Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» в старшей группе детского сада.
Автор: Лаане Елена Александровна, заместитель заведующего по ВМР МАДОУ д/с N 55 г. Калининграда.
Тема недели: «Зимние забавы»
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Познание».
Программное содержание:
Задачи:
Знакомство детей с русскими народными небылицами. Придумывание небылиц самостоятельно. Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима». Совершенствование синтаксической (употребление сложноподчинённых предложений) и грамматической стороны речи( употребление качественных и относительных прилагательных, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, конструктивного и пространственного мышления, общей и мелкой моторики, мимических мышц лица).
Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, любви к русскому народному творчеству.
Оборудование:
Матрёшка, карточки для игры «Зимние картинки», снежинки (искусственные), термос со снегом, деревянная ложка, деревянная чашка, баночки с крошками пенопласта, плакат «Что мы делали зимой», разрезные картинки для игры «Слепи снеговика», картинки для составления небылиц, цветные карандаши, листы бумаги, кассета с записью мелодии, магнитофон.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент.
Фонопедическое упражнение.
(Создание эмоционального положительного фона. Отработка диафрагмального дыхания)
а)В: Здравствуйте, ребята. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто к нам пришёл.
Деревянная игрушка, а в ней спрятались подружки.
Вы, ребята, не зевайте, и загадку отгадайте.
Д: Матрёшка.
В: Вот какая красивая матрёшка пришла к нам в гости. Да ещё и с подарками. Все матрёшки любят секреты, и наша тоже. Какой же главный секрет хранит в себе эта игрушка?
Д: В ней несколько игрушек.
В: Мы это проверим. А сначала рассмотрим её подарки.
Что это? Да, это снежинка.
б)В: А вы знаете, что снежинки умеют разговаривать? Протяните свои ладошки. (Воспитатель дотрагивается до ладошки детей лучиком снежинки, а они произносят «А-А-А»). А если мы идём по снегу, какой звук слышим? Хр-хр-хр. А ещё снежинки умеют слушать тишину. Давайте мы её послушаем.
Опытническая деятельность.
Дыхательное упражнение «Метель».
(Совершенствование грамматического строя речи: подбор качественных прилагательных, образование относительного прилагательного «пластмассовый»)
а)В: Как вы думаете, это настоящая снежинка или нет и почему?
Д: Нет, потому что она сделана из пластмассы.
В: Ребята, посмотрите, что же в этом термосе? Снег. Он настоящий? Какой он?
Д: Холодный, белый…
В: Из чего состоит снег? Где же здесь снежинки?
(Ответы детей)
Рассматривание снега через лупу.
В: Что ещё может поломать лучики снежинкам? (сильный ветер). Как называется природное явление, когда дует сильный ветер, когда он метёт снежинки?
Д: Метель, вьюга, буран.
б)В: Я предлагаю всем сейчас на короткое время стать ветром и устроить метель в этих бутылочках.
Игры: «Снежные картинки».
«Что мы делали зимой».
(Закрепление знаний о зимних приметах, активизация словаря по теме «Зима», «Зимние развлечения». Развитие синтаксической стороны речи: сложноподчинённые предложения со словом потому, что).
В: Матрёшка принесла с собой волшебный мешочек (контейнер с крупой). Опустите ручку в мешочек (контейнер), возьмите по одному предмету. Что это? Снежинки.
В: Ребята, у вас в руках снежинки и на матрёшке тоже снежинка. Давайте попросим матрёшку рассказать, что же нам делать.
Знак, матрёшка, покажи,
Что нам делать расскажи.
(На матрёшке нарисована снежинка)
В: Видите вы такой знак в зале? Давайте подойдём, посмотрим, что же здесь нас ждёт.
Игра «Зимние картинки»
В: Ребята, надо найти зимние картинки и накрыть их снежинкой. Объясните ваш выбор.
(Объяснение детей )
В: Посмотрите, что необычного в ваших снежинках? Да, на них есть цифры.
Игра: «Что мы делали зимой»
Подойдите к мольберту и найдите картинку с тем же номером, что и у вас на снежинке. Расскажите, что мы делаем зимой.
В: Вот сколько игр и развлечений приносит нам зима.
Игра «Слепи снеговика».
«Найди отличия».
(Развитие зрительного внимания, конструктивного и пространственного мышления. Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Знак, матрёшка, покажи,
Что нам делать расскажи.
(На матрёшке нарисован снеговик)
Игра «Слепи снеговика»
(Разрезные картинки. Дети берут по одному фрагменту картинки и складывают из них снеговиков.)
Игра «Найди отличия»
Д: У снеговика слева зелёное ведро, а у снеговика справа – красное. Назвать ласково слово «ведро».
Подвижная игра «Снеговик».
(Координация речи с движением, развитие общей моторики. Развитие мимических мышц лица).
В: Предлагаю поиграть.
Мы лепили снежный ком, Движения по тексту
Бабу сделали потом.
В руки дали помело,
Нацепили ей ведро.
Из морковки нос слепили.
Про улыбку мы забыли. Упражнения «Заборчик», «Замок»
Знакомство с русскими народными небылицами.
Самостоятельное придумывание небылиц детьми.
(Развитие речевого слуха, связной речи).
В: Знак, матрёшка, покажи,
Что нам делать расскажи.
(На матрёшке нарисована книга)
В: Где такой знак? Присаживайтесь на стульчики, я вам сейчас почитаю.
(Знакомство с русскими народными небылицами)
Самостоятельное придумывание детьми небылиц:
- Дети строят снежную крепость – снежная крепость строит детей
- Сосулька висит на крыше – крыша висит на сосульке
- Мальчик катается на лыжах – лыжи и катаются на мальчике
- Дети кормят птиц – птицы кормят детей
- Снег падает на деревья – деревья падают на снег
- Дети лепят снеговика – снеговик лепит детей
- Дед Мороз несёт подарки – подарки несут Деда Мороза
- Бабушка надевает валенки – валенки надевают бабушку
- Снегурочка рисует картину – картина рисует снегурочку
- Мальчик катается на санках – санки катаются на мальчике
- Вода превращается в снег – снег превращается в воду
В: Ребята, а последняя история – это небылица?
(Ответы детей)
В: Ну давайте проверим. Мы же с вами оставили снег в чашке.
(Проверка опыта)
В: Что случилось со снегом, почему он растаял?
(Ответы детей)
В: Давайте вспомним, чему нас учила каждая матрёшка.
(Ответы детей)
В: Осталась ещё одна матрёшка.
Знак, матрёшка, покажи,
Что нам делать расскажи.
(На матрёшке – карандаш)
Упражнение «Волшебные снежинки».
(Развитие тонкой моторики).
В: Возьмите карандаш любого цвета, какой вам нравится. Соединив точки, вы получите волшебную картинку.
Дети проходят за столы, рисуют по точкам снежинки.
В: Какие необычные, красивые снежинки у вас получились. А какое у них настроение?
(Ответы детей)
В: Ребята, вам понравилось сегодня играть с матрёшками? А как много мы сегодня узнали!
Подведение итогов