«Если добрым быть – это хорошо, а когда наоборот – плохо!»

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие»

заступается за девочкуИнтеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».

Цель: Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения, умения дружить со сверстниками, применять полученные знания на практике.

Задачи:

Образовательные:

-формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость;

-закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения.

Развивающие:

-развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки;

– развитие связной речи, обогащение словаря воспитанников.

Воспитательные:

-воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

-воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.

Виды деятельности: познавательно-коммуникативная, продуктивная, игровая, музыкальная.

Ожидаемый результат:

-воспитанники понимают, что такое доброта, вежливость, отзывчивость;
-знают правила культуры поведения и культуры общения;
-умеют анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
– проявляют взаимоуважение, сочувствие и понимание по отношению к людям.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: проектор, аудиозаписи «Песня о дружбе», «Дорога добра», «Если добрый ты», солнышко с лучиками, презентация ненецкой народной сказки «Кукушка»,   изображения эмоций, полянка с тучкой, полянка со снежинками.

Раздаточный материал: карточки с изображениями хороших и плохих поступков, альбомный лист, краски, цветные карандаши для рисования, клубочек, смайлики.

Методы и приёмы:  Игра-приветствие, чтение стихов про вежливые слова, рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка», эвристическая беседа по сказке, физкультминутка, игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: разучивание стихов о вежливых словах, разучивание пословиц о дружбе

Словарная работа: эмоции, комплимент.

Содержание  непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

Доброе утро, ребята!

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Звучит «Песня о дружбе»

Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (ответы воспитанников)

А кто может быть другом? (ответы воспитанников: дети, родители, животные)

Как вы думаете, что значит дружить ?  (любить, не предавать, быть верным)

Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).

Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков?

Воспитанники: Да, хотим!

(воспитанники под музыку «Дорога добра» идут по залу)

(На мольберте появляется желтый круг – солнышко без лучиков).

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?

Воспитанники: Это солнышко.

Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?

Воспитанники: Лучиков.

Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Воспитанники:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

“С добрым утром”- говорят (появляется первый лучик)

Мишка тихо просит пчёлку:

“Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!”  (появляется второй лучик)

“Простите, пожалуйста,-

Просит котёнок,-

Я сегодня измазался,

Как поросёнок. (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко “здравствуйте” сказал,

Всем здоровья пожелал.(появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам:

“За обед спасибо вам!”        (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать

Не забыл зайчишка умный

“Доброй ночи” всем сказать    (появляется шестой лучик)

Воспитатель:

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, знаете много вежливых слов! Но не все дети такие вежливые, добрые, заботливые.

Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ненецкую народную сказку «Кукушка»?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Хорошо, но сначала мы сделаем гимнастику для глазок.

Зрительная гимнастика

Ах, как долго мы играли,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

 

(Воспитатель показывает презентацию ненецкой народной сказки «Кукушка» и  рассказывает)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Презентация ненецкой народной сказки «Кукушка»

Жила на земле бедная женщина, и было у неё четверо детей, не слушались они  маму, только и знали, что гуляли и играли целыми днями, а мама всё делала сама, и рыбу ловила, и одежду сушила и за детьми прибирала, детки ей не помогали, и она тяжело заболела. Лежит мама в чуме, захотелось ей водички, не раз она просила деток принести воды, но не слышали её. Наконец старшему сыну захотелось поесть, заглянул он в чум, видит, мама малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась, вместо рук крылья выросли, обернулась мама птицей и улетела из чума. Тут побежали дети за матерью, и кричат ей – мама, мы тебе водички принесли! Ку-ку, ку-ку! Поздно сынок, я не вернусь. Так дети бежали за мамой много дней и ночей, по камням и болотам, все ноги себе в кровь изранили, где бегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка, и с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта сказка?

Воспитатель: Ребята, почему мама оставила своих детей? (ответы детей)

Воспитанники:Потому что мама всегда заботится о своих детях,а  дети про маму не вспоминают,не хотят ей помогать,когда она болеет.

