«Формирование активной речи детей раннего возраста»

Учебно-методическая разработка для воспитателей и родителей

Автор: Лузгина Татьяна Леонидовна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко» Нижегородской области Вадского района с. Вад.

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.

В наш век, когда родителя постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А формирование речи ребенка, прежде всего, происходит в постоянном общении со взрослыми.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.  С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, а также  звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В связи с этим цель моей работы : формирование активной речи  детей раннего возраста.

Задачи:

  • Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка
  • Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами
  • Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры
  • Расширение активного и пассивного словаря

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и это качество можно и нужно использовать в обучении.

В  своей работе я использую различные приемы  и методы для формирования активной  речи детей раннего возраста.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений , знакомство со стихами известных детских поэтов.

С целью профилактики возникновения речевых нарушений , их коррекции, начиная с раннего возраста необходимо применять игры и упражнения направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений.   В своей работе я использую специально подобранную картотеку  артикуляционных упражнений.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми применим  во всех возрастных группах.

Настольно-печатные игры позволяют побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звуков.

 Мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у детей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику).

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции

Для достижения поставленной цели  и  повышения компетентности родителей в сфере развития речи детей раннего возраста  была проведена следующая работа:

  • оформлена папка-передвижка «Речевое развитие детей раннего возраста»
  • подготовлена памятка в родительский уголок

«Играем – речь развиваем».

  • проведены индивидуальные беседы с родителями на данную тему.
  • запланировано родительское собрание с элементами практикума на тему : «Развитие речи детей 2-3 лет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website