Аналитическая справка

Аналитическая справка об эффективности комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, проводимого в ГБДОУ Д/С № 55

по результатам мониторинга за 2017-2018, 2018-2019 учебные годы, составлена старшим воспитателем ГБДОУ д\с № 55 Центрального района Санкт –Петербурга Шаповаловой С.В., врачом-педиатром ГБДОУ Д/С № 55 Ломаковой И.В.

В ГБДОУ Д/С № 55 комбинированного вида зачисляются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Основной контингент детей – это дети, относящиеся к группе ЧБД (часто и/или длительно болеющие), дети, имеющие патологию ЛОР-органов, дети, страдающие аллергическими заболеваниями, дети, имеющие патологию опорно-двигательного аппарата (в основном – патологическую установку стоп и нарушение осанки), дети с нарушением питания, дети, имеющие сердечно-сосудистую патологию, патологию ЖКТ и др.

Актуальность проводимого исследования.

Болезни органов дыхания у детей занимают домини­рующее положение в структуре заболеваемости детского населения, поэтому заслуживают серьезного внимания из-за их возрастающей медицинской и социальной зна­чимости. В этом плане особое внимание заслуживают часто болеющие, а в ряде случаев и длительно болеющие дети, у которых тяжело протекающие острые респира­торные инфекции (ОРИ) могут негативно отражаться на состоянии иммунной реактивности, способствовать формированию неспецифических хронических воспа­лительных процессов в органах дыхания.

ОРИ являются основной причиной обращений (до 90%) за амбулаторной педиатрической помощью в осен­не-зимний период.

ОРИ чаще всего болеют дети раннего возраста, в осо­бенности на первом году посещения детских дошколь­ных учреждений. Среди детей школьного возраста на­иболее часто (до 50%) ОРИ встречаются у учащихся начальных классов. Дети в возрасте старше 10 лет боле­ют ОРИ в 2-2,5 раза реже, чем дети раннего возраста.

В зависимости от возраста, развития иммунной систе­мы, эпидемиологических и социальных факторов удель­ный вес ЧБД среди всех детей варьируется от 15 до 50%. В то же время среди всех случаев ОРИ у детей на долю ЧБД приходится от 67,7 до 75%.

Частые респираторные инфекции, по данным зарубежных авторов (J.А.Bellanti,D.Oliveri,E.Serrano,2006) как у детей, так и у взрослых, представляют глобальную проблему для здравоохранения развитых стран, где до 25% детей младше 1 года и 18% детей в возрасте 1-4 лет подвержены рецидивирующим респираторным инфек­циям.

Достоверных данных об истинной распространён­ности частой заболеваемости у детей получить не представляется возможным из-за отсутствия единых общепринятых критериев учёта и необращаемости ро­дителей больных по поводу лёгких форм заболеваний, при наличии противоречивых, фрагментарных сведе­ний о длительно болеющих детях. В то же время частые и длительно протекающие респираторные инфекции негативно сказываются на качестве жизни ребёнка, се­мьи, что касается более 70% родителей.

Часто болеющие дети (ЧБД) – собирательное понятие группы детей, которые достоверно чаще, чем среднестати­стический ребёнок, переносят острые респираторные ин­фекции, не обусловленные стойкими врождёнными, на­следственными и/или приобретенными заболеваниями.

ЧБД и/или длительно болеющие дети (ДБД) – это не нозологическая форма, а группа диспансерного наблю­дения детей, включающая лиц с частыми ОРИ, которые развиваются, как правило, из-за транзиторных корри­гируемых отклонений в защитных системах организма (как правило, у «иммунокомпрометированных детей») и не имеющих стойких органических нарушений в них.

С учётом современных представлений об этиологии и патогенезе развития частых и/или длительно проте­кающих респираторных инфекций для обеспечения преемственности выявления, учёта и ведения групп ЧБД целесообразно пользоваться критериями диагностики, разработанными отечественными авторами В.Ю.Альбицким и А.А.Барановым (табл. 1).

