Конспект диагностического занятия по познавательному развитию в старшей группе по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Автор: Денисенко Анна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида, Северодвинск.
Цель: выявить уровень знаний детей по познавательному развитию, наметить план работы по темам, вызывающим наибольшие трудности у детей.
С нами связался пришелец с другой планеты. Он попал на нашу планету на космическом корабле. Он знает, что эта планета заселена людьми. Но больше он ничего не знает. У него возникло много вопросов? Как живут люди? Какими предметами пользуются в быту? На чем передвигаются? Какие растения растут на планете? Кто ещё, кроме людей живёт на планете? Все свои вопросы он записал на цветные звёздочки и очень просит ответить на них, чтобы когда он вернётся на свою планету, он смог бы рассказать о нашей планете и своим друзьям инопланетянам. Поможем?
1 звезда. И давайте сначала познакомимся и расскажем пришельцу о себе.
Цель: выявить знания о себе, родном городе; стране.
Беседа
Примерные вопросы:
- Назовите свои фамилию и имя.
- Назовите свой домашний адрес.
- С кем ты живешь вместе?
- Назовите имя, фамилию, отчество папы, мамы?
- Скажите, где работают ваши родители и какие у них профессии?
- Назови город, в котором ты живешь.
- Как называется наша страна?
- Сможешь назвать главный город страны?
Критерии оценки
3 балла – ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.
2 балла – ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.
1 балл – ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны
Цель: выявить знания детей о видах транспорта, предметах бытовой техники.
2 звезда. Пришелец задаёт вопрос (загадка)
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (Транспорт)
Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: воздушный, водный, наземный).
Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, корабль, самолёт, подводная лодка, вертолёт, воздушный шар, катер,
Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.
Задание: Подумай и разложи картинки на три группы. (если ребёнок затрудняется, то ему предлагаются подсказки – схемы (небо, земля, вода). Назови виды транспорта.
3 звезда. А сейчас расскажите мне о предметах, которые помогают вам в быту.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Задания: Рассмотрите внимательно карточки. Один предмет лишний. Положите на картинку с этим предметом фишку. Назовите остальные предметы. Как их можно назвать одним словом?
Критерии оценки:
3 балла – ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.
2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.
1 балл – ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения
4 звезда. В самом начале нашей встречи вы рассказали о профессиях своих родителей и где они работают. А какие ещё профессии есть у вас на Земле?
Цель: выявить знания детей о профессиях строителей, повара, портной (модельер), парикмахер, пожарный, полицейский, продавец, врач, шофёр.
Дидактическая игра «Угадай профессию».
Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: строитель, повар, портной (модельер), парикмахер, пожарный, полицейский, продавец, врач, шофёр; картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий
Задания: Внимательно рассмотри картинки и назови профессии людей.
Разложи атрибуты (предметы) людям нужной профессии. Назови инструменты (атрибуты), которые нужны людям этой профессии. Что делают люди этой профессии?
Критеии оценки.
3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
2 балла – ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.
1 балл – ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет
5 звезда. И ещё одна загадка от пришельца.
Смелым, сильным должен быть,
Крепко Родину любить
Друзьям помогать
От врагов защищать.
Цель: выявить знания детей о некоторых родах войск.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, десантника; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий (пограничный столб с собакой и автомат, корабль, самолёт, подводная лодка, танк, парашют)
Примерные вопросы:
- Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)
- При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.
- Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?
Критерии оценки
3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.
2 балла – правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.
1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии.
6 звезда. Кто же ещё заселяет вашу Землю, кроме людей? Расскажите. Вам в этом поможет загадка.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
Цель: выявить знания о зимующих птицах и перелётных птицах.
Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».
Материал: кормушка (с липами); карточки с изображением зимующих и перелетных птиц: снегирь, синица, голубь, ворона, сорока, воробей, аист, утка, кукушка, ласточка, грач, лебедь.
Вопросы:
– Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
– Найди и помести на кормушку зимующих птиц.
– Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.
– Назови птиц, которые остались?
– Как назвать их одним словом? Почему их так называют?
Критерии оценки
3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.
2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.
1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
7 звезда. Но кроме птиц есть ещё обитатели на планете. Кто это? (Животные)
Цель: выявить знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк, ёж)
Дидактическая игра «Засели лес».
Материал: магнитная доска с изображением леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк), карточки с изображением домашних животных.
Ребенок рассматривает картинки.
Вопросы:
- Как называют животные, которые живут в лесу? (Дикие животные, звери.)
- Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Поможет нам ответить на вопросы волшебный микрофон. У кого он в руках, тот и отвечает?
Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. Чем питается белка? (Грибами, орехами, семенами хвойных деревьев)
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? (цепкие коготки на лапках, хвост помогает удерживать равновесие). Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)
- Чем питается заяц? (сочная кора деревьев, ягоды, трава; на огородах – морковь, капуста) Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)
Что помогает ему выдержать холод? (тёплая шубка зимой)
- Почему волка называют хищником? (питается мясом других животных: кабаны, лоси, олени). Что ему помогает охотиться за животными?(быстрый сильные ноги, хороший слух, нюх и зрение)
- Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)
– Чем питается медведь? (ягоды, мёд) Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)
– Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? (грибы, фрукты) Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)
– Почему лису называют хищником? (питается мясом других животных: мыши, грызуны, зайцы). Что ей помогает охотиться за животными? (ловкая, хороший нюх, слух, зрение). Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)
Критерии оценки
3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.
2 балла – ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.
1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о повадках диких животных
Спасибо вам дети! Я узнал очень много нового и интересного о вашей планете Земля. Об этом я расскажу своим друзьям – инопланетянам. До свидания! Мне пора.
Список используемой литературы:
- Диагностические задания по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).
- Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).
- Павлова Л. Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 94-7 лет).