Автор: Дюсембина Салтанат Ойратовна, КГКП «Детский сад-ясли №7 «Радуга» акимата г. Усть-Каменогорска.
Тәрбиелік/Воспитательная задача: Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Білімділік міндеті/ Образовательная задача: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей.
Дамытушылық /Развивающая:Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой. Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами.
Сөздік жұмысы/Словарная работа: Здоровеньки булы, сарафан, кокошник,
Тілдің үштұғырлығы/ Полилингвальный компонент: Шалбар – брюки- trousers, көйлек– платье- dress, бас киім- головной убор- headdress, үй– дом- house.
Индивидуальная работа/ Жеке жұмыс: Закрепить умение называть казахскую национальную одежду.
Қажетті құрал-жабдықтар / Наглядное пособие:Плакаты с изображением домов, национальная одежда, музыкальные инструменты, атрибуты к подвижной игре.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов – сказки казахские, русские, украинские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.
Іс -әрекеткезеңдері Этапы деятельности | Педагогтыңбасқаруіс-әрекеті Управленческие действия педагога | Балалардыңіс-әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық-қозғаушы Мотивационно- побудительный | Здороваются с гостями на трёх языках. Круг радости: Сколько добрых лиц вокруг, приглашаю всех вас в круг. Давайте за руки возьмёмся! Слова любви произнесём! – Есть много праздников на свете. Они приходят в свой черёд. Ну, а кто ответит, дети. Праздник какой нас скоро ждет? Правильно. И сегодня мы будем говорить об этом празднике. Посмотрите, как нас много, какие мы все разные и несмотря на это, мы очень дружные ребята. – Сейчас об этом прочитает стихотворение Р. Ирина. – Ребята, а люди каких национальностей живут в нашей стране? А в нашей группе дети каких национальностей? – А вы знаете, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, сказки, одежда, блюда, игры, песни. – И сегодня, я предлагаю вам, отправиться на экскурсию в небольшую деревню, где живут в мире и согласии разные национальные семьи, что бы посмотреть и узнать больше об их традициях и быте. Ну что ребята, отправляемся в путь? | Салеметсізбе, Здравствуйте, Hello. «Любим, любим всех вокруг, как хорошо, что рядом друг» «1 мая. День единства и дружбы народов Казахстана». «Как повезло тебе и мне, мы родились в такой стране, Куда ни глянь – кругом друзья! Мой Казахстан! Республика моя!»
С радостью соглашаются на экскурсию |
Іздену-ұйымдастырушы Организационно – поисковый | – И первое куда мы отправимся – это в казахскую семью. Физминутка: «Аяқпенен топ, топ, топ» (музыкальн. сопров). Вот мы и подошли к казахской юрте – киіз үй Үй– дом- house. Выходят к гостям Даниал и Жанель: «Сәлеметсіздерме қурметты қонақтар!» Восп-ль: Почему вы так красиво одеты? Жанель: Потому что наступает праздник 1 мая. Восп-ль: Ребята, а как называется одежда в которую одеты хозяева? Даниал: Сейчас я вас познакомлю с казахской одеждой: Брюки- шалбар, рубашка – жейде, халат – шапан, на голове тақия. Восп-ль: Шалбар – брюки – trousers, Бас киім- головной убор- headdress. Жанель: Посмотрите какое на мне красивое платье: Көйлек– платье- dress, жилетка – камзол, на голове у меня красивое саукеле. Посмотрите на дастархан, а как называется национальное блюдо у казахов? А какие казахские национальные блюда вы ещё знаете? Музыкальные инструменты? Игры? Песни на казахском языке? Даниал: Ребята, казахи очень любят играть в веселые подвижные игры, и я вам предлагаю поиграть в казахскую национальную игру “Тенге алу”. После игры благодарят за гостеприимство, прощаются. Предлагают пойти к соседям в русскую семью. Физминутка: «Паравозик Чух- чух» (муз.