Табл.1

ВозрастКоличество эпизодов ОРИ в год
1-ый год жизни4 и более
До 3-х лет6 и более
4-5 лет5 и более
Старше 5 лет4 и более

В норме у здоровых детей, эпизодически болеющих ОРИ, частота рецидивирующих респираторных ин­фекций в разных возрастных группах отличается, что во многом определяется иммунной (специфической и неспецифической) реактивностью (степенью её зрелости) и частотой контактов ребёнка с респираторными инфекциями. Следовательно, дети раннего возраста не могут   не болеть ОРИ, но эти заболевания должны возникать не часто и протекать легко, без развития осложнений или хронизации респираторного заболевания. Высокая восприимчивость к возбуди­телям ОРИ определяется не только незрелостью системы иммунитета, но и отсутствием иммунологической па­мяти предыдущих контактов с вирусами. Снижение заболеваемости с возрастом обусловлено появлением антител все к большему количеству вирусов. Высокая контагиозность вирусных возбудителей и нестойкость иммунитета к таким возбудителям, как РС, парагриппозные, адено-, рино- и др. вирусы, а также разнообра­зие их серотипов и изменчивость способствуют высо­кой восприимчивости детей к ОРИ. Поэтому частоту повторных заболеваний на данном этапе знаний об этиопатогенезе ЧБД целесообразно оп­ределять в разных возрастных группах по количествен­ным критериям числа ОРИ.

При этом учитывается относительность количественных критериев, т.к. они не учитывают социальные факторы, порой временно влияющие на частоту заболеваний:

  • посещение ребён­ком детского учреждения на 1-м году (в период соци­альной адаптации) или ребёнок находится длительно в детском дошкольном учреждении (3-4года), единственный ребёнок воспитывается дома;
  • ребёнок воспитывается дома, но в семье есть постоянный кон­такт с детьми, посещающими детские учреждения, и др.

Надо отметить, что ве­роятность заболеть для ЧБД сравнительно одинакова во все сезоны года.

Соответственно контингент ЧБД дол­жен планово-целенаправленно оздоравливаться круг­лый год.

1. Цель мониторинга.

Целью мониторинга было определить и оценить   эффективность программы оздоровления детей в ГБДОУ Д/С № 55.

2. Организация мониторинга

В мониторинге участвовали дети всех групп детского сада.

Мониторинг проводился дважды в год в сентябре и мае.

В сентябре проводилась диагностика детей, определение групп здоровья и выделение группы часто/длительно болеющих детей.

В мае оценивалась эффективность комплекса профилактически-оздоровительных мероприятий.

Для оценки эффективности оздоровительной работы в группах детского сада использовался ряд показателей в динамике. В первую очередь, учитывалась острая заболеваемость, в целом, и отдельно – для групп детского сада и для ясельной группы, также, учитывался показатель заболеваемости в группах ЧБД (согласно возрастным критериям) и на основании его определялось ( также согласно возрастным критериям,               см. табл.1) :

– количество детей, переведённых из группы ЧБД, в группу эпизодически болеющих;

-количество детей, оставшихся в группе ЧБД;

-количество детей, которые изначально не относились к группе ЧБД, но к концу года были переведены в эту группу.

3. Характеристика групп ДОУ

2017-2018 учебный год. Количество детей – 62.

Группы:

первая младшая группа (ясельная)-13чел., из них гр. ЧБД – 6 человек.

вторая младшая группа(№3)         – 16 чел, из них гр. ЧБД- 8человек

средняя (№2)                                   – 15 чел., из них гр. ЧБД- 8чел

старше-подготовительная(№4)     – 18 чел., из них гр.ЧБД -3 чел.

Характеристика (по патологии детей ) первой младшей (ясельной) группы.

13 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией

(Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)

С аллергич.

заболеваниями

С инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС, миокардиты)II группа здоровьяIII группа здоровья
100%46%8%15%0053%8%8%70%30%

Характеристика (по патологи детей) второй младшей группы (№3):

16 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС, миокардиты)II группа здоровьяIII группа здоровья
27%50%19%37,5%12,5%12,5%31%12,5%19%69%31%

Характеристика (по патологии детей) средней группы (№2)

15 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод.

путей

С заболеваниями ЖКТС ортопед.

патологией

С нарушением питания

(недостаток, избыток веса)

С кардиопатологией

(МАС, миокардиты)

II группа здоровьяIII

группа здоровья

7%53%20%       40%0047%7%13%47%53%

 Характеристика (по патологии детей) старше-подготовительной группы(№4):

18 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС, миокардиты)II группа здоровьяIII группа здоровьяIV Гр. зд.
017%38%11%5,5%11%50%5,5%039%55,5%5,5%

2018-2019 учебный год. Количество детей -62.

Группы:

первая младшая группа (ясельная) -13чел., из них гр. ЧБД – 6 человек.

