- Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
- Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители, логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.
- Сроки выполнения проекта: 2 месяца.
- Тип проекта: познавательно-творческий.
Актуальность
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДУ и семьи.
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Вот почему проблема сохранения семейных ценностей становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.
К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «домашний очаг», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями — дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени и родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, заботой друг о друге, поддержкой в трудные минуты жизни; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т.д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому является первой ступенью патриотического воспитания человека.
Противоречия
- Между естественной потребностью ребёнка в образе родного дома, который защищает, оберегает, даёт чувство уверенности, душевного равновесия и недостаточным уровнем осведомлённости родителей в вопросах сохранения традиций и особенностей семейных отношений.
- Между требованиями, предъявляемыми обществом к человеку, как к патриоту своей страны и слабая мотивация некоторой части родителей к сохранению семейных традиций, атмосферы домашнего очага.
- Между ориентированием родителей федеральными государственными образовательными стандартами на участие в жизни детского сада (группы) и сопротивлением, неготовностью со стороны родителей.
Проблема
Непринятие, непонимание детьми социокультурных ценностей: «родной дом», «тепло домашнего очага», «дом создаётся руками, а очаг сердцами», «хранительница домашнего очага», «куклы-обереги», «уклад русской семьи», которые способствуют духовному сближению взрослых членов семьи и детей, являются первым шагом в познании Родины, её традиций, истории и по сути являются первой ступенью гражданского воспитания человека.
Цель:
Формировать семейные гуманистические ценности путем организации плодотворного сотрудничества детей, родителей и педагогов согласно требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
Для детей:
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Пополнить активный словарь;
- Формировать представления о домашнем очаге, его значении для жизни человека в прошлом и настоящем;
- Формировать представления об укладе русской семьи в прошлые времена;
- Расширять представления о понятии «дом» как о месте, где о человеке заботятся, ждут, интересно проводят время.
- Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; формировать понятие «оберег»;
- Воспитывать понимание, что тёплые, заботливые отношения между близкими людьми – главная ценность в жизни человека;
- Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям;
Для педагогов:
- Объединить усилия детского сада и семьи для развития и воспитания у детей осознанного отношения к социокультурным ценностям: дом, семья, забота, помощь, счастье.
- Сформировать у детей положительный образ домашнего очага, воспитывать заботливое отношение и любовь к родным и близким;
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс через внедрение новых форм работы (мастер-класс);
- Привлечь к сотрудничеству родителей в вопросах музыкального образования их детей;
- Пополнить активный словарь детей;
- Пополнить дидактический материал по теме: «История дома»;
- Обогатить развивающую предметно – пространственную среду по данному вопросу.
Для родителей:
- Принять активное участие в мастер-классе по изготовлению «Куклы-пеленашки»;
- Принять участие в обогащении экспозиции мини- музея «Русская изба»;
- Принять участие в оформлении тематических альбомов «Мой родной дом»;
- Принять участие в создании фотогалереи «Наша дружная семья» с составлением рассказа совместно с детьми о домашних традициях.
Новизна
Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:
-само здание, стены и крыша над головой;
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки;
-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло),
В ходе бесед среди детей и наблюдений за ними в часы утреннего приёма и сборов домой, выяснилось, что не все дети уважительно относятся к родителям (разговаривают на повышенных тонах, требуют чего-либо), мало знают о традициях своей семьи, распределении обязанностей в семье, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, воспитывать чувство принадлежности к культуре родного народа.
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении. Появилась идея: создать проект «Тепло домашнего очага».
Коррекционный аспект. Необходимым условием реализации проекта является обобщение и систематизация, формирование представлений о доме, семье, детскому саду, городе (селе), родной природе, о быте, традициях, культурном наследии своего народа; пополнение активного словаря детей существительными с уменьшительными суффиксами, относительными прилагательными и глаголами, синонимами, словами сложной слоговой конструкции; совершенствование грамматического строя речи. Научит детей понимать и объяснять смысл слов с эмоционально-оттеночным значением и переносным смыслом.
Краткое содержание.
Первый этап. Подготовительный
Была выявлена проблема, определена тема будущего проекта, обозначена цель проекта и поставлены задачи. Был проведён анализ имеющейся методической и специальной литературы по вопросам гражданского воспитания на тему «Семья», Определены сроки проведения проекта, разработаны мероприятия, проведён вводный мониторинг (наблюдение, беседы с детьми, анкетирование родителей).