Воспитатель: Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее было настроение?

Воспитанники:Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.

Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались и всегда оставались бы с вами?

Воспитанники: Нужно слушаться, заботиться, помогать родным ,близким и друзьям

(мнемотаблица)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие чувства могут вызывать наши поступки?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2     Дидактическая игра «Эмоции»

(Воспитатель показывает детям  на экране пиктограммы эмоций, а дети называют  и мимически показывают их) пантомима

Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?

Воспитанники: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.

Воспитатель: А что у вас вызывает огорчение?

Воспитанники: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.

Воспитатель:  А вы любить танцевать? Да.

Воспитатель:  Когда люди танцуют, какое у них настроение?

Воспитанники: Радостное, весёлое, игривое.

Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано (слова воспит.) пауза – добрый день, добрый день!(вместе)

Пляшут волны океана, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

Поднимается пшеница, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

И поют задорно птицы, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

Улыбаются озёра, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

С высоты кивают горы, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

Просыпайся, поднимайся, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

Всему свету улыбайся, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)

Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране? (ответы воспитанников)

Воспитатель: Посмотрите,  мы пришли в очень интересное место! Перед нами две полянки: одна – со снежинками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку со снежинками, а плохие – на тучку. Договорились?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

Игра «Хороший или плохой поступок»

(Воспитанники получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Что изображено на этой картинке?

Воспитанники: На картинке мальчик дразнит девочку.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Воспитанники: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.

Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?

Воспитанники: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.

Воспитатель: А на этой картинке что изображено?

Воспитанники: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Воспитанники: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.

Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?

Воспитанники: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.

Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель:ребята,а у вас есть друзья?

Воспитатель:Как много у вас друзей, давайте их порадуем, и приготовим для них подарки – нарисуем рисунки.

Воспитатель: Как вы думаете, что можно нарисовать для друга?

Воспитанники: Цветы, шарики, солнышко, радугу, бабочку, куколку, машину.

Воспитатель: Подходите к столу, присаживайтесь и начинайте рисовать.

(Воспитанники рисуют подарки для друзей под музыку «Если добрый ты!»).

Воспитатель:Эти рисунки вы подарите своим друзьям и обязательно дарите им

Добрые слова (какие?)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.

(Дети называют пословицы о дружбе).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?

Воспитанники: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.

Воспитатель: Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

Воспитанники: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть со своими друзьями? Да.

Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем, вставайте в круг.

Игра «волшебный мячик»

Воспитатель:У меня в руках волшебный мячик, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, и  обращаться друг к другу ласковым именем (воспитанники  передают мячик, называют соседа ласковым именем).А теперь возьмите друг друга за руки,поднимите согнутые руки вверх:улыбнитесь друг другу,эти руки и улыбки нас объединяют, потому что все мы умеем быть вежливыми, доброжелательными и умеем дружить.

Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз – смайлики. Если вам было что-то непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось, и было интересно – выберите улыбку (поднимите вверх те смайлики,которые улыбаются- молодцы! Значит сегодня вам  было интересно. А теперь поднимите вверх,кто выбрал грустный смайлик, что у тебя сегодня вызвало  грустное настроение?

Воспитатель: А почему ты выбрал грустинку? (Ответ ребенка)

Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…

Воспитатель: Смайлики  заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду, как сегодня дружно мы играли, какое у нас хорошее настроение от общения друг с другом.

Воспитатель: Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.

 

Список Литературы

  1. Ручной уголок. Книга 2. О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности; Образовательные проекты, Образовательный центр “Участие” – Москва, 2011. – 416 c.
  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада – Москва, 2010. – 192 c.
  3. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития – , 2008. – 288 c.
  4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников; АСТ, Сова, ВКТ – Москва, 2011. – 878

Автор: Чекунова Ольга, воспитатель
МОБУ СОШ д.Максимовка, дошкольная группа
Росиия
Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, д. Максимовка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website