Разновозрастная группа (№2)         -17 чел, из них гр. ЧБД – 6 человек

средняя (№3)                                     -17 чел., из них гр. ЧБД – 6чел

старше-подготовительная (№4)     – 15 чел. из них гр. ЧБД – 3 чел.

Характеристика (по патологии детей) первой младшей (ясельной) группы.

13 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. кани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС, миокардиты)II группа здоровьяIII

группа здоровья

76%46%46%61%0038%15%23%46%54%

Характеристика (по патологии детей) разновозрастной группы (4-6-ой год жизни) (№2) 

17 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС, миокардиты)II группа здоровьяIII

группа здоровья

12%35%23,5%47%0041%6%12%70%30%

Характеристика (по патологии детей) средней группы (№3):

15 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС,миокардиты)II группа здоровьяIII группа здоровья
6%35%23,5%53%12%12%30%6%12%59%41%

Характеристика (по патологии детей) подготовительной группы (№4):

15 чел
не ходили в д/сгр. ЧБДС ЛОР-патологией (Хр. инфекция, гиперплазия лимф. ткани)С аллергич. заболеваниямиС инф. мочевывод. путейС заболеваниями ЖКТС ортопед. патологиейС нарушением питания (недостаток, избыток веса)С кардиопатологией (МАС,миокардиты)II группа здоровьяIII группа здоровья
020%60%20%13%7%40%6%060%40%

Как видно из данных таблиц, в ДОУ достаточно высок процент детей, страдающих ЛОР – патологией, у большинства детей из этой группы, диагностирована гиперплазия лимфоидной ткани без инфицирования. Известно, что уровень Ig А в крови таких детей либо склоняется к нижней границе нормы, либо пребывает ниже нормы , что обуславливает частую заболеваемость таких детей бронхо-лёгочной патологией, также в эту группу входят дети, имеющие хронические очаги инфекции в ЛОР – органах , (хр. аденоидиты, хр.тонзиллиты) . Большой процент детей в ДОУ, страдает аллергической патологией, что является следствием нарушения иммунитета у детей.

4. Программа оздоровления детей в ОУ.

Программа оздоровления детей разработана на основе программы « К здоровой семье через детский сад» В.С. Коваленко и др.,     а также включает в себя элементы программы « Как воспитать здорового ребёнка» В.Г. Алямовской.

Цель программы:

Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально – психологического благополучия; формирование у родителей, педагогов, воспитанников представлений о здоровом образе жизни.

Задачи программы:

  1. Создание условий для развития и укрепления здоровья детей.
  2. Реализация комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
  3. Повышение профессиональной компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
  4. Активизация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей.

Этапы комплексной программы оздоровления детей в ОУ представлены в расширенной схеме 1.

Схема 1.

Комплексная программа оздоровления детей в ГБДОУ Д/С № 55  

I   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

1.Скрининг – обследование :

осмотр детей (включает антропометрическое обследование),осмотр специалистами (ЛОР-врачом, ортопедом, неврологом, окулистом,хирургом,дерматологом, а также – другими специалистами по показаниям), дополнительные обследования (лабораторные).

2.Составление общего плана оздоровления, составление индивидуального плана оздоровления (по показаниям);
3.Подготовка материальной базы: приобретение медикаментов, медицинского оборудования.
4.Обучение персонала:

информирование о плане оздоровления в ДОУ, об участии и функциональных обязанностях персонала в оздоровительных мероприятиях,

составление информационных папок (для воспитателей и пом. воспитателей каждой группы) с инструкциями, регламентирующими деятельность медицинского и педагогического персонала по организации и проведению оздоровительной работы в ДОУ.

5.Гигиеническое воспитание и обучение родителей: проведение индивидуальных бесед, предоставление стендовой информации, папок-передвижек,лекций.

II.   ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП :

1. Контроль санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

-ежедневная уборка помещений, согласно СаНПИН;

-ежедневное кварцевание помещений;

-ежедневное проветривание помещений согласно СанПИН.

-соблюдение противоэпидимического режима во время карантинао

2. Организация мероприятий по ослаблению адаптационного синдрома при поступлении ребенка в ДОУ:

-организация щадящего режима с укороченным временем пребывания в детском саду на срок от 1 до 3 недель (индивидуально);

-для детей, страдающих невротическими реакциями – приём успокаивающей гомеопатической микстуры ЭДАС-306;

3. Повышение неспецифической резистентности организма:

А. Методами физического воспитания :

-утренняя адаптационная гимнастика (ежедневно) с выполнением дыхательных упражнений;

-физкультурные занятия в спортивном зале (2 раза в неделю) с элементами ЛФК.