Второй этап. Основной
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию со всеми его участниками – детьми, коллегами, родителями. Третий этап. Заключительный
- Оформление и посещение выставки «Куклы-берегини» в мини-музее «Русская изба»;
- Выставка творческих работ «Домовёнок Кузя»;
- Выставка детских рисунков по пословице «Дом создаётся руками, а очаг сердцами»;
- Фотогалерея «Наша дружная семья»;
- Мастер-класс с родителями «Кукла-пеленашка»;
- Оформление тематических альбомов «Мой родной дом»;
Предполагаемые результаты:
- У детей расширятся: представления о семье и о доме как о месте, где ребёнок родился и растёт, атмосфере домашнего очага, которая определяется, прежде всего, заботой друг о друге, поддержкой в трудные минуты жизни; активный словарь по данной теме;
- Обогатятся детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
Технологическая карта проекта:
Этапы работы над проектом, сроки | Формы | Содержание | Ответственные | Продукты |
Организационный
| Интернет-ресурсы | Сбор и систематизация информации о жилищах людей разных времён.
| Воспитатель | Презентация «Жилища людей» |
Творческая лаборатория | Редактирование притчи о братьях | Воспитатель | Адаптированная притча о братьях | |
Круглый стол с участием педагогов, участвующих в проекте | Составление плана взаимодействия по проекту | План работы над проектом
| ||
Творческая лаборатория | Разработка эскизов мнемотаблицы | Воспитатель | Мнемотаблица к притче о братьях | |
Интернет-ресурсы | Сбор информации о куклах-оберегах | Воспитатель | Презентация «Куклы-обереги» | |
Творческая лаборатория | Разработка пооперационной схемы изготовления куклы-Крупенички | Воспитатель | Пооперационная схема изготовления куклы-Крупенички | |
Раздаточный материал | 2.Информация о причинах появления в древнеславянских семьях кукол-оберегов
| Воспитатель | 1.Буклет «Всё о куклах-берегинях в жизни древнеславянских семей»
| |
Интернет – ресурсы | Подборка информации об укладе жизни русской семьи в прошлые времена | Презентация «Уклад жизни русской семьи» | ||
Мастер-класс | Изготовление родителями куклы-Пеленашки | Кукла-Пеленашка | ||
Реализация проекта
| Образовательная деятельность: 1. «Тепло домашнего очага»
2.Образовательная деятельность «Крупеничка-хранительница домашнего очага»
3. Рассказ воспитателя об укладе жизни и обязанностях в семье в прошлые времена
4.Ознакомление с художественной литературой
5. ОД «Домашнее тепло» | -Экскурсия по музею прошлого (в роли помощников экскурсовода – дети); -Слушание и обсуждение притчи о братьях; -пересказ притчи с помощью мнемотаблицы; -Создание творческих работ по содержанию пословицы о домашнем очаге.
-Рассказ воспитателя о месте кукол-оберегов в жизни русского народа; -Русская народная игра «Золотые ворота»; -Рассказ воспитателя о кукле-Крупеничке; -Продуктивная деятельность по изготовлению куклы-оберега
-Чтение ребёнком стихотворения «Здравствуй, Родина моя!»; – Беседа о Родине; – Рассказ воспитателя об обязанностях членов семьи в прошлые времена; – Чтение стихов о бабушке; – Словесная игра «Доскажи словечко»; – Рисование Домовёнка Кузи.
– Стихи-приглашения на спектакль; – Беседа по содержанию сказки «Василиса Прекрасная»; – Рисование по содержанию увиденного
– Рассказ воспитателя о своём доме; – Составление рассказов о своих домах с использованием тематических альбомов «Мой родной дом»; – Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»; – Выполнение этюда по теме рассказа; – Выполнение задания в парах на тему «Домашнее тепло, забота» | Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель | 1.Конспект ОД «Тепло домашнего очага»
2. Дидактический материал
1. Конспект ОД «Крупеничка-хранительница домашнего очага»
2.Дидактический материал.
1. Презентация «Уклад жизни русской семьи»
1.Теневой театр «Василиса Прекрасная»
1.Конспект ОД «Домашнее тепло»
2. Дидактический материал |
Создание условий, совместная и самостоятельная деятельность. | 1.В развивающей среде пооперационные карты изготовления кукол, различный изобразительный и бросовый материал; 2.В развивающей среде иллюстрации с изображением разных видов жилищ;
3.В развивающей среде тематические альбомы «Мой родной дом»
4. В развивающей среде теневой театр «Василиса Прекрасная» | Воспитатель | 1.Оформление выставки «Куклы-обереги»
2.Выставка рисунков «Прошлое и настоящее наших домов»
3.Составление рассказов о доме
4. Участие в покае театра «Василиса Прекрасная» | |
«Домашнее задание» (работа с семьёй). | Сочинение совместно с детьми рассказа на тему «Наша дружная семья». | Воспитатель, родители | Фотогалерея «Наша дружная семья» с составлением рассказа о домашних традициях
Оформление тематических альбомов «Мой дом родной» | |
Рефлексия
| Оформление творческих продуктов проекта
| 1.Создание презентации по проекту «Тепло домашнего очага» 2.Демонстрация фотоотчёта о проведении проекта на сайте детского сада | Музыкальный руководитель, воспитатель, родители. | Презентация, фотоотчёт для сайта детского сада. |
Оформление портфолио проекта | Систематизация и доработка материалов проекта | Музыкальный руководитель, воспитатель | Портфолио с материалами проекта |