«Тепло домашнего очага»

тепло домашнего очага

  1. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
  2. Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители, логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.
  3. Сроки выполнения проекта: 2 месяца.
  4. Тип проекта: познавательно-творческий.

Актуальность

Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДУ и семьи.

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Вот почему проблема сохранения семейных ценностей становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.

К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «домашний очаг», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями — дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени и родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, заботой друг о друге, поддержкой в трудные минуты жизни; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т.д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому является первой ступенью патриотического воспитания человека.

 

Противоречия

  • Между естественной потребностью ребёнка в образе родного дома, который защищает, оберегает, даёт чувство уверенности, душевного равновесия и недостаточным уровнем осведомлённости родителей в вопросах сохранения традиций и особенностей семейных отношений.
  • Между требованиями, предъявляемыми обществом к человеку, как к патриоту своей страны и слабая мотивация некоторой части родителей к сохранению семейных традиций, атмосферы домашнего очага.
  • Между ориентированием родителей федеральными государственными образовательными стандартами на участие в жизни детского сада (группы) и сопротивлением, неготовностью со стороны родителей.

Проблема

Непринятие, непонимание детьми социокультурных ценностей: «родной дом», «тепло домашнего очага», «дом создаётся руками, а очаг сердцами», «хранительница домашнего очага», «куклы-обереги», «уклад русской семьи», которые способствуют духовному сближению взрослых членов семьи и детей, являются первым шагом в познании Родины, её традиций, истории и по сути являются первой ступенью гражданского воспитания человека.

Цель:

Формировать семейные гуманистические ценности путем организации плодотворного сотрудничества детей, родителей и педагогов согласно требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

Для детей:
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Пополнить активный словарь;
  • Формировать представления о домашнем очаге, его значении для жизни человека в прошлом и настоящем;
  • Формировать представления об укладе русской семьи в прошлые времена;
  • Расширять представления о понятии «дом» как о месте, где о человеке заботятся, ждут, интересно проводят время.
  • Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; формировать понятие «оберег»;
  • Воспитывать понимание, что тёплые, заботливые отношения между близкими людьми – главная ценность в жизни человека;
  • Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям;
Для педагогов:
  • Объединить усилия детского сада и семьи для развития и воспитания у детей осознанного отношения к социокультурным ценностям: дом, семья, забота, помощь, счастье.
  • Сформировать у детей положительный образ домашнего очага, воспитывать заботливое отношение и любовь к родным и близким;
  • Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс через внедрение новых форм работы (мастер-класс);
  • Привлечь к сотрудничеству родителей в вопросах музыкального образования их детей;
  • Пополнить активный словарь детей;
  • Пополнить дидактический материал по теме: «История дома»;
  • Обогатить развивающую предметно – пространственную среду по данному вопросу.
Для родителей:
  • Принять активное участие в мастер-классе по изготовлению «Куклы-пеленашки»;
  • Принять участие в обогащении экспозиции мини- музея «Русская изба»;
  • Принять участие в оформлении тематических альбомов «Мой родной дом»;
  • Принять участие в создании фотогалереи «Наша дружная семья» с составлением рассказа совместно с детьми о домашних традициях.

Новизна

Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:

-само здание, стены и крыша над головой;

-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки;

-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло),

В ходе бесед среди детей и наблюдений за ними в часы утреннего приёма и сборов домой, выяснилось, что не все дети уважительно относятся к родителям (разговаривают на повышенных тонах, требуют чего-либо), мало знают о традициях своей семьи, распределении обязанностей в семье, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, воспитывать чувство принадлежности к культуре родного народа.

Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении. Появилась идея: создать проект «Тепло домашнего очага».

Коррекционный аспект. Необходимым условием реализации проекта является обобщение и систематизация, формирование представлений о доме, семье, детскому саду, городе (селе), родной природе, о быте, традициях, культурном наследии своего народа; пополнение активного словаря детей существительными с уменьшительными суффиксами, относительными прилагательными и глаголами, синонимами, словами сложной слоговой конструкции; совершенствование грамматического строя речи. Научит детей понимать и объяснять смысл слов с эмоционально-оттеночным значением и переносным смыслом.

Краткое содержание.

Первый этап. Подготовительный

Была выявлена проблема, определена тема будущего проекта, обозначена цель проекта и поставлены задачи. Был проведён анализ имеющейся методической и специальной литературы по вопросам гражданского воспитания на тему «Семья», Определены сроки проведения проекта, разработаны мероприятия, проведён вводный мониторинг (наблюдение, беседы с детьми, анкетирование родителей).

Второй этап. Основной

На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию со всеми его участниками – детьми, коллегами, родителями. Третий этап. Заключительный

  • Оформление и посещение выставки «Куклы-берегини» в мини-музее «Русская изба»;
  • Выставка творческих работ «Домовёнок Кузя»;
  • Выставка детских рисунков по пословице «Дом создаётся руками, а очаг сердцами»;
  • Фотогалерея «Наша дружная семья»;
  • Мастер-класс с родителями «Кукла-пеленашка»;
  • Оформление тематических альбомов «Мой родной дом»;

Предполагаемые результаты:

  • У детей расширятся: представления о семье и о доме как о месте, где ребёнок родился и растёт, атмосфере домашнего очага, которая определяется, прежде всего, заботой друг о друге, поддержкой в трудные минуты жизни; активный словарь по данной теме;
  • Обогатятся детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

Технологическая карта проекта:

Этапы работы над проектом, срокиФормыСодержаниеОтветственныеПродукты
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный

 

Интернет-ресурсыСбор и систематизация информации о жилищах людей разных времён.

