Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».
Цель: Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения, умения дружить со сверстниками, применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
-формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость;
-закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения.
Развивающие:
-развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки;
– развитие связной речи, обогащение словаря воспитанников.
Воспитательные:
-воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
-воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.
Виды деятельности: познавательно-коммуникативная, продуктивная, игровая, музыкальная.
Ожидаемый результат:
-воспитанники понимают, что такое доброта, вежливость, отзывчивость;
-знают правила культуры поведения и культуры общения;
-умеют анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
– проявляют взаимоуважение, сочувствие и понимание по отношению к людям.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: проектор, аудиозаписи «Песня о дружбе», «Дорога добра», «Если добрый ты», солнышко с лучиками, презентация ненецкой народной сказки «Кукушка», изображения эмоций, полянка с тучкой, полянка со снежинками.
Раздаточный материал: карточки с изображениями хороших и плохих поступков, альбомный лист, краски, цветные карандаши для рисования, клубочек, смайлики.
Методы и приёмы: Игра-приветствие, чтение стихов про вежливые слова, рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка», эвристическая беседа по сказке, физкультминутка, игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: разучивание стихов о вежливых словах, разучивание пословиц о дружбе
Словарная работа: эмоции, комплимент.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель:
Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Звучит «Песня о дружбе»
Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (ответы воспитанников)
А кто может быть другом? (ответы воспитанников: дети, родители, животные)
Как вы думаете, что значит дружить ? (любить, не предавать, быть верным)
Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).
Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков?
Воспитанники: Да, хотим!
(воспитанники под музыку «Дорога добра» идут по залу)
(На мольберте появляется желтый круг – солнышко без лучиков).
Воспитатель: Вот мы и попали в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?
Воспитанники: Это солнышко.
Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?
Воспитанники: Лучиков.
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.
Воспитанники:
Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
“С добрым утром”- говорят (появляется первый лучик)
Мишка тихо просит пчёлку:
“Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду.
Но чуть-чуть, не всю колоду!” (появляется второй лучик)
“Простите, пожалуйста,-
Просит котёнок,-
Я сегодня измазался,
Как поросёнок. (появляется третий лучик)
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко “здравствуйте” сказал,
Всем здоровья пожелал.(появляется четвёртый лучик)
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:
“За обед спасибо вам!” (появляется пятый лучик)
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать
Не забыл зайчишка умный
“Доброй ночи” всем сказать (появляется шестой лучик)
Воспитатель:
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, знаете много вежливых слов! Но не все дети такие вежливые, добрые, заботливые.
Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ненецкую народную сказку «Кукушка»?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Хорошо, но сначала мы сделаем гимнастику для глазок.
Зрительная гимнастика
Ах, как долго мы играли,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
(Воспитатель показывает презентацию ненецкой народной сказки «Кукушка» и рассказывает)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Презентация ненецкой народной сказки «Кукушка»
Жила на земле бедная женщина, и было у неё четверо детей, не слушались они маму, только и знали, что гуляли и играли целыми днями, а мама всё делала сама, и рыбу ловила, и одежду сушила и за детьми прибирала, детки ей не помогали, и она тяжело заболела. Лежит мама в чуме, захотелось ей водички, не раз она просила деток принести воды, но не слышали её. Наконец старшему сыну захотелось поесть, заглянул он в чум, видит, мама малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась, вместо рук крылья выросли, обернулась мама птицей и улетела из чума. Тут побежали дети за матерью, и кричат ей – мама, мы тебе водички принесли! Ку-ку, ку-ку! Поздно сынок, я не вернусь. Так дети бежали за мамой много дней и ночей, по камням и болотам, все ноги себе в кровь изранили, где бегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка, и с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта сказка?
Воспитатель: Ребята, почему мама оставила своих детей? (ответы детей)
Воспитанники:Потому что мама всегда заботится о своих детях,а дети про маму не вспоминают,не хотят ей помогать,когда она болеет.
Воспитатель: Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее было настроение?
Воспитанники:Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.
Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались и всегда оставались бы с вами?
Воспитанники: Нужно слушаться, заботиться, помогать родным ,близким и друзьям
(мнемотаблица)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие чувства могут вызывать наши поступки?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Дидактическая игра «Эмоции»
(Воспитатель показывает детям на экране пиктограммы эмоций, а дети называют и мимически показывают их) пантомима
Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?
Воспитанники: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.
Воспитатель: А что у вас вызывает огорчение?
Воспитанники: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.
Воспитатель: А вы любить танцевать? Да.
Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?
Воспитанники: Радостное, весёлое, игривое.
Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Добрый день!»
Встало солнце рано-рано (слова воспит.) пауза – добрый день, добрый день!(вместе)
Пляшут волны океана, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
Поднимается пшеница, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
И поют задорно птицы, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
Улыбаются озёра, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
С высоты кивают горы, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
Просыпайся, поднимайся, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
Всему свету улыбайся, (слова воспит.) добрый день, добрый день! (вместе)
Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране? (ответы воспитанников)
Воспитатель: Посмотрите, мы пришли в очень интересное место! Перед нами две полянки: одна – со снежинками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку со снежинками, а плохие – на тучку. Договорились?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»
Игра «Хороший или плохой поступок»
(Воспитанники получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Воспитанники: На картинке мальчик дразнит девочку.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Воспитанники: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?
Воспитанники: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.
Воспитатель: А на этой картинке что изображено?
Воспитанники: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Воспитанники: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Воспитанники: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель:ребята,а у вас есть друзья?
Воспитатель:Как много у вас друзей, давайте их порадуем, и приготовим для них подарки – нарисуем рисунки.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно нарисовать для друга?
Воспитанники: Цветы, шарики, солнышко, радугу, бабочку, куколку, машину.
Воспитатель: Подходите к столу, присаживайтесь и начинайте рисовать.
(Воспитанники рисуют подарки для друзей под музыку «Если добрый ты!»).
Воспитатель:Эти рисунки вы подарите своим друзьям и обязательно дарите им
Добрые слова (какие?)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.
(Дети называют пословицы о дружбе).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Воспитанники: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.
Воспитатель: Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
Воспитанники: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть со своими друзьями? Да.
Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем, вставайте в круг.
Игра «волшебный мячик»
Воспитатель:У меня в руках волшебный мячик, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, и обращаться друг к другу ласковым именем (воспитанники передают мячик, называют соседа ласковым именем).А теперь возьмите друг друга за руки,поднимите согнутые руки вверх:улыбнитесь друг другу,эти руки и улыбки нас объединяют, потому что все мы умеем быть вежливыми, доброжелательными и умеем дружить.
Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз – смайлики. Если вам было что-то непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось, и было интересно – выберите улыбку (поднимите вверх те смайлики,которые улыбаются- молодцы! Значит сегодня вам было интересно. А теперь поднимите вверх,кто выбрал грустный смайлик, что у тебя сегодня вызвало грустное настроение?
Воспитатель: А почему ты выбрал грустинку? (Ответ ребенка)
Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…
Воспитатель: Смайлики заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду, как сегодня дружно мы играли, какое у нас хорошее настроение от общения друг с другом.
Воспитатель: Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.
Список Литературы
- Ручной уголок. Книга 2. О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности; Образовательные проекты, Образовательный центр “Участие” – Москва, 2011. – 416 c.
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада – Москва, 2010. – 192 c.
- Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития – , 2008. – 288 c.
- Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников; АСТ, Сова, ВКТ – Москва, 2011. – 878
Автор: Чекунова Ольга, воспитатель
МОБУ СОШ д.Максимовка, дошкольная группа
Росиия
Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, д. Максимовка