сопровожд). – Мы приехали в русский дом – изба. Выходят к гостям Тоня и Егор: «Здравствуйте гости дорогие». Посмотрите, мы тоже к празднику одеваем русскую национальную одежду. И сейчас мы познакомим вас. Егор: Рубаха расшитая узорами, красивый пояс, штаны. Тоня: Русский красивый сарафан, блузка с узорами, а на голове русский головной убор – кокошник. А, что вы видите в избе? А как называются русские музыкальные инструменты? Восп-ль: Неужели на деревянных ложках можно играть? Егор: Предлагаю сыграть на ложках. (под музыку). Тоня: А что вы видите на столе? Какие русские национальные блюда вы знаете ещё? Перечислите. – Прощаются и благодарят хозяев за гостеприимство. – Приглашают пойти в гости вместе к Савелию и Лизе, посмотреть на украинский национальный быт. Физминутка: «Лошадка» (муз.сопровожд) – В-ль и дети здороваются на украинском языке Савелий и Лиза: Здоровеньки булы! Приглашаем всех до хаты.Мы гостям всегда так рады! Восп-ль: Ребята, как называется дом у украинского народа? Посмотрите, как красиво одеты Лиза и Савелий. Как называется одежда в которой одеты хозяева? Восп-ль: Давайте послушаем Лизу, она нам расскажет об украинском национальном костюме. Лиза: Юбка называется спидныця, сверху фартук – плахта в крупную клетку. Сорочка – кошуля, а на голову надевают венок с цветами и разноцветными лентами. Савелий: Посмотрите, на мне рубаха расписная, шаровары,пояс. Восп-ль: Посмотрите ребята, хозяева приготовили украинское национальное блюдо. Кто знает, как называется?
Лиза:А ещё украинский народ очень любит танцевать, и сейчас мы вам покажем украинский танец. Танец: «Василёчек» – Благодарят хозяев за гостеприимство. Прощаются на украинском языке. Восп-ль: В завершении нашего занятия, давайте пригласим всех в хоровод дружбы (музык.сопровождение). | Внимательно и с интересом слушают воспитателя. Выполняют физминутку. Здороваются на казахском языке. Приглашает в дом. Дом – Юрта. Дети:Казахская национальная одежда. Перечисляют одежду.
Дети: Баурсаки, Беспармақ. С радостью соглашаются поиграть в казахскую игру. Сау болыңыз! Идут в русский дом.
Здороваются на русском язык
Перечисляют.
Дети: балалайка, деревянные ложки. Играют на ложках под музыку. Дети: Блины.
До свиданья!
Дети: Добрий день!
Дети: Хата Дети: Украинская национальная одежда.
Рассказывает и перечисляет одежду.
Дети: Вареники.
Девочки танцуют украинский танец.
Дети: До побачення! Водят хоровод дружбы. |
Рефлесивтік – коррекциялаушы Рефлексивно – корригирую щий | – Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. – Где мы сегодня побывали с вами? В семьях каких национальностей мы были? Вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось? – Читают стихотворение: А.Арсен; К. Нурали: 1) Есть белые дети, Есть черные дети, Есть желтые дети, На нашей планете, Вся наша Земля– как большой детский сад, Где каждый друг другу сестра или брат.
2) Пусть общими будут – Навеки, навеки! – И небо, и море, И горы, и реки, И снег и тюльпаны. И солнце и пламя. Пусть будут все дети. Навеки друзьями!
– И неважно, у кого какой дом, Какой ты национальности, Самое главное, что мы все дружно в Казахстане живем! Сау болыныз! До свиданья! Goodbye! | Отвечают на поставленные вопросы.
Дети читают стихотворение о дружбе.
Прощаются с гостями на трёх языках. |
Күтілетіннәтиже/ Ожидаемый результат:
Ұғынады. Воспроизводят: Знания о национальностях народов проживающих в Республике Казахстан.
Түсінеді. Понимают: Что в Казахстане мы живём одной дружной семьёй.
Қолданады. Применяют:В жизни толерантное отношение к другим национальностям.