 

ВоспитательПрезентация «Жилища людей»
Творческая лабораторияРедактирование притчи о братьяхВоспитательАдаптированная притча о братьях
Круглый стол с участием педагогов, участвующих в проектеСоставление плана взаимодействия по проектуПлан работы над проектом

 

Творческая лабораторияРазработка эскизов мнемотаблицыВоспитательМнемотаблица к притче о братьях
Интернет-ресурсыСбор информации о куклах-оберегахВоспитательПрезентация «Куклы-обереги»
Творческая лабораторияРазработка пооперационной схемы изготовления куклы-КрупеничкиВоспитательПооперационная схема изготовления куклы-Крупенички
Раздаточный материал2.Информация о причинах появления в древнеславянских семьях кукол-оберегов

 

 

Воспитатель1.Буклет «Всё о куклах-берегинях в жизни древнеславянских семей»

 

Интернет – ресурсыПодборка информации об укладе жизни русской семьи в прошлые временаПрезентация «Уклад жизни русской семьи»
Мастер-классИзготовление родителями куклы-ПеленашкиКукла-Пеленашка
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта

 

Образовательная деятельность:

1. «Тепло домашнего очага»

 

 

 

 

 

2.Образовательная деятельность «Крупеничка-хранительница домашнего очага»

 

 

 

3. Рассказ воспитателя об укладе жизни и обязанностях в семье в прошлые времена

 

 

 

 

 

4.Ознакомление с художественной литературой

 

 

 

5. ОД «Домашнее тепло»

-Экскурсия по музею прошлого (в роли помощников экскурсовода – дети);

-Слушание и обсуждение притчи о братьях;

-пересказ притчи с помощью мнемотаблицы;

-Создание творческих работ по содержанию пословицы о домашнем очаге.

 

-Рассказ воспитателя о месте кукол-оберегов в жизни русского народа;

-Русская народная игра «Золотые ворота»;

-Рассказ воспитателя о кукле-Крупеничке;

-Продуктивная деятельность по изготовлению куклы-оберега

 

-Чтение ребёнком стихотворения «Здравствуй, Родина моя!»;

– Беседа о Родине;

– Рассказ воспитателя об обязанностях членов семьи в прошлые времена;

– Чтение стихов о бабушке;

– Словесная игра «Доскажи словечко»;

– Рисование Домовёнка Кузи.

 

– Стихи-приглашения на спектакль;

– Беседа по содержанию сказки «Василиса Прекрасная»;

– Рисование по содержанию увиденного

 

– Рассказ воспитателя о своём доме;

– Составление рассказов о своих домах с использованием тематических альбомов «Мой родной дом»;

– Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»;

– Выполнение этюда по теме рассказа;

– Выполнение задания в парах на тему «Домашнее тепло, забота»

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

Воспитатель

1.Конспект ОД «Тепло домашнего очага»

 

2. Дидактический материал

 

 

 

 

 

 

 

1. Конспект ОД

«Крупеничка-хранительница домашнего очага»

 

 

2.Дидактический материал.

 

 

 

 

1. Презентация «Уклад жизни русской семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теневой театр «Василиса Прекрасная»

 

 

 

 

 

1.Конспект ОД «Домашнее тепло»

 

 

2. Дидактический материал

Создание условий,

совместная и

самостоятельная деятельность.

1.В развивающей среде пооперационные карты изготовления кукол, различный изобразительный и бросовый материал;

2.В развивающей среде иллюстрации с изображением разных видов жилищ;

 

3.В развивающей среде тематические альбомы «Мой родной дом»

 

4. В развивающей среде теневой театр «Василиса Прекрасная»

Воспитатель1.Оформление выставки «Куклы-обереги»

 

 

 

2.Выставка рисунков «Прошлое и настоящее наших домов»

 

 

3.Составление рассказов о доме

 

 

 

4. Участие в покае театра «Василиса Прекрасная»

«Домашнее задание» (работа с семьёй).Сочинение совместно с детьми рассказа на тему «Наша дружная семья».Воспитатель,

родители

Фотогалерея «Наша дружная семья» с составлением рассказа о домашних традициях

 

Оформление тематических альбомов «Мой дом родной»

Рефлексия

 

Оформление творческих продуктов проекта

 

1.Создание презентации по проекту «Тепло домашнего очага»

2.Демонстрация фотоотчёта о проведении проекта на сайте детского сада

Музыкальный руководитель, воспитатель, родители.Презентация, фотоотчёт для сайта детского сада.
Оформление портфолио проектаСистематизация и доработка материалов проектаМузыкальный руководитель, воспитательПортфолио с материалами проекта