Дата проведения диагностики: май 2016 г.
Группа коррекционной направленности, подготовительная группа №4.
Автор: Иванищина Ольга Николаевна, воспитатель ДОУ Детский сад №285 Красноармейского района города Волгограда.
Цель: Изучение достижений в освоении образовательных областей воспитанниками подготовительной группы №4 конец 2015-2016 учебного года.
Используемые методы:
– наблюдение;
– дидактические игры, упражнения, вопросы;
– анализ продуктов детской деятельности;
– обследование физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости;
– игровые ситуации.
Инструментарий для диагностики детей
Характеристика уровней развития
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с 2-3 ошибками, исправляет с частичной помощью взрослого;
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания, проявляет интерес к ним.
Проводилась диагностика уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям воспитанников с нарушением речевого развития на начало и конец учебного года.
Количество детей, принявших участие в диагностическом обследовании: 15 человек.
Возраст: 6-7 лет.
Гендерные особенности: мальчиков – 7, девочек – 8.
Сравнительные результаты обследования уровня освоения образовательных областей на начало и конец учебного года:
№ п/п | Разделы программы/параметры | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
1 | Социально-коммуникативное развитие | ||
1.1 | Представления детей о видах транспорта | 3,7 | 4,7 |
1.2 | Представления о предметах, облегчающих труд людей | 3,8 | 4,7 |
1.3 | Осведомлённость о себе, родителях | 3,8 | 4,6 |
1.4 | Преставления о гербе, флаге России, Президенте | 3,6 | 4,1 |
1.5 | Представления о родном крае, расах; о труде взрослых, героях космоса; школе, библиотеке | 3,1 | 4 |
1.6 | Представления о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре | 2,5 | 3,2 |
1.7 | Представления о свойствах и качествах предметов | 3,7 | 4,5 |
1.8 | Представления о дорожных знаках и их значении | 2,8 | 5 |
2 | Познавательное развитие | ||
2.1 | Умение объяснить экологические связи в природе | 3,5 | 5 |
2.2 | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | 4,1 | 6,6 |
2.3 | Представления о жизни на земле, в земле, в воздухе, в воде | 3,8 | 4,3 |
2.4 | Представления о растительности луга, леса, сада, поля | 3,8 | 4,5 |
2.5 | Представления о птицах, домашних и диких животных, Красной книге | 3,1 | 3,5 |
2.6 | Представления о природе родного края | 3 | 4,1 |
3 | Речевое развитие | ||
3.1 | Умение логично рассказывать, отвечать на вопросы | 4,8 | 5,2 |
3.2 | Умение составлять рассказы | 3,7 | 4,7 |
3.3 | Представления о синонимах и антонимах | 3,7 | 4,1 |
3.4 | Представления о звуке, слоге, предложении | 4,4 | 5 |
3.5 | Умение быть доброжелательным собеседником | 3,8 | 4,8 |
3.6 | Умение употреблять в речи сложные предложения | 4,2 | 4,5 |
3.7 | Умение пересказывать и драматизировать | 3,1 | 4,7 |
4 | Познавательное развитие (продолжение области) | ||
4.1 | Представления о составе числа первого десятка | 3 | 4,3 |
4.2 | Представления о цифрах, знаках; умение составлять и решать задачи | 3,2 | 3,7 |
4.3 | Умение считать предметы | 3,8 | 5,6 |
4.4 | Умение соотносить цифру и количество предметов | 3 | 5,2 |
4.5 | Умение делить круг, квадрат на равные части | 3,6 | 4,6 |
4.6 | Умение пользоваться числительными | 3,2 | 4,1 |
4.7 | Умение измерять с помощью условной мерки | 3,5 | 3,7 |
4.8 | Умение ориентироваться на листе бумаги | 2,2 | 4 |
5 | Художественно – эстетическое развитие Рисование | ||
5.1 | Умение изображать предметы по памяти | 9,3 | 12,3 |
5.2 | Умение передавать сюжетные изображения | 7,6 | 11,7 |
5.3 | Представления о народно-прикладном искусстве | 7 | 8,3 |
6 | Лепка | ||
6.1 | Умение лепить предметы из нескольких частей | 10 | 12,3 |
6.2 | Умение лепить человека, животных в движении | 2,6 | 9 |
6.3 | Умение лепить предметы декоративного искусства | 8 | 12,3 |
7 | Аппликация | ||
7.1 | Умение правильно пользоваться ножницами, вырезать предметы округлой формы | 8 | 11 |
7.2 | Умение симметрично вырезать из бумаги. сложенной вдвое | 7,6 | 10,6 |
7.3 | Умение сочетать технику вырезания с обрыванием | 10 | 10 |
8 | Физическое развитие | ||
8.1 | Ходьба | 5,8 | 7 |
8.2 | Бег | 6 | 6,6 |
8.3 | Прыжки | 5,6 | 7,5 |
8.4 | Метание | 4,1 | 5,3 |
8.5 | Равновесие | 4,6 | 5,3 |
8.6 | Лазание | 4,3 | 5,3 |
Вывод:
По результатам полученных данных начальной и повторной диагностики образовательных областей у воспитанников подготовительной группы №4 следует, что показатели по всем образовательным областям значительно улучшились. Этот результата получен благодаря осуществлению дифференцированного подхода в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития воспитанников группы, а также созданию педагогических условий при организации образовательного процесса в группе:
– систематическая работа по формированию целостной картины мира;
– систематическая работа по развитию речи;
– тесная работа с родителями;
– создание развивающей среды в группе для развития любознательности, активности, инициативы;
– наличие интересного материала по лексическим темам;
– учёт интересов детей;
– создание и поддержание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы;
– организация кружковой работы с использованием приёмов мнемотехники;
– организация и проведение ежедневных дидактические и словесные игры, направленные на развитие логического мышления, памяти, фантазии детей,
– организация систематической индивидуальная работа с детьми в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда;
– индивидуальная работа с воспитанниками.
Также улучшению результатов организации педагогического процесса способствовал разработка и выполнение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для детей, имеющих низкий уровень освоения программного материала по всем образовательным областям или по некоторым из них.
Один из воспитанников начал посещать группу коррекционной направленности на втором году обучения. Этот ребёнок на конец учебного года значительно улучшил свои показатели по всем образовательным областям. Однако, результат был бы выше, если бы во второй половине учебного года посещение ребёнком детского сада было бы более регулярным. Из-за болезни ребёнок много дней пропустил.
С детьми проводилась индивидуальная работа посредством подобранных дидактических игр, упражнений, других форм взаимодействия с детьми, направленных на формирование необходимых навыков, умений, представлений соответствующего содержания. Это зафиксировано в индивидуальных маршрутах развития таких детей.
В январе месяце для детей, имеющих низкий уровень освоения программного материала по всем его разделам или по отдельным разделам программы проводилась промежуточная диагностика с целью оценки динамики коррекционного процесса для каждого ребёнка в отдельности, а также для оценки эффективности образовательного процесса в группе.
Для оптимального достижения результата по освоению программы организовано взаимодействие специалистов в процессе индивидуальной помощи, сотрудничество с родителями для их помогающего взаимодействия с детьми.