Проект валеологические знания и умения детям дошкольного возраста: «Я и мое здоровье» в первой младшей группе.
Выполнила: Корниенкова Т.В., воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 Еманжелинского муниципального района Челябинской области.
Актуальность проекта
Проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста.
В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение способов, средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.
Он должен иметь основы знаний – тот минимум, который помог бы в дальнейшей жизни.
Несомненно, учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения, а успех этой учебы на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей. Сегодня педагогу не хватает сведений о методах формирования здоровья у детей.
Данный проект является одним из путей решения проблемы валеологического образования и воспитания дошкольника, призванного сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни.
Тематическое поле
- Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста.
I этап проекта (оздоровительно-подготовительный)
Цель проекта:
- Воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
- Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка;
- Формирование потребности в здоровом образе жизни;
- Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования физкультурных атрибутов как предметы для игр и упражнений;
- Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр.
Задачи проекта:
- Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках;
- Познакомить с частями ела человека: голова, туловище, руки, ноги;
- Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения; следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос;
- Учить пользоваться индивидуальными полотенцами, носовым платком, зубной щеткой, расческой;
- Учить соблюдать опрятность в одежде, обуви;
- Расширять представление о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды;
- Побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью;
- Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
- Развивать двигательные умения и навыки у детей, способствующие укреплению здоровья через упражнения и подвижные игры.
Участники проекта:
- Дети первой младшей группы;
- Воспитатели;
- Музыкальный руководитель;
- Родители.
Вид проекта:
- Групповой;
- Познавательно-творческий;
- Краткосрочный.
Срок реализации:
- 1 месяц.
Сценарий совместный действий по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
- Постановка целей и задач; планирование по проекту;
- Подбор материала праздников и досугов для проведения активного отдыха детей;
- Изготовление дидактических игр, ободков для подвижных игр;
- Подбор консультаций, рекомендаций для родителей;
- Оформление уголка по валеологии и изготовление дидактических игр;
- Подготовка презентации: «Я и мое здоровье».
Описание продукта
- Пополнение картотеки новыми подвижными играми;
- Создание картотеки по валеологии;
- Оформление уголка «Центр здоровья доктора Айболита»;
- Выставка детских работ: «Овощи и фрукты – полезные продукты» (аппликация), «Солнце улыбается» (рисование).
Ожидаемый результат
Для детей:
- Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников;
- Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками;
- Углубленные знания детей о себе, мальчиках и девочках;
- Освоение КГН: мыть руки перед едой, следить за чистотой лица, содержать в порядке нос, пользоваться индивидуальным полотенцем и т.д..
Для родителей:
- Совместное сотрудничество родителей и воспитателей для решения валеологических знаний и умений детей;
- Желание родителей участвовать в жизни детского сада по накоплению опыта в формировании здорового образа жизни детей.
Формы работы
- Образовательная деятельность;
- Праздники;
- Музыкальные развлечения;
- Чтение стихов, потешек, песен, танцев;
- Беседы;
- Экскурсии;
- Наблюдения;
- Оформление выставки рисунков.
Работа с родителями
- Проведение социально – гигиенического скрининга условий и образа жизни семей группы;
- Беседы и консультации: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей»; психологическое состояние ребенка «Какое бывает настроение»; соблюдаем режим дня;
- Родительское собрание «Растем здоровыми», презентация.
Работа с педагогами
- Участие воспитателей других групп на праздниках, развлечениях в ролях сказочных героев (по сценарию);
- Презентация для воспитателей «Я и мое здоровье».
II этап проекта (основной)
План работы по реализации проекта
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать у детей доброжелательные взаимоотношения со сверстниками (в игре, на занятиях и т.д.)
- Продолжать прививать культурно-гигиенические навыки на примере сказочных героев;
- Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий – собирать урожай с кустиков;
- Прививать любовь к природе, запоминать название растений.
Познавательное развитие:
- Продолжать учить детей правильно называть цвет, величину, форму предмета;
- Использовать дидактические игры на развитие внимания и памяти;
- Различать по внешнему виду овощи и фрукты, определять их на вкус (дидактическая игра: «Узнай на вкус» и т.д.).
Речевое развитие:
- Повторять наиболее интересные отрывки из прочитанных произведений;
- Продолжать работу над развитием связной речи;
- Формировать умение отвечать на вопросы;
- Активизировать словарь детей;
- Воспитывать умение слушать новые сказки, стихи, рассказы.
Художественно-эстетическое развитие:
- Продолжать слушать знакомую музыку и выполнять движения, соответственно каждой части: прыгать, ходить по кругу, бегать и т.д.;
- Подпевать знакомые песенки;
- Развивать интерес к театрализованной деятельности;
- Продолжать рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы;
- Закрепить умение узнавать и называть овощи, фрукты и т.д.;
- Закрепить умение детей пользоваться карандашом, фломастером на свободную тему.
Физическое развитие:
- Закреплять умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, слушать сигнал воспитатель;
- Выполнять образные движения: прыгать, как зайчик; летать, как птички и т.д..
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В обязательном порядке, ежедневно проводить:
- утренний прием детей;
- утренняя гимнастика;
- артикуляционная и пальчиковые гимнастики;
- бодрящая гимнастика после дневного сна;
- дорожка здоровья;
- обеспечение детей питьевым режимом.
