Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада.
Программное содержание:
- Учить узнавать аквариумных рыбок по их внешним отличительным признакам; подвести к пониманию того, что рыбки живые (плавают и пр.).
- Учить ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, направо, налево, навстречу).
- Развивать память, мышление, речь.
Материал и оборудование:
Аквариум с рыбками, таз с водой, рыбка-игрушка, корм для рыбок, мерная ложечка, мягкий аквариум, четыре модели рыбок разной окраски и формы.
Словарная работа:
Плавники, плавает, разноцветные, пёстрые, живые, неживые.
Ход занятия:
Педагог подводит детей к аквариуму, обращает внимание на то, что среди растений плавают рыбы разного цвета и формы.
- Как вы думаете, рыбки видят нас?
- Да, у них есть глазки.
- А как лучше назвать глаза рыбки: глаза, глазищи или глазки: Почему?
- Глазки, потому что они маленькие.
- Давайте посмотрим, какого цвета глазки у рыбок?
- Чёрные, темные…
- А какие они по форме?
- Круглые, овальные…
- Сколько глаз у каждой рыбки?
- Два.
- А у каждого из вас сколько глаз?
- Где расположены глаза у рыбки?
- Глаза у рыбки находятся на голове.
- А что ещё есть у рыбки на голове?
- На голове есть ещё рот.
- Зачем рыбке рот?
- Рыбки едят ртом.
- А зачем людям рот?
- Чтобы есть, пить, говорить, смеяться?
Педагог показывает коробку с кормом. Дети рассматривают картинку на коробке – изображение рыбки. Отмеряют ложечкой корм и насыпают его в кормушку. Наблюдают за поведением рыбок: как они ртом хватают корм, «суетятся» около кормушек.
- А что рыбки умеют делать?
- Едят, смотрят, плавают, шевелятся, спят…
- Что помогает рыбкам плавать?
- Плавники.
(индивидуальное и хоровое проговаривание)
- Где находятся плавники?
- На спинке, на животе, на грудке, на хвосте.
- Сколько у рыбки плавников?
- Много.
- А как вы передвигаетесь?
- Ходим…
- Как правильно сказать: рыбки плавают, а вы?
- Мы ходим, бегаем. В этом нам помогают ножки.
- А сколько у вас ног?
- Две.
- Давайте посмотрим, какого цвета рыбки?
- Красные, жёлтые, пёстрые, разноцветные…
- Как вы думаете рыбки в аквариуме живые или неживые?
- Живые.
- Как вы догадались?
- Они плавают, едят, двигаются…
- Ребята, посмотрите, у нас ещё есть один аквариум. А в этом аквариуме рыбки живые?
- Нет.
- Как вы догадались?
- Не плавают.
- Давайте попробуем их покормить. Едят рыбки?
- Нет.
- Почему?
- Потому что они неживые.
Педагог обобщает ответы детей: есть рыбки живые и неживые, живые как и люди двигаются, питаются, дышат.
Физкультминутка.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали рано. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
- Где еще можно встретить неживых рыб?
- В книжке, в игрушечном магазине, на рынке…
- А я предлагаю сделать аппликацию, чтобы в нашей группе был свой аквариум, и в нем было много рыб.
Дети садятся за столы. На подносе лежат вырезанные из цветной бумаги детали рыб. Дети выполняют коллективную аппликацию, самостоятельно выбирая модели тела рыб, плавников, хвостов.
- Посмотрите, какой получился красивый аквариум! Сколько в нем рыбок – много или мало?
- В аквариуме много рыбок. Одна, две, три, четыре…
- Давайте посмотрим, все ли рыбки смогут плавать.
Список используемой литературы
- Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
- Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.
- Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.
- Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М.: Новая школа, 1995. 106 с. 1 Ю.Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждения Н. Николаева. М.: Просвещение, 1993. – 187 с.
Выполнила: воспитатель Борискова Ольга Сергеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №45»
города Саров Нижегородкой области