как вы умеете собирать матрёшек. (Дети складывают матрёшек в одну большую по размеру.)
– Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).
На ногах сапожки топают матрёшки (топают).
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются).
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).
Вы похожи словно сёстры (качают головой).
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают).
Воспитатель: – А теперь мы для матрёшек споём частушки (выходят 4 ребёнка и поют частушки).
- Девочки беляночки,
Где вы набелились?
– Мы вчера коров доили,
Молоком умылись.
- Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко,
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
- Я цветочек вышила,
«Жу-жу-жу» услышала.
Села пчёлка на цветок –
Мастерица наутёк.
- Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Воспитатель: – Молодцы! Матрёшки вас благодарят за то, что вы так много знаете о них, историю, частушки. И в подарок они хотят вручить сладкие подарки (воспитатель раздаёт каждому ребёнку сладкие подарки).
– А теперь давайте с ними попрощаемся и вернёмся в наш детский сад, в нашу группу (дети прощаются).
– Вот мы и в детском садике, в нашей группе. Давайте с вами ещё раз вспомним историю матрёшек, из чего они сделаны, как одеты (дети по очереди рассматривают матрёшек и рассказывают про них).
– Какие вы все молодцы, всё знаете. Да, матрёшки бывают несколько видов. Русско-народная, деревянная матрёшка известна и по сей день, она вошла в нашу историю. Являясь частью культуры всего человечества, народная культура охраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Список литературы.
- Воробьёва О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
- Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.