Казахская игра: «Тенге алу» («Подними монету»)
На площадке необходимо наметить линии старта и финиша. На дистанции положить монетки. Батыры скачут на «лошадях» до линии финиша и обратно, во время движения поднимают монету. Победит тот, который быстрее всех соберет все монеты.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Капелька»
Топтың тәрбиешісі: / Воспитатель группы: Дюсембина С.О.
Білім беру саласы/ Образовательная область: Познание, Коммуникация,
Социум, Творчество.
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі//Раздел организованной учебной деятельности: Ознакомление с окружающим миром.
Тақырыбы/ Тема: «Дружат народы нашей страны»
Тәрбиелік/Воспитательная задача: Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Білімділік міндеті/ Образовательная задача: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, где живут в мире и согласии представители разных национальностей.
Дамытушылық /Развивающая: Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой. Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами.
Сөздік жұмысы/Словарная работа: Здоровеньки булы, сарафан, кокошник,
Тілдің үштұғырлығы/ Полилингвальный компонент: Шалбар – брюки- trousers, көйлек– платье- dress, бас киім- головной убор- headdress, үй– дом- house.
Индивидуальная работа/ Жеке жұмыс: Закрепить умение называть казахскую национальную одежду.
Қажетті құрал-жабдықтар / Наглядное пособие: Плакаты с изображением домов, национальная одежда, музыкальные инструменты, атрибуты к подвижной игре.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов – сказки казахские, русские, украинские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.
Ход занятия:
- Мотивациялық-қозғаушы/ Мотивационно- побудительный.
Здороваются с гостями на трёх языках: Салеметсізбе, Здравствуйте, Hello.
Круг радости: Сколько добрых лиц вокруг, приглашаю всех вас в круг.
Давайте за руки возьмёмся! Слова любви произнесём!
Дети: «Любим, любим всех вокруг, как хорошо, что рядом друг»
Воспитатель: Есть много праздников на свете. Они приходят в свой черёд.
Ну, а кто ответит, дети. Праздник какой нас скоро ждет?
Дети: «1 мая. День единства и дружбы народов Казахстана».
Воспитатель: Правильно. И сегодня мы будем говорить об этом празднике.
Посмотрите, как нас много, какие мы все разные и несмотря на это,
мы очень дружные ребята.
– Сейчас об этом прочитает стихотворение Р. Ирина:
«Как повезло тебе и мне, мы родились в такой стране,
Куда ни глянь – кругом друзья! Мой Казахстан! Республика моя!»
Воспитатель: Ребята, а люди каких национальностей живут в нашей стране?
Перечислите?
Дети: Русские, казахи, немцы, узбеки, татары.
Воспитатель: А в нашей группе дети каких национальностей?
Дети: Казахи, русские, немцы, пакистанец.
Воспитатель: А вы знаете, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, сказки,
одежда, блюда, игры, песни. И сегодня, я предлагаю вам, отправиться на
экскурсию в небольшую деревню, где живут в мире и согласии разные
национальные семьи, что бы посмотреть и узнать больше об их традициях
и быте. Ну что ребята, отправляемся в путь?
- Іздену-ұйымдастырушы/ Организационно – поисковый.
Воспитатель: И первое куда мы отправимся – это в казахскую семью.
Физминутка: «Аяқпенен топ, топ, топ» (музыкальн. сопров).
Вот мы и подошли к казахской юрте – киіз үй. Үй– дом- house.
Выходят к гостям Даниал и Жанель: «Сәлеметсіздерме құрметті қонақтар!»
Восп-ль: Почему вы так красиво одеты?
Жанель: Потому что наступает праздник 1 мая.
Восп-ль: Ребята, а как называется одежда в которую одеты хозяева? (ответы детей).
Даниал: Сейчас я вас познакомлю с казахской национальной одеждой:
Брюки- шалбар , рубашка – жейде, халат – шапан, а на голове тақия – тюбетейка.
Восп-ль: Шалбар – брюки – trousers, Бас киім- головной убор- headdress.