– физкультурные занятия на улице.

Б. Закаливанием:

– воздушные ванны в сочетании с босохождением по массажным коврикам (ежедневно, после дневного сна);

– водное закаливание (умывание лица и рук прхладной водой).

В.Методами фитотерапии и медикаментозно :

-витаминотерапия (комплекс «Ревит»-2 курса по 1 мес, приём вит.С-1 курс 2 нед.);

-фитотерапия – настой Шиповника (2 курса: 1мес, 2 нед);

-приём пребиотического комплекса «Эубикор» (2 курса- 3 нед),для улучшения функционального состояния ЖКТ.

Г. Массажем:

– общий оздоровительный массаж № 10 – для каждого ребёнка,

по показаниям – дополнительное лечебное воздействие.

Д. Коррекцией питания:

– с использованием молочнокислых продуктов, обо­гащенных биологически активными добавками;

диетой, обогащённой фруктами, овощами, соками.

– добавлением морской капусты в рацион.

Е. Коррекцией режима дня с удлинением времени сна и пребыванием на свежем воздухе (по возможности).

4. Неспецифическая профилактика ОРВИ и гриппа:

– полоскание ротовой полости и глотки антисептическими фитосбором (ромашка,шалфей) (2 курса по 1 мес);

-смазывание слизистой носа бальзамом «Витаон», масляным раствором «Пиносол»,Оксолиновой мазью 0,25% ( всего 3 курса по 2 нед);

-приём препарата «Афлубин» (1курс – 3 нед.);

-фитоаэронизация (безаппаратная) помещений фитонцидами чеснока (октябрь-март);

-фитоаэронизация( аппаратная) с маслами пихты, мяты-2 курса по 2 нед.

-ношение чесночных кулонов.

5. Специфическая профилактика гриппа-вакцинация;
6. Создание здорового психологического климата:

-духовное и нравственное воспитание в течение года;

-музыкотерапия;

-психологическая коррекция;

-логопедическая коррекция.

План проведения профилактических мероприятий в группах детского сада на период 9 месяцев представлен в схеме 2:

Схема 2

План оздоровительно-профилактических мероприятий

Ме­сяцНаименование процедурДозировкаКонтингент детей
X- V

IX-Y

1.   Закаливание

• Воздушные ванны + босохождение по массажным коврикам

• Обширное умывание

2.Физкультурно-оздоровительные занятия с включением целенаправленных гимнастических комплексов

3. Утренняя адаптационная гимнастика

4. Дыхательная гимнастика

5. Глазная гимнастика

6. Музыкотерапия

7. Экологическая защита (фильтрация воды)

8. Оздоровительный массаж

9. Физиопроцедура   «Свежесть»   (УФО       помещений   в сочетании с проветриванием)

ежедневно

2 раза в неделю

ежедневно

курс 10 дней

ежедневно по 30 мин

1млад. гр. – со II

полугодия

Все дети

IX1.   Успокоительная микстура ЭДАС-306для вновь поступивших детей
Х1. Профилактическое смазывание носика бальзамом «Витаон»

2. Поливитамины («Ревит»)

1раз в день,е/д,курс 3 нед по 1 драже в день курс 1 месВсе дети
XI1. Профилактический сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав –шалфей,ромашка)

2. «Эубикор»

3. Безаппаратная ингаляция (фитонциды – лук, чеснок)

70 гр 1 раз в день ежедневно курс 1 мес 1 раз, ежедневно курс-3 нед. ежедневно Все дети
ХII1. Афлубин

2. Витаминный чай (настой шиповника)

3. Сеанс фитоаэронизации

1-12 лет –по -5 к за 30 мин до еды в течение 20 дней 1 раз в день: 50 г – ясли, 70 г-сад ,курс 1мес ежедневно 10 мин курс 2 недВсе дети
I1. Профилактическое смазывание носика (Оксолиновая мазь, «Витаон»)

2. Аскорбиновая кислота

3. Безаппаратная ингаляция (фитонциды – лук, чеснок)

1 раза в день ежедневно, курс 2 нед 0,05 1 раз в день, курс 2 нед ежедневноВсе дети
II1. Профилактический сеанс «Родничок» (полоскание горла на­стоем трав –шалфей, ромашка)