Тематические занятия:
- «Это – я»;
- «Я – девочка, я – мальчик»;
- «Наши гости дорогие зубки нам почистили, ручки нам помыли»;
- «Наш веселый, наш любимый носовой платок»;
- Кукольный театр «Как Маша с Ваней в гости собирались»;
- «Это – Я и мои друзья»;
- «Рассмотрим друг друга»;
- «Вот какие мы смешливые, вот какие мы подвижные»;
- Кукольный театр:
«Водичка, водичка, умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»;
- «Где тут прячется вода? Выходи, водица, мы пришли умыться!»;
- «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке – ладошки, пальчики – Антошке»;
- «Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо»;
- «Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый, здравствуй!»
- «Делая прическу, помни про себя,
Что твоя расческа только для тебя!»;
- «Утром, чистя зубы, помни про себя
Что зубная щетка только для тебя!»;
- Дидактическая игра «Соберем Машу с Ваней в гости».
Подвижные игры, беседы, развлечения:
- Подвижные игры: «Ловишки», «Курица и цыплята», «Мыши водят хоровод», «Вот сидит лохматый пёс», «Заинька попляши».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
- Беседа: «Грязные руки», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Что такое здоровье».
Цели: Формировать представления детей о здоровом образе жизни; развивать память, разговорную речь; воспитывать желание делиться впечатлениями.
- Музыкальное развлечение: «Мойдодыр в гостях у детей».
Цели: Систематизировать знания детей о КГН, развивать желание выполнять утреннюю зарядку, соблюдать режим дня; воспитывать желание заботится о своем здоровье.
- Игровые упражнения: «Гимнастика для глаз», «Чтобы ушки не болели», «Сами делаем зарядку», «Дружи с водой» (Из серии книжек – малышек).
Цели: Продолжать учить соотносить действия с текстом; развивать образное мышление; воспитывать желание играть дружно и весело.
- Рассматривание альбомов: «Мир спорта», «Распорядок дня», «Здоровье».
Цели: Закрепить представление детей о здоровье, о режиме дня, правильном питании; развивать речь, память, мышление; воспитывать любознательность.
- Просмотр мультфильма: «Уроки тётушки Совы».
Цель: Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
- Подвижные игры: «1, 2, 3 к дереву беги», «Курица и цыплята», «Мыши водят хоровод», «Птички и автомобиль», «Заинька попляши».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
- Спортивное развлечение на свежем воздухе: « Самый сильный, ловкий, смелый».
Цели: Создать радостное настроение от игр на свежем воздухе, развивать двигательную активность; воспитывать желание быть сильным, ловким, смелым.
- Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Угадай на вкус», «Что нам осень донесла».
Цели: Систематизировать представления детей о природе; развивать память, речь; воспитывать интерес к окружающему миру; закрепить знания детей, что овощи и фрукты – полезные продукты.
- Художественное творчество (лепка): «Овощи и фрукты для зверят».
Цели: Закрепить основные приемы лепки; развивать моторику рук, воспитывать доброту.
- Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Такой цветок беги ко мне», «Найди свой цвет», «Садовник».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
- Подвижные игры: «Мы пассажиры», «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Веселый автобус».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
- Лепка: «Огурцы и помидоры».
Цели: Закрепить основные приемы лепки; развивать воображение; воспитывать дружелюбие.
- Аппликация: «Зреют яблочки на дереве».
Цели: Учить совместно с воспитателем выполнять аппликацию: наносить клей на деталь и наносить ее на лист, развивать аккуратность, воспитывать интерес к совместной работе.
- Чтение художественных произведений разных авторов по валеологии.
Цели: Развивать желание слушать художественные произведения разных авторов; воспитывать интерес к чтению.
- Заучивание наизусть стихов, песенок, потешек, разучивание чистоговорок.
Цели: Учить детей повторять за воспитателем короткие фразы, развивать память, речь.
- Рассказывание по картине: «Что нам осень принесла», «Что растет на грядке».
Цели: Учить детей отвечать на вопросы, вести диалог с воспитателем, развивать воображение, речь, воспитывать желание делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми.
- Фотовыставка: “Вот мы какие”.
Цель: Создать радостное настроение.
- Подвижные игры: «Цветные флажки», «Найди пару», «Мой веселый звонкий мяч», «Пройди – не задень».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Беседа с родителями «Питьевой режим в д/саду и дома»;
- Консультация: «Культурно-гигиенические навыки»;
- Проведение социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей группы;
- Уголок для родителей «Мы все умеем сами»;
- Фотовыставка «Культурно-гигиенические навыки детей»;
- Собрание «Режимные моменты в детском саду»;
- Презентация «Я и мое здоровье».
Материально-технические ресурсы необходимые для реализации проекта:
Иллюстрации, художественная литература, DVD диски.
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
- Иванова Н.В.. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Давыдова О.И.. Адаптационные группы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
- Возная В.И.. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Доронова Т.Н.. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 208 с.
- Бондаренко А.К.. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Жердева Е.В.. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов – н/Д: Феникс, 2006, – 192 с.
- Алябьева Е.А.. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Михайлова М.А..Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Богоусловская З.М.. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
- Урмина И.. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 320 с.
Приложения:
- Сценарий музыкального развлечения: «Мойдодыр в гостях у детей»;
- Сценарий развлечения: «Как Цып научился мыться».