Автор: Ткач Е. И., воспитатель МБДОУ « Центр развития ребёнка №19», ленинградская область, город Сосновый Бор.
Цель: формирование коммуникативной компетенции и развитие связной речи дошкольников посредством использования КЕЙС-технологии.
Образовательные задачи:
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- Разввиать речевое творчества;
- Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции;
- Развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
- Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе.
Недавно начала осваивать кейс-технологии. Традиционно считается, что метод кейс-технологий сложен и потому подходит больше для детей школьного возраста. Однако это не совсем так, если при его использовании учитывать возрастные особенности дошкольников.
Так что же такое это кейс технология ? Название кейс-технология произошло от латинского «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Цель данной работы: формирование коммуникативной компетенции и развитие связной речи дошкольников посредством использования КЕЙС-технологии.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
развивать речевое творчества;
формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции;
развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе
сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Технология метода заключается в анализе проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С.Л. Рубинштейн).
В своей работе использую следующие вида кейсов :
– кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи);
– ролевое проектирование (проигрование ролей)
– кейс – иллюстрация;
– фото-кейс
1) Кейс-текстовая информация предоставляется в устном виде. Чаще всего этот вид кейсов используем после прочтения какго-либо художественного произведения.
2) Кейс-иллюстрация. Это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
3) Фото-кейс. Схож с кейс-иллюстрацией, только вместо картинки детям демонстрируется фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
4) Ролевое проектирование. Это показ проблемной ситуации путем проигрывания ролей.
5) Кейс модели. В зависимости от цели занятия не всегда на занятие перед детьми ставится проблемная ситуация. В этих случаях используем кейс-модели- «предметы- помогалочки», с помощью которых дети развивают способность аналитически мыслить, что в свою очередь способствует развитию связной речи.
При работе с кейсом могут использоваться следующие формы:
-индивидуальная самостоятельная работы дошкольников с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Ценность использования кейс- технологии вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.