2. Масляные капли («Пиносол») в нос

3. Безаппаратная ингаляция (фитонциды – лук, чеснок)

70 гр 1 раз в день ежедневно курс 1 мес 1 раза в день, курс 2 нед ежедневноВсе дети
III1. Поливитамины («Ревит»)

2. Сеанс фитоаэронизации

по 1 драже в день, курс 1 мес 10 мин 1р. в день, 2недВсе дети
IY1. «Эубикор»

2. Безаппаратная ингаляция (фитонциды – лук, чеснок)

1 раз/д,3 нед ежедневноВсе дети
YВитаминный чай (настой шиповника)1 раз в день: 50 г – ясли, 70 г-сад, курс 1 месВсе дети
5. Результаты мониторинга эффективности программы оздоровления детей в ГБДОУ Д/С № 55.

Мониторинг острой заболеваемости.

Заболеваемость ОРИ
Общая заболеваемость для всех групп ДОУЯсельная группа (дети до 3-х лет)Группы детского сада(дети старше 3-х лет)
Абсолют.числаУд.вес,расчитанный на 100 детейАбсолют.числаУд.вес,расчитанный на 100 детейАбсолют.числаУд.вес,расчитанный на 100 детей
2017/18 уч. год1382234131597197
2018/19 уч. год1272043728490183

Гистограмма 1

Общая заболеваемость ОРИ во всех группах ДОУ и показатели заболеваемости ОРИ в группах детского сада (старше 3-х лет),

( в абсолютных числах).

Гистограмма 2

Показатель заболеваемости ОРИ (в относительных числах, рассчитанный на 100 детей) для групп детей, старше 3-х лет и для ясельной группы.

По гистограмме №2 очень хорошо видно, что ОРИ чаще болеют дети раннего возраста, в осо­бенности на первом году посещения детских дошколь­ных учреждений .

Мониторинг   в группах ЧБД (по каждой группе ОУ)

2017/18 уч. год
Ясельная группа (дети до 3-х лет)Вторая младшая группаСредняя группаСтарше-подготовительная
Группа ЧБД, кол-во детей (сентябрь)6 чел8 чел8 чел3 чел
количество детей, переведённых из группы ЧБД, в группу эпизодически болеющих (май)4572
количество детей, оставшихся в группе ЧБД (май)2311
кол-во детей, которые не относились к гр. ЧБД, но к концу года были переведены в эту группу(май)2010
2018/19 уч. год
 Ясельная группа (дети до 3-х лет)Разновозрастная группаСредняя группаПодготовительная
Группа ЧБД (сентябрь)6 чел6 чел6 чел3 чел
кол-во детей, переведённых из группы ЧБД, в группу эпизодически болеющих (май)5462
количество детей, оставшихся в группе ЧБД, (май)1211
кол-во детей, которые не относились к гр. ЧБД, но к концу года были переведены в эту группу0000

Выводы:

  1. Данный мониторинг показал, что программа оздоровления детей, применяемая в ГБДОУ д/с № 55, является достаточно эффективной;
  2. Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий  легко реализуем в ходе воспитательно-педагогического процесса;
  3. Профилактически-оздоровительные мероприятия, проводимые на базе детского учреждения, дают возможность расширить представление о здоровом образе жизни всем участникам данного процесса;
  4. Всё вышеизложенное подтверждает целесообразность разработанной и внедрённой программы оздоровления детей с отклонениями в состоянии здоровья (часто и/или длительно болеющие дети, дети с ЛОР – патологией и др).

Литература.

  1. Горбатова М.С. «Оздоровительная работа в ДОУ. Нормативно – правовые документы. Рекомендации».,2011г.;
  2. Романюк Ф.П., Алфёров В.П., Сидорова Т.А, Харит С.М « Часто и длительно болеющие дети», С-Пб,2008г.;
  3. А.Г.Швецов «Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях»,М.,Владос-Пресс,2006г.;
  4. Коваленко В.С. «Оздоровительный комплекс для детей», С-Пб,2003г.;
  5. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка»,2002г;
  6. Агаджанова С.Н. «Пособие по оздоровительной работе в дошкольных учреждениях»,С-Пб,1997г.;
  7. Мамаева М.А. «Часто болеющие дети :программа обследования, лечения и оздоровления с учётом среды обитания»,С-Пб,2013г;
  8. «Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей», медицинская технология Московского НИИ ФГУ,2006г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website