Жанель: Посмотрите , какое на мне красивое платье:
Көйлек– платье- dress, жилетка – камзол, на голове у меня красивое саукеле.
Посмотрите на дастархан, а как называется национальное блюдо у казахов? А какие казахские национальные блюда вы ещё знаете? Музыкальные инструменты? Игры? Песни на казахском языке?
Дети: национальное блюдо – беспармак (пять пальцев), музыкальный инструмент –
домбыра, казахская игра – Аркан тарту.
Даниал: Ребята, казахи очень любят играть в веселые подвижные игры,
и я вам предлагаю поиграть в казахскую национальную игру “Тенге алу”.
После игры благодарят за гостеприимство, прощаются. Сау болыныз!
Предлагают пойти к соседям в русскую семью.
Физминутка: «Паравозик Чух- чух» (муз.сопровожд).
– Мы приехали в русский дом – изба.
Выходят к гостям Тоня и Егор: «Здравствуйте гости дорогие». Посмотрите, мы тоже к празднику одеваем русскую национальную одежду. И сейчас мы познакомим вас.
Егор: Рубаха расшитая узорами, красивый пояс, штаны.
Тоня: Русский красивый сарафан, блузка с узорами, а на голове русский головной убор
– кокошник.
Воспитатель: А, что вы видите в избе? А как называются русские музыкальные инструменты?
Дети: Балалайка, гармонь, деревянные ложки.
Воспитатель:Неужели на деревянных ложках можно играть?
Егор: Конечно можно. Предлагаю вам сыграть на ложках. (под музыку).
Тоня: А что вы видите на столе? Какие русские национальные блюда вы знаете ещё?
Дети: Блины, щи.
– Прощаются и благодарят хозяев за гостеприимство. До свидания!
– Приглашают пойти в гости вместе к Савелию и Лизе, посмотреть на украинский национальный быт.
Физминутка: «Лошадка» (муз.сопровожд)
– Воспитатель и дети здороваются на украинском языке: «Добрий день!»
Савелий и Лиза: Здоровеньки булы!
Приглашаем всех до хаты. Мы гостям всегда так рады!
Восп-ль: Ребята, как называется дом у украинского народа?
Посмотрите, как красиво одеты Лиза и Савелий.
Как называется одежда в которой одеты хозяева?
Восп-ль: Давайте послушаем Лизу, она нам расскажет об украинском национальном костюме.
Лиза: Юбка называется спидныця, сверху фартук – плахта в крупную клетку. Сорочка – кошуля, а на голову надевают венок с цветами и разноцветными лентами.
Савелий: Посмотрите, на мне рубаха расписная, шаровары, пояс.
Восп-ль: Посмотрите ребята, хозяева приготовили украинское национальное блюдо.
Кто знает, как называется?
Дети: Вареники.
Лиза: А ещё украинский народ очень любит танцевать, и сейчас мы вам покажем украинский танец.
Танец: «Василёчек»
– Благодарят хозяев за гостеприимство. Прощаются на украинском языке.
Дети: До побаченя! До свидания!
Восп-ль: В завершении нашего занятия, давайте пригласим всех в хоровод дружбы
- Рефлесивтік – коррекциялаушы/ Рефлексивно – корригирующий.
Воспитатель: Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия: Где мы сегодня побывали с вами?
В семьях каких национальностей мы были?
Вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?
– Читают стихотворение: А. Арсен; К. Нурали:
1) Есть белые дети, Есть черные дети, Есть желтые дети, На нашей планете,
Вся наша Земля– как большой детский сад, Где каждый друг другу сестра или брат.
2) Пусть общими будут – Навеки, навеки! – И небо, и море, И горы, и реки,
И снег и тюльпаны. И солнце и пламя. Пусть будут все дети. Навеки друзьями!
– И неважно, у кого какой дом, Какой ты национальности,
Самое главное, что мы все дружно в живем в мире под единым шаныраком!
Сау болыныз! До свиданья! Goodbye!