Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Гаффарова Алсу Альфиновна, воспитатель, первая квалификационная категория, МБДОУ «Арский детский сад №10, Арского района, города Арска, Республики Татарстан.
Цель: формировать основы экологической культуры
Программное содержание:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать работать в команде. воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Оборудование: медали, эмблемы командам, цветы, песочные часы, дидактическая игра «Найди дом для каждого животного», плакаты, ведро, мусор, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход игры: Дети входят под песню «Дорогою добра»
Ведущий 1:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Ведущий 2:
Всё, что нужно, год от года
Нам даёт сама природа
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без лесов, полей и рек,
Жить не может человек!
Вместе: Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!
Ведущий 1: Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Ведущий 2: Ребята, сегодня мы проведем викторину «Друзья природы». Мы надеемся, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.
В викторине примут участие две команды. Это команда «Муравьишки» (указывается капитан команды) и команда «Божьи коровки» (указывается капитан команды). Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться цветком. После проведения викторины мы подсчитаем количество цветов и определим победителя игры.
Итак, начнем с приветствия команд. Команды приветствуют друг друга.
Речёвка команды «Муравьишки»:
” Не унывать! Все пройти и все узнать”.
Речёвка «Божьи коровки»:
“Победим как всегда, побеждать наша судьба “.
Конкурс «Разминка для ума»:
Представляет собой блицопрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Муравьишки»:
- Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
- Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
- Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Какая птица лечит деревья? (дятел)
- У какого дерева белый ствол? (у березы)
- Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
- Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Божьи коровки»:
1. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
2. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
3. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
4. Сколько ног у жука? (шесть)
5. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
6. Кабан – дикое или домашнее животное? (дикое)
7. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
8. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Дополнительные вопросы (для болельщиков):
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
Пауза: дети старшей группы №2 читают стихи:
- Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас береги!»
- В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
- Грустит глубока река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
- Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек!
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги!»
- Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
Конкурс: дидактическая игра «Найди дом для каждого животного»
Каждой команде дается конверт с картинками, где изображены животные и их домики. Дети должны выбрать пары картинок и объяснить свой выбор.
Музыкальная пауза: песню исполняют дети старшей группы №1
Конкурс: «Загадки о природе»
Командам предлагаются загадки. Та команда, которая правильно ответит на них, получат до 5 баллов
- Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут! (дождь)
- Зимнее стекло
Весною потекло! (лёд)
- Пушистая вата
Плывёт куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе! (облако)
- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (река). - По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт.(волна) - В руках у Тани
Зима в стакане. (лед) - В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.(вода) - В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует –
Бежим по воде. (волны) - Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.(сосулька) - На всех садится,
Никого не боится. (снег) - Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька) - В огне не горит,
В воде не тонет. (лед)
Физкультминутка для всех: песня-игра «У оленя дом большой».
Конкурс капитанов «Экологический светофор»
Под звук сирены входит светофор.
Экологический светофор: Добрый день, дорогие ребята. Вы узнали меня? Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет — природе вред!
Желтый – осторожно!
Свет зеленый — как красиво! –
Скажет лес тебе: “Спасибо!”
Запомнили? Проверим.
— Красный свет? (дети отвечают: “Природе вред!”) Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе.
— Желтый? (дети отвечают: “Осторожно!”). Верно! И это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные правила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет.
— Свет зеленый?.. (Дети продолжают: “Так красиво! — Скажет лес тебе: Спасибо!”). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений и животных — добрые дела!
Капитаны должны показать кружки красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое принимается. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Ребята наблюдают за муравьями. (з)
- Дети оставили костёр в лесу. (к)
- Ребята огородили муравейник. (з)
- Ученики очищают парк от мусора. (з)
- Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
- Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)
- Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
- Дети вешают кормушку. (з)
- Мальчики рассматривают жука. (ж)
- Дети развешивают скворечники в парке. (з)
Светофор проводит игру с болельщиками: «Разрешается-запрещается»
Экологический светофор: Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете –разрешается или запрещается. Будьте внимательны!
Разжигать костер в лесу…
Ловить белку и лису…
Свежим воздухом дышать…
Всякий мусор оставлять…
Ягодки, грибочки собирать…
Ау, кричать…
Ветки и кусты ломать…
Муравейник разрушать…
От мамы, папы убегать…
Цветы топтать…
В водоем бутылки бросать…
На пеньке для животных, угощенье оставлять…
Ведущий. Молодцы ребята, все правила знаете
Музыкальная пауза:
танец цветов и пчелок исполняют дети старшей группы №2
Конкурс: «Чья – чье»
Ведущий. Теперь посмотрите на экран. Сейчас на нем части животных, которых надо узнать и доказать почему вы так решили.
За каждый правильный ответ 1 балл.
- Чей это хвост? (изображение лисьего хвоста)
- Это чья лапа? (изображение медвежьей лапы)
- Это чьи рога? (изображены рога коровы)
- Это чьи уши? (изображены заячьи уши)
- Чей это хвост? (изображение конского хвоста)
- Чьи лапы? (изображены кошачьи лапы)
Пауза: дети старшей группы №1 читают стихи:
- Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
- Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте.
- А в труде у наших пчёл,
Всё по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
- У природы круглый год
Обучаться можно.
Нас деревья всех пород
Учат крепкой дружбе.
Конкурс: «Мусоробол»
Команды должны забросить мусор, разбросанный в спортивном зале, в стоящее на определенном расстоянии ведро.
Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий 1: Давайте улыбнёмся!
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший
Наш добрый верный друг.
Для нас лесной кузнечик
Споёт среди травы,
А ветер нам сыграет
На клавишах листвы.
Ведущий 2: Вы, друзья, не подкачайте
Правдивыми и честными быть обещайте.
Не обижать ни птахи, ни сверчка
Не покупать для бабочки сачка.
Любить цветы, леса, простор полей.
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Песня: «Пусть всегда будет солнце»