«Друзья природы»

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста

экологическая викторинаАвтор: Гаффарова Алсу Альфиновна, воспитатель, первая квалификационная категория, МБДОУ «Арский детский сад №10, Арского района, города Арска, Республики Татарстан.

Цель: формировать основы экологической культуры

Программное содержание:

Образовательные: систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать  работать в команде. воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Оборудование: медали, эмблемы командам, цветы, песочные часы, дидактическая игра «Найди дом для каждого животного», плакаты, ведро, мусор, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход игры: Дети входят под песню «Дорогою добра»

Ведущий 1:

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Ведущий 2:

Всё, что нужно, год от года

Нам даёт сама природа

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек,

Жить не может человек!

Вместе: Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!

Ведущий 1:  Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

Ведущий 2: Ребята, сегодня мы проведем викторину «Друзья природы». Мы надеемся, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.

В викторине примут участие две команды. Это команда «Муравьишки» (указывается капитан команды) и команда «Божьи коровки» (указывается капитан команды). Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться цветком. После проведения викторины мы подсчитаем количество цветов и определим победителя игры.

муравьишкиИтак, начнем с приветствия команд. Команды приветствуют друг друга.

Речёвка команды «Муравьишки»:

” Не унывать! Все пройти и все узнать”.

 

 

Божьи коровкиРечёвка «Божьи коровки»:

“Победим как всегда, побеждать наша судьба “.

 

 

Конкурс «Разминка для ума»:
Представляет собой блицопрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Вопросы для команды «Муравьишки»:

  1. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
  2. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
  3. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
  4. Сколько ног у паука? (восемь)
  5. Какая птица лечит деревья? (дятел)
  6. У какого дерева белый ствол? (у березы)
  7. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  8. Назовите детенышей курицы (цыплята)

Вопросы для команды «Божьи коровки»:
1. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
2. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
3. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
4. Сколько ног у жука? (шесть)
5. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
6. Кабан – дикое или домашнее животное? (дикое)
7. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
8. Кто в лесу плетет паутину? (паук)

Дополнительные вопросы (для болельщиков):
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)

 

Пауза:  дети старшей группы №2 читают стихи:

 

  1. Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас береги!»

  1. В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

  1. Грустит глубока река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

  1. Остановил олень свой бег:

«Будь человеком человек!

В тебя мы верим, не солги,

«Ты береги нас, береги!»

  1. Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Конкурс: дидактическая игра «Найди дом для каждого животного»

Каждой команде дается конверт с картинками,  где   изображены животные и их домики. Дети должны выбрать пары картинок и объяснить свой выбор.

Музыкальная пауза: песню исполняют дети старшей группы №1

Конкурс: «Загадки о природе»

Командам предлагаются загадки. Та команда, которая правильно ответит на них, получат до 5 баллов

  1. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут! (дождь)

  1. Зимнее стекло

Весною потекло! (лёд)

  1. Пушистая вата

Плывёт куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе! (облако)

  1. Мы говорим: она течёт;
    Мы говорим: она играет;
    Она бежит всегда вперёд,
    Но никуда не убегает. (река).
  2. По морю идёт, идёт,
    А до берега дойдёт –
    Тут и пропадёт.(волна)
  3. В руках у Тани
    Зима в стакане. (лед)
  4. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.(вода)
  5. В тихую погоду
    Нет нас нигде,
    Как ветер подует –
    Бежим по воде. (волны)
  6. Я живу под самой крышей,
    Даже страшно глянуть вниз.
    Я могла бы жить и выше,
    Если б крыши там нашлись.(сосулька)
  7. На всех садится,
    Никого не боится. (снег)
  8. Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    А солнце её припечет –
    Заплачет она и умрет. (сосулька)
  9. В огне не горит,
    В воде не тонет. (лед)

Физкультминутка для всех:  песня-игра «У оленя дом большой».

Конкурс капитанов «Экологический светофор»

Под звук сирены входит светофор.

Экологический светофор: Добрый день, дорогие ребята. Вы узнали меня? Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части:

Красный свет — природе вред!

Желтый – осторожно!

Свет зеленый — как красиво! –

Скажет лес тебе: “Спасибо!”

Запомнили? Проверим.

— Красный свет? (дети отвечают: “Природе вред!”) Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе.

— Желтый? (дети отвечают: “Осторожно!”). Верно! И это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные правила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет.

— Свет зеленый?.. (Дети продолжают: “Так красиво! — Скажет лес тебе: Спасибо!”). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений и животных — добрые дела!

Капитаны должны показать кружки красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое принимается. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (з)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (к)
  3. Ребята огородили муравейник. (з)
  4. Ученики очищают парк от мусора. (з)
  5. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
  6. Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
  7. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
  8. Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)
  9. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
  10. Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)
  11. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
  12. Дети вешают кормушку. (з)
  13. Мальчики рассматривают жука. (ж)
  14. Дети развешивают скворечники в парке. (з)

Светофор проводит игру с болельщиками: «Разрешается-запрещается»

Экологический светофор: Правила очень  просты.  Я говорю предложение, а вы добавляете –разрешается или запрещается. Будьте внимательны!

Разжигать костер в лесу…
Ловить белку и лису…
Свежим воздухом дышать…
Всякий мусор оставлять…

Ягодки, грибочки собирать…
Ау, кричать…
Ветки и кусты ломать…
Муравейник разрушать…

От мамы, папы убегать…
Цветы топтать…
В водоем бутылки бросать…
На пеньке для животных, угощенье оставлять…

Ведущий. Молодцы ребята, все правила знаете

Музыкальная пауза:

 танец цветов и пчелок исполняют дети старшей группы №2

Конкурс: «Чья – чье»

Ведущий. Теперь посмотрите на экран. Сейчас на нем части животных, которых надо узнать и доказать почему вы так решили.

За каждый правильный ответ 1 балл.

  • Чей это хвост? (изображение лисьего хвоста)
  • Это чья лапа? (изображение медвежьей лапы)
  • Это чьи рога? (изображены рога коровы)
  • Это чьи уши? (изображены заячьи уши)
  • Чей это хвост? (изображение конского хвоста)
  • Чьи лапы? (изображены кошачьи лапы)

Пауза:  дети старшей группы №1 читают стихи:

  1. Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

  1. Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте.

  1. А в труде у наших пчёл,

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

  1. У природы круглый год

Обучаться можно.

Нас деревья всех пород

Учат крепкой дружбе.

Конкурс: «Мусоробол»

Команды должны забросить мусор, разбросанный в спортивном зале,  в стоящее на определенном расстоянии ведро.

Подведение итогов.  Награждение команд.

Ведущий 1: Давайте улыбнёмся!

Как хорошо вокруг!

Природа – наш хороший

Наш добрый верный друг.

Для нас лесной кузнечик

Споёт среди травы,

А ветер нам сыграет

На клавишах листвы.

Ведущий 2: Вы, друзья, не подкачайте

Правдивыми и честными быть обещайте.

Не обижать ни птахи, ни сверчка

Не покупать для бабочки сачка.

Любить цветы, леса, простор полей.

Всё, что зовётся Родиной твоей!

 Песня: «Пусть всегда будет солнце»