Состав группы:
Всего человек: 21. Возраст детей: от 1,10 до 3 лет (на начало года)
Мальчиков:10 человек Девочек:11 человек
На протяжении учебного года работа воспитателей была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада; родителей с возрастными особенностями детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние в период адаптации; давали рекомендации по подготовке к поступлению в дошкольное учреждение; стремились наладить эмоционально-телесный контакт с малышами, вовлекали их в совместную деятельность, поддерживали активность и формировали положительное отношение к персоналу детского сада.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы детского сада «Ромашка» на 2014 – 2015 учебный год. Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:
Задачи воспитания и развития детей третьего года жизни
- Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
- Поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка.
- Способствовать своевременному формированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.
- Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сенсорный опыт.
- Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью.
- Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение к близким людям.
- Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.
- Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Задачи воспитания и развития детей четвертого года жизни
- Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
- Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
- Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.
- Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Поставленные цели были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Работа воспитателей была направлена на решение образовательных задач в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. При проведении организованной образовательной деятельности использовались, как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, кинезиологические упражнения, способствующие межполушарному взаимодействию. Детей этого возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатели группы стремились, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. Для поддержания их активности и заинтересованности в процесс обучения вводили разные виды движений, фрагменты подвижных игр, танцевальных движений. Предметно-практические действия под руководством взрослого стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, развитию умения доводить начатое до конца. В условиях личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка обучение малышей на этапе раннего детства только формируется, но значимость его в реализации задач, направленных на развитие каждого воспитанника бесспорна.
В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми: Вечер хороводных игр «Возьмемся за руки друзья», выпуск детской энциклопедии «Что в имени в твоем таится», выставка «Детям о правилах дорожного движения», просмотр анимационных мультфильмов по ПДД, вечер развлечении «Зимние забавы», музыкальный вечер «Детские песенки о дружбе и доброте», выставка «Театральные афиши». Драматизация сказки «Как собака друга искала», фестиваль «В здоровом теле – здоровый дух», смотр – конкурс «Парад дошколят».
Организация культурно-досуговой деятельности позволила обеспечить воспитанникам отдых, эмоциональное благополучие, формирование умения занимать себя.
В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в проектах и в выставках: Выставка семейного творчества «Поделки из овощей и фруктов». Выставка самодельных книжек – малышек «Животные и птицы нашего края» Реализация семейного проекта «Самая необычная кормушка для птиц». Смотр-конкурс «Лучшее оформление групп к Новому году». Выставка семейного творчества «Семейная открытка». Выставка детского творчества «Варежки бабушки Аннэ». Семейный проект «Мой папа». Акция «Подари книгу детям», выставка «Космос», а также выставка посвященное к 9 мая. Совместные мероприятия «Играем всей семьей», «Космическое путешествие» и мероприятие, посвященное к 23 февраля.
На родительских собраниях были детально изучены следующие актуальные темы: «Будем знакомы. Адаптация детей в детском саду», «Речь младшего дошкольника», «Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук».
Родителям был представлен наглядно-информационный материал: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию дошкольников», «Игры-эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста», папки – передвижки ко всем праздникам.
Консультации: «Как обеспечить успешную адаптацию к условиям детского сада», «Сенсорное развитие детей до трех лет», «Если ребенок плохо ест», «Наблюдения в природе весной», «Развитие речи детей 2-3 лет», « Что должен уметь делать ребенок 2-3 лет», « Значение театрализованной деятельности» и др.
При организации работы воспитатели группы испытывали и определенные трудности: многие родители игнорируют немаловажную проблему подготовки малыша к дошкольному учреждению. Они зачастую не информированы в плане решения данной проблемы и не предполагают, чем можно помочь ребенку в период адаптации. Многие из них не осознают, что попадая в незнакомую социальную среду, дети переживают тяжелейший стресс, характеризующийся нарастанием дезадаптационного поведения со значительным снижением познавательной активности и ориентировочных реакций.
Стремление родителей оставить еще не привыкшего к условиям детского сада ребенка на целый день усложняет процесс адаптации для самого ребенка и работу воспитателя с коллективом детей. Необходимо проводить просветительскую работу с родителями по данному вопросу, а также повышать их компетентность в актуальных проблемах развития и воспитания детей до трех лет.
Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. В разновозрастной группе были организованы следующие центры активности: центр игры, центр искусства и творчества, центр «В гостях у сказки», центр науки, центр строительно-конструктивных игр, физкультурно-оздоровительный центр, центр моторики и сенсорного развития, в которых размещался необходимый материал, способствующий формированию двигательной и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, самостоятельности и инициативности. Развивающая среда способствовала наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого воспитанника, с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития.
Взаимодействии социальными партнерами поселка проведение творческих выставок поделок на базе дома культуры «Лесник», фестивалей в средней общеобразовательной школе N2.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2014- 2015 учебный год показал следующие результаты.
Результаты освоения основной общеобразовательной программы за 2014 – 2015 учебный год
Сводная таблица по результатам диагностики за 2014-2015 уч. год
Количество детей 21
Обследовано на начало года 11 детей, конец года 21
Раздел программы | Начало учебного года | Конец учебного года | ||||
Высокий уровень, % | Средний уровень, % | Низкий уровень, % | Высокий уровень, % | Средний уровень, % | Низкий уровень, % | |
Физическая культура | 27,3 | 54,5 | 18,2 | 47,6 | 47,6 | 4,8 |
«Любознательный, активный» | 27,3 | 72,7 | 47,6 | 33,3 | 19,1 | |
Интеллектуальное развитие | 18.2 | 27,3 | 54,5 | 42,8 | 42,8 | 14,4 |
«Эмоционально отзывчивый» | 18,2 | 27,3 | 54,5 | 42,8 | 38,1 | 19,1 |
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | 18,2 | 27,3 | 54,5 | 42,8 | 42,8 | 14,4 |
«Способный управлять своим поведением (произвольность)» | 0 | 54,5 | 45,5 | 38,1 | 47,6 | 14,3 |
«Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности».
| 0 | 36,4 | 63,6 | 38,1 | 42,8 | 19,1 |
«Имеющий первичные представления (общая осведомленность)». | 0 | 63,6 | 36,4 | 38,1 | 42,8 | 19,1 |
«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности » | 0 | 36,4 | 63,6 | 47,6 | 33,3 | 19,1 |
Итоговая | 0 | 36,4 | 63,6 | 47,6 | 33,3 | 19,1 |
Начало года
конец года
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.
В течение года педагоги распространяли свой педагогический опыт на муниципальном уровне, и на уровне района были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности.
Тема по самообразованию« Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Участвовала в педагогических чтениях на уровне района представляла свою работу на тему «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством освоения техники квиллинг»
Принимала участие в кустовом методическом объединении для дошкольных работников поселка в рамках «Недели педагогического мастерства» проводила Деловую игру «Родительское собрание в нетрадиционной форме».
Открытое мероприятие внутри детского сада показывала НОД «Разноцветные клубочки».
Вместе с детьми участвовали в VIII поселковом фестивале-конкурсе «Серебряное копытце», где были выставлены две работы и получили Диплом участника.
Имею Благодарственное письмо МБДОУ «ДСОВ «Ромашка» за участие VIII поселковом фестивале-конкурсе «Серебряное копытце».
Дети принимали участие в конкурсе рисунков «Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ».
Участник в составе творческой группы команды МБДОУ «ДСОВ «Ромашка» в поселковом конкурсе среди трудящейся молодежи «Лучший трудовой коллектив – 2014»
Благодаря планомерной целенаправленной работе с детьми, построенной на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку удалось достигнуть положительных результатов во всестороннем развитии воспитанников, формировании положительных личностных качеств, усвоении элементарных моральных норм, приобретении моральных качеств.
Результаты деятельности педагогов за 2014-2015 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2015- 2016 учебный год:
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка;
- осуществление целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
- продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС;
- повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.
Тема по самообразованию на 2015 – 2016 уч.г.: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через технику бумагопластика» (сминание и разрывание бумаги).
Цель: развитие мелкой моторики и творческих способностей посредством ознакомления с техникой «бумагопластика».
Задачи:
- формирование навыки художественного образа средствами бумажной пластики;
- развитие мелкой моторики рук, используя разнообразные способы и приемы бумажной пластики;
- воспитание интереса к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность: В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
«Рука развивает мозг» – это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Список использованной литературы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., исп. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Автор: Яковлева Марина Витальевна, воспитатель, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра Октябрьский район Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка».