«Зимние забавы»

зимаКонспект занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Цель:- развитие связной речи.

Задачи:

– усвоить категории предложного падежа с предлогом на;
– обучать пересказу;
– подбирать прилагательные к существительному;
– учить согласовывать существительных с числительными;
– учить подбирать существительные прилагательному;– учить подбирать слова- антонимы;
– развивать координацию речи с движением;
– развивать творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи;
– развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением зимы, мяч.

 Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра «Хлопни в ладоши».

         Произносим предложение. Дети повторяют по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.

Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.

Лед трещит, тает, гудит, воет, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

2. Введение в тему. Игра «Где это бывает?»

Где лежит снежинка? (Снежинка лежит на варежке).

Где висит сосулька?

Где замерз лед?

Где катаются дети?

Где висит игрушка?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?

3. Игра «Кому что нужно?»:

Лыжнику нужны лыжи,

хоккеисту – …,

фигуристу – …,

саночнику – ….

4. Игра «Сосчитай».

Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.

Один подарок, два подарка, три подарка, четыре подарка, пять подарков.

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.

Одна снегурочка, две снегурочки, три снегурочки, четыре снегурочки, пять снегурочек.

Одна горка, две горки, три горки, четыре горки, пять горок.

Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять снеговиков.

5. Игра «Подбери признак».

Зима (какая?) – долгая, суровая, снежная, морозная, холодная,….

Погода (какая?) – морозная, солнечная, пасмурная

Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, блестящий,….

Лед (какой?) – скользкий, прозрачный, холодный, твердый,…

6. Игра «Наоборот»

Мягкий – твердый                       сухой – мокрый

Мелкий – крупный                     зимний – летний

Короткий – длинный                  шершавый – гладкий

Белый – черный                          грязный – чистый

Холод – жара                               зима – лето

Вода – лед                                    мерзнуть – греться

7. Физкультминутка. Подвижная игра «С НОВЫМ ГОДОМ»

(Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи).

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким, жарким светом     Пятикрылая звезда.

Е. Трутнева

 

(Дети стоят лицом в круг, кланяются.)

(Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече.)

(Стоят лицом в круг.)

(Опускают руки, произносят фразу на выдохе.)

(Снова поднимают руки.)

(Опускают руки.)

 

8. Пальчиковая гимнастика. «НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

В. Волина

(Ритмичные хлопки в ладоши.) (Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указатель­ным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают  на  обеих  руках  пальчики, начиная с большого.)

 

9. Игра «Про что можно сказать»

Праздничный – костюм, наряд, концерт,….

Зимний – день, снег,….

Праздничная – блузка,….

Зимняя – погода, одежда,….

10. Обучение пересказу. Отрывок из рассказа «Снежинка» Т. Бушко.

«Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.

«Ну, теперь я ее не потеряю», — подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.

— Мама, смотри, — закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.

— Куда же делась снежинка? — расплакалась Татьянка.

— Не плачь, не потеряла ты ее…

И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой.

А вы догадались, куда она делась?»

– Беседа по тексту.

– Вопросы по тексту:

Кто выбежал из дома?

Что она увидела на улице?

Что было у Тани на руках?

Что вышила мама на рукавицах?

Что прибавилось к маминой снежинке?

Что случилось со снежинкой?

Что подумала Таня, когда на ладошку к ней опустилась другая снежинка?

Что она показала маме?

Что объяснила Тане мама?

– Повторное чтение.

– Пересказ.

11. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Игра «Подбери родственное слово» (кто подбирает, идет отдыхать)

Снег – снежинка, снеговик, снежный, снегурочка, снегопад, снежок…