«Я и мое здоровье»

Проект валеологические знания и умения детям дошкольного возраста: «Я и мое здоровье» в первой младшей группе.

Выполнила: Корниенкова Т.В., воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

Актуальность проекта

Проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста.

В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение способов, средств неспецифической профилактики заболеваний.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.

Он должен иметь основы знаний – тот минимум, который помог бы в дальнейшей жизни.

Несомненно, учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения, а успех этой учебы на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей. Сегодня педагогу не хватает сведений о методах формирования здоровья у детей.

Данный проект является одним из путей решения проблемы валеологического образования и воспитания дошкольника, призванного сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни.

Тематическое поле

  • Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста.

I этап проекта (оздоровительно-подготовительный)

Цель проекта:

  • Воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
  • Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования физкультурных атрибутов как предметы для игр и упражнений;
  • Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр.

Задачи проекта:

  • Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках;
  • Познакомить с частями ела человека: голова, туловище, руки, ноги;
  • Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения; следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос;
  • Учить пользоваться индивидуальными полотенцами, носовым платком, зубной щеткой, расческой;
  • Учить соблюдать опрятность в одежде, обуви;
  • Расширять представление о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды;
  • Побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью;
  • Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
  • Развивать двигательные умения и навыки у детей, способствующие укреплению здоровья через упражнения и подвижные игры.

Участники проекта:

  • Дети первой младшей группы;
  • Воспитатели;
  • Музыкальный руководитель;
  • Родители.

Вид проекта:

  • Групповой;
  • Познавательно-творческий;
  • Краткосрочный.

Срок реализации:

  • 1 месяц.

Сценарий совместный действий по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

  • Постановка целей и задач; планирование по проекту;
  • Подбор материала праздников и досугов для проведения активного отдыха детей;
  • Изготовление дидактических игр, ободков для подвижных игр;
  • Подбор консультаций, рекомендаций для родителей;
  • Оформление уголка по валеологии и изготовление дидактических игр;
  • Подготовка презентации: «Я и мое здоровье».

Описание продукта

  • Пополнение картотеки новыми подвижными играми;
  • Создание картотеки по валеологии;
  • Оформление уголка «Центр здоровья доктора Айболита»;
  • Выставка детских работ: «Овощи и фрукты – полезные продукты» (аппликация), «Солнце улыбается» (рисование).

Ожидаемый результат

Для детей:

  • Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников;
  • Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками;
  • Углубленные знания детей о себе, мальчиках и девочках;
  • Освоение КГН: мыть руки перед едой, следить за чистотой лица, содержать в порядке нос, пользоваться индивидуальным полотенцем и т.д..

Для родителей:

  • Совместное сотрудничество родителей и воспитателей для решения валеологических знаний и умений детей;
  • Желание родителей участвовать в жизни детского сада по накоплению опыта в формировании здорового образа жизни детей.

Формы работы

  • Образовательная деятельность;
  • Праздники;
  • Музыкальные развлечения;
  • Чтение стихов, потешек, песен, танцев;
  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Наблюдения;
  • Оформление выставки рисунков.

Работа с родителями

  • Проведение социально – гигиенического скрининга условий и образа жизни семей группы;
  • Беседы и консультации: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей»; психологическое состояние ребенка «Какое бывает настроение»; соблюдаем режим дня;
  • Родительское собрание «Растем здоровыми», презентация.

Работа с педагогами

  • Участие воспитателей других групп на праздниках, развлечениях в ролях сказочных героев (по сценарию);
  • Презентация для воспитателей «Я и мое здоровье».

II  этап проекта (основной)

План работы по реализации проекта

Интеграция образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать у детей доброжелательные взаимоотношения со сверстниками (в игре, на занятиях и т.д.)
  • Продолжать прививать культурно-гигиенические навыки на примере сказочных героев;
  • Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий – собирать урожай с кустиков;
  • Прививать любовь к природе, запоминать название растений.

Познавательное развитие:

  • Продолжать учить детей правильно называть цвет, величину, форму предмета;
  • Использовать дидактические игры на развитие внимания и памяти;
  • Различать по внешнему виду овощи и фрукты, определять их на вкус (дидактическая игра: «Узнай на вкус» и т.д.).

Речевое развитие:

  • Повторять наиболее интересные отрывки из прочитанных произведений;
  • Продолжать работу над развитием связной речи;
  • Формировать умение отвечать на вопросы;
  • Активизировать словарь детей;
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, стихи, рассказы.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Продолжать слушать знакомую музыку и выполнять движения, соответственно каждой части: прыгать, ходить по кругу, бегать и т.д.;
  • Подпевать знакомые песенки;
  • Развивать интерес к театрализованной деятельности;
  • Продолжать рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы;
  • Закрепить умение узнавать и называть овощи, фрукты и т.д.;
  • Закрепить умение детей пользоваться карандашом, фломастером на свободную тему.

Физическое развитие:

  • Закреплять умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, слушать сигнал воспитатель;
  • Выполнять образные движения: прыгать, как зайчик; летать, как птички и т.д..

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В обязательном порядке, ежедневно проводить:

  • утренний прием детей;
  • утренняя гимнастика;
  • артикуляционная и пальчиковые гимнастики;
  • бодрящая гимнастика после дневного сна;
  • дорожка здоровья;
  • обеспечение детей питьевым режимом.

