Педагогический проект «Вновь встречаем мы весну»
Вид проекта: педагогический.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Экологическое воспитание является одной из наиболее актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны сознательные и образованные люди, обладающие экологической культурой. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными экологическими знаниями, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. При размышлении о природе вместе с взрослыми у дошкольника обогащаются знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать, а яркие впечатления о родной природе оставляют неизгладимый след в душе ребенка на всю жизнь.
Цель проекта: расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи в живой и неживой природе.
Задачи проекта:
– закреплять и расширять представления о времени года «весна»;
– развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
– закреплять и систематизировать знания о животных, растениях, насекомых, птицах;
Ожидаемый результат:
- У детей значительно расширились и закрепились знания по теме: «Живая и неживая природа весной».
- У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
- Дети проявляют бережное отношение к природе.
- Родители придают большее значение экологическому воспитанию детей в семье.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Реализация проекта:
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Подготовительный | Выбор темы, определение цели и задач, прогнозирование результата, подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи, и т.п.); подбор наглядно-дидактического материала (игр, пособий, плакатов), произведений художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
| |
2.Погружение в проект | Выявление уровня знаний по теме «Весна» у воспитанников группы, анкетирование родителей, анализ анкетирования родителей, оформление информационных листов для родителей по темам «Экологическое воспитание детей в семье», «Наблюдаем вместе», обсуждение с детьми плана действий для успешной реализации проекта.
| Раскрывают свои знания по теме «Весна» посредством ответов на вопросы педагога в ходе ООД, бесед, игр и т.д.; Участвуют в обсуждении с воспитателем плана действий для успешной реализации проекта (выучить стихотворения о весне, наблюдать за изменениями в природе, подобрать с родителями книги о природе, сделать совместные рисунки с изображением пейзажей весенней природы и т.д.) |
3. Основной этап Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие | Уборка снега на участке, сухих веток и травы на клумбах, расчистка дорожек; Беседы: «Пробуждение природы», «Возвращение перелетных птиц»; Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян»
Наблюдения: «Продолжительность светового дня», «Небо вечером», «Ель ранней весной», «Первые проталины», «Почва весной», наблюдение за птицами, за капелью, за ручьями, рассматривание веток на деревьях, снега на участке и т.д. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Перелетные и зимующие птицы», «Кто чем питается?», «Что изменилось на улице?» и др. «Чей детеныш?», «Живая – неживая».
Разучивание с детьми пословиц и поговорок о весне, стихотворений А. Плещеева, «Уж тает снег, бегут ручьи…», Е.Серова «Одуванчик» Чтение художественной литературы: рассказы С.Вангели «Подснежники», М. Горького «Воробьишко», Л. Толстого «Пришла весна» стихи З.Александрова «Салют весне», Е.Баратынский «Весна – весна», Р.Сеф «Лицом к весне»; Оформление выставки книг «Наши книги о природе»
Подвижные игры: «Через ручеек», «Птичка и кот», «Перелет птиц», «Зайцы и волк», Беседа «Безопасное поведение на улице весной».
Рисование: «Подснежники», «Грачи прилетели», «Капель» Аппликация: «Скворечник» Лепка «Зайчик весной» Рассматривание репродукций картин: В.Ф.Токарев «Весенняя сказка», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода» Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник».
| Принимают участие в уборке снега на участке, сухих веток и травы на клумбах, расчистке дорожек; Активно принимают участие в беседах, рассказывают о своих наблюдениях; Играют в сюжетно-ролевые игры.
Наблюдают на прогулках за изменениями в живой и неживой природе, обсуждают с воспитателем и другими детьми свои наблюдения, играют в дидактические игры под руководством педагога.
Разучивают с педагогом поговорки, пословицы и стихи о весне, закрепляют их с родителями дома;
Слушают чтение педагога, участвуют в беседе по прочитанным произведениям;
Помогают педагогу вместе с родителями в оформлении выставки книг «Наши книги о природе».
Играют в подвижные игры;
Участвуют в беседе «Безопасное поведение на улице весной».
Создают рисунки под руководством педагога на темы: «Подснежники», «Грачи прилетели», «Капель», аппликации «Скворечник», поделки из пластилина «Зайчик весной»; Рассматривают репродукции картин русских художников на тему «Весна»; Прослушивают музыкальные произведения о весне П.И.Чайковского.
|
4. Подведение итогов | Обобщение результатов работы над проектом, их анализ, формулировка выводов.
| Делятся своими впечатлениями, новыми знаниями, рассказывают о трудностях, возникших по ходу реализации проекта. |
5.Заключительный
| Открытый показ ООД для родителей «Путешествие в весенний лес». | Участвуют в открытом показе ООД для родителей «Путешествие в весенний лес». |
Литература:
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
- Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
Подготовила: воспитатель Чудина Елена Сергеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 общеразвивающего вида «Пчелка»
г. Коломна Московской области