Знакомство с призмой

Автор: Чудаева Марина Александровна, воспитатель высшей категории, стаж работы 23 года, МДОУ, ЦРР д/сад N 36 «Рябинка», пгт. Львовский, МО, Подольский р-н.

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ: Сформировать представление о призме и ее  свойствах, учить распознавать ее в предметах окружающей обстановки, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Упражнять в счете в пределах 8, сравнивать две группы предметов разного размера. Закрепить правила счета. Подвести к пониманию того, что количество не зависит от величины предметов и от расстояния между ними. Упражнять детей в умении анализировать и составлять фигуру-силуэт по расчлененному образцу. Развивать мыслительные операции, память, внимание, речь, воображение.

МАТЕРИАЛ: Демонстрационный – набор призм, конусов, цилиндров; листы бумаги розового, голубого и желтого цвета.

Раздаточный: числовые карточки, цифры от 1 до 8; по 2 призмы на каждого ребенка разного размера, «фотографии» для призм; игра «Танграм», чертеж куклы.

Ход занятия

Воспитатель собирает детей около себя.

– Вам нравится ходить в детский сад? Какие дети ходят в младшую группу? (совсем маленькие) Какие ходят в среднюю группу? (дети постарше) А в какую группу ходите вы? Почему она называется старшая?  Выслушав детей, воспитатель подводит итог: в младшую группу ходят совсем маленькие дети, в среднюю дети постарше, а в старшую – взрослые дети, которые собираются в школу. Значит, в группы детей собирают по возрасту.

– В королевстве Считали тоже есть детский сад, который находится на улице геометрических фигур. А как вы думаете, кто ходит в такой детский сад? (детишки – фигуры).

– А поедем туда на поезде. Давайте посчитаем, сколько вагонов у нашего поезда? Сколько пассажиров? Чего больше вагонов или пассажиров? Ребята, сейчас я раздам вам билеты (числовые карточки), где указан номер вагона (отсчитываем слева – направо).

– В который по счету вагон ты будешь садиться?

– Молодцы! Вы правильно сели каждый в свой вагон. А теперь нам пора отправляться, а чтобы не было скучно в пути, поиграем в игру «Наоборот». Я называю вам слово, а вы подбираете слово противоположное по смыслу:

Большой – маленький;                 широкий – узкий;             веселый – грустный;
Высокий – низкий;                       добрый – злой;                  радостный – злой;
Толстый – тонкий;                    горячий – холодный.

– Вот и наша остановка! Дети подходят к столу, на котором находятся цилиндры разного диаметра и конусы, а также треугольные призмы, стоящие вперемешку. Высота всех фигур одинаковая,  цвет разный. А еще на столе лежат 3 больших листа бумаги.

– Посмотрите, ребята, это детишки детского сада. Они сейчас на прогулке. Но скоро прогулка заканчивается. Давайте, разделим детей на группы, в каждой группе должны быть чем-то похожие дети.

– Какие дети-фигуры вам знакомы? (цилиндры и конусы) Поставьте их на отдельные листы. (Дети выбирают цилиндры и конусы и ставят их на листы бумаги). Как вы думаете, как будут называться эти группы? Какие фигуры – дети ходят в эту группу? (цилиндры) Группа цилиндров. Что одинаковое у детей в группе цилиндров? (форма и высота) Чем они отличаются? (цветом и толщиной) Дети выставляют оставленные призмы.

– Ребята, а как вы думаете, как называют детей этой группы? В эту группу ходят детишки – призмы. Призма – в переводе на русский язык обозначает «отпиленная». На что похожа призма? (на крышу дома) Давайте посчитаем, сколько групп в этом детском саду? (3) Обозначим их цифрами. А как вы думаете, чем не похожи все дети? А что у них одинаковое? (форма)

– А теперь посмотрите вокруг себя и назовите, есть ли предметы в форме призмы вокруг нас?

– А теперь пойдемте за столы и поближе познакомимся с призмой. Давайте посмотрим, как выглядит призма на фотографии. Вот призма. Сосчитаем, сколько плоских фигур ограничивают объемную? (всего 5) Подумайте, на какую фигуру будет похожа призма, если мы захотим изобразить ее на листе бумаги (воспитатель обводит карандашом по контуру)? (На треугольник) А основание? (на треугольник) Сколько на этой фотографии треугольников? Вот фотография этой призмы. Если я приложу ее боком, то она совпадет по высоте, а если я приложу ее основанием, то она совпадет по величине.

– Дети – призмы тоже любят фотографироваться, но они так разбаловались, что перепутали все свои фотографии. Помогите им найти свои фотографии. Дети ищут призмы по «фотографиям». Как ты догадался?

– Призмы очень любят играть с треугольниками и  кругами. У каждого ребенка набор числовых карточек с кругами и треугольниками разные по величине (маленькие круги и большие треугольники). Детям предлагается выяснить поровну ли здесь предметов. Как это доказать? Дети считают, сколько треугольников и сколько кругов. Обозначьте их цифрой. (8) Какое правило надо соблюдать при счете предметов (не считать их дважды).

Вывод: надо помнить правило счета: нельзя при счете предметов пропускать их, считать дважды и, если предметы расположены не в один ряд, надо помнить, с какого предмета ты начал считать. Обозначить полученное количество предметов цифрой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: 

Воспитатель показывает цифры, а дети выполняют определенное количество движений.

2 – столько раз ногами топнем;
5 – столько раз в ладоши хлопнем;
4 – столько раз присядем;
6 – столько раз дрова разрубим;
1 – столько раз улыбнемся мы сейчас.

– А теперь давайте сделаем подарок для ребят этого детского сада. Подарим для них игру, которая называется «Танграм». Давайте посмотрим, как в нее играть (рассматриваем с детьми, какие фигуры, как они называются). Из этих фигур можно выложить любую картинку по образцу. Давайте выложим на память вот такую картинку – девочку.

– Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три. (Дети закрывают глаза и  поворачиваются вокруг себя). Вот и мы вернулись в детский сад.

– Где мы сегодня побывали? С кем познакомились? Что вам понравилось? В какую игру вам бы хотелось поиграть еще раз?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website