Тематические занятия:

  • «Это – я»;
  • «Я – девочка, я – мальчик»;
  • «Наши гости дорогие зубки нам почистили, ручки нам помыли»;
  • «Наш веселый, наш любимый носовой платок»;
  • Кукольный театр «Как Маша с Ваней в гости собирались»;
  • «Это – Я и мои друзья»;
  • «Рассмотрим друг друга»;
  • «Вот какие мы смешливые, вот какие мы подвижные»;
  • Кукольный театр:

«Водичка, водичка, умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»;

  • «Где тут прячется вода? Выходи, водица, мы пришли умыться!»;
  • «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке – ладошки, пальчики – Антошке»;
  • «Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,

Этот мальчик очень милый,

Поступает хорошо»;

  • «Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый, здравствуй!»

  • «Делая прическу, помни про себя,

Что твоя расческа только для тебя!»;

  • «Утром, чистя зубы, помни про себя

Что зубная щетка только для тебя!»;

  • Дидактическая игра «Соберем Машу с Ваней в гости».

Подвижные игры, беседы, развлечения:

  • Подвижные игры: «Ловишки», «Курица и цыплята», «Мыши водят хоровод», «Вот сидит лохматый пёс», «Заинька попляши».

Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

  • Беседа: «Грязные руки», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Что такое здоровье».

Цели: Формировать представления детей о здоровом образе жизни; развивать память, разговорную речь; воспитывать желание делиться впечатлениями.

  • Музыкальное развлечение: «Мойдодыр в гостях у детей».

Цели: Систематизировать знания детей о КГН, развивать желание выполнять утреннюю зарядку, соблюдать режим дня; воспитывать желание заботится о своем здоровье.

  • Игровые упражнения: «Гимнастика для глаз», «Чтобы ушки не болели», «Сами делаем зарядку», «Дружи с водой» (Из серии книжек – малышек).

Цели: Продолжать учить соотносить действия с текстом; развивать образное мышление; воспитывать желание играть дружно и весело.

  • Рассматривание альбомов: «Мир спорта», «Распорядок дня», «Здоровье».

Цели: Закрепить представление детей о здоровье, о режиме дня, правильном питании;  развивать речь, память, мышление; воспитывать любознательность.

  • Просмотр мультфильма: «Уроки тётушки Совы».

Цель: Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

  • Подвижные игры: «1, 2, 3 к дереву беги», «Курица и цыплята», «Мыши водят хоровод», «Птички и автомобиль», «Заинька попляши».

Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

  • Спортивное развлечение на свежем воздухе: « Самый сильный, ловкий, смелый».

Цели: Создать радостное настроение от игр на свежем воздухе, развивать двигательную активность; воспитывать  желание быть сильным, ловким, смелым.

  • Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Угадай на вкус», «Что нам осень донесла».

Цели: Систематизировать представления детей о природе; развивать память, речь; воспитывать интерес к окружающему миру; закрепить знания детей, что овощи и фрукты – полезные продукты.

  • Художественное творчество (лепка): «Овощи и фрукты для зверят».

Цели: Закрепить основные приемы лепки; развивать моторику рук, воспитывать доброту.

  • Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Такой цветок беги ко мне», «Найди свой цвет», «Садовник».

Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

  • Подвижные игры: «Мы пассажиры», «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Веселый автобус».

Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

  • Лепка: «Огурцы и помидоры».

Цели: Закрепить основные приемы лепки; развивать воображение; воспитывать дружелюбие.

  • Аппликация: «Зреют яблочки на дереве».

Цели: Учить совместно с воспитателем выполнять аппликацию: наносить клей на деталь и наносить ее на лист, развивать аккуратность, воспитывать интерес к совместной работе.

  • Чтение художественных произведений разных авторов по валеологии.

Цели: Развивать желание слушать художественные произведения разных авторов; воспитывать интерес к чтению.

  • Заучивание наизусть стихов, песенок, потешек, разучивание чистоговорок.

Цели: Учить детей повторять за воспитателем короткие фразы, развивать память, речь.

  • Рассказывание по картине: «Что нам осень принесла», «Что растет на грядке».

Цели: Учить детей отвечать на вопросы, вести диалог с воспитателем, развивать воображение, речь, воспитывать желание делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми.

  • Фотовыставка: “Вот мы какие”.

Цель: Создать радостное настроение.

  • Подвижные игры: «Цветные флажки», «Найди пару», «Мой веселый звонкий мяч», «Пройди – не задень».

Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность,  воспитывать интерес к подвижным играм.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Беседа с родителями «Питьевой режим в д/саду и дома»;
  2. Консультация: «Культурно-гигиенические навыки»;
  3. Проведение социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей группы;
  4. Уголок для родителей «Мы все умеем сами»;
  5. Фотовыставка «Культурно-гигиенические навыки детей»;
  6. Собрание «Режимные моменты в детском саду»;
  7. Презентация «Я и мое здоровье».

Материально-технические ресурсы необходимые для реализации проекта:

Иллюстрации, художественная литература, DVD диски.

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. Иванова Н.В.. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  3. Давыдова О.И.. Адаптационные группы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  4. Возная В.И.. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  5. Доронова Т.Н.. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 208 с.
  6. Бондаренко А.К.. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  7. Жердева Е.В.. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов – н/Д: Феникс, 2006, – 192 с.
  8. Алябьева Е.А.. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  9. Михайлова М.А..Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  10. Богоусловская З.М.. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
  11. Урмина И.. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 320 с.

Приложения:

  • Сценарий музыкального развлечения: «Мойдодыр в гостях у детей»;
  • Сценарий развлечения: «Как Цып научился мыться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website