Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации для младшей группы
Автор: Елена Розанова.
Программное содержание:
- Упражнять детей в различении и назывании круга и квадрата, их сравнении.
- Упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки.
- Показать детям способ наклеивания путем чередования фигур.
- Уточнить знание цветов.
- Упражнять в использовании правильных приемов наклеивания.
- Воспитывать целеустремленность.
Материалы к занятию:
- демонстрационный: изображение поезда без колес, к нему набор геометрических фигур – квадратов и кругов, большой синий круг, большой желтый квадрат.
- раздаточный: карточка с кругами и квадратами, полоска бумаги, круги и квадраты одного цвета на стол, клей, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка.
Ход занятия:
Показываю круг и спрашиваю: «Что это?» Предлагаю найти такую фигуру у себя и показать. Затем показываю квадрат: «А это что? Это квадрат! Найдите и покажите квадрат. Что показал Алеша? (фигуры помещаются на доску). Я обведу круг, а вы мне помогайте! Что вы обвели? А теперь обведем квадрат! Прямо ведем палец, вот это уголок, поворачиваем палец, еще уголок, опять поворачиваем палец…. Теперь обведите пальцем свой круг, а потом квадрат. Что вы обвели? Давайте все вместе скажем: квадрат! Покатайте круг! Катится круг? Положите квадрат! Почему квадрат не катится? Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Как много углов у квадрата! (Показываю углы). Квадрат не катится. Мешают углы! У круга нет углов. Круг катится».
Даю задание: Положить перед собой карточку. Придерживая карточку левой рукой, указательным пальцем правой обвести круги, а потом квадраты. Помогаю, держа руку ребенка и вместе производя нужное действие.
В ходе работы спрашиваю малышей, что они обводят.
Говорю, что Степашка построил поезд. Может ли поезд идти? Почему не может? Выясняется, что у вагончиков нет колес. Из чего можно сделать колеса? Почему? А можно ли их сделать из квадратов? Нет! Почему? (вызванный ребенок пробует катить круг и квадрат).
Вызываю детей, предлагаю найти круг и прикрепить к вагончику.
Спрашиваю: «Сколько колес у поезда? Сколько колес прикрепил Сережа? Сколько Вадик?»
Вот и готов наш поезд. Давайте на нем покатаемся, даю гудок: «у-у-у!» Делаю с детьми круговые движения руками, произносим: «чу-чу, чу- чу….» и поезд совершает поездку к столам, приготовленным для аппликации. Во время поездки поем песенку:
«Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья».
Приехав, дети рассаживаются за столы.
«Ребята, на что похож квадрат? (на кубик), а круг? (на шарик). Какого цвета они у вас? Давайте с вами представим, что квадратики и круги у вас на столах – это шарики и кубики, и сейчас мы их будем наклеивать поочередно на полоску.
Шарик, кубик мажем клеем
Шарик, кубик – клей смелее
Обращаю внимание на использование правильных приемов наклеивания.
Рассматриваем готовые работы.