Гость с другой планеты

Конспект диагностического занятия по познавательному развитию в старшей группе  по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

космическое путешествиеАвтор: Денисенко Анна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида, Северодвинск.

Цель: выявить уровень знаний детей по познавательному развитию, наметить план работы по темам, вызывающим наибольшие трудности у детей.

С нами связался пришелец с другой планеты. Он попал на нашу планету на космическом корабле. Он знает, что эта планета заселена людьми. Но больше он ничего не знает. У него возникло много вопросов? Как живут люди? Какими предметами пользуются в быту? На чем передвигаются? Какие растения растут на планете? Кто ещё, кроме людей живёт на планете? Все свои вопросы он записал на цветные звёздочки и очень просит ответить на них, чтобы когда он вернётся на свою планету, он смог бы рассказать о нашей планете и своим друзьям инопланетянам. Поможем?

1 звезда. И давайте сначала познакомимся и расскажем пришельцу о себе.

Цель: выявить знания о себе, родном городе; стране.

Беседа

Примерные вопросы:

  1. Назовите свои фамилию и имя.
  2. Назовите свой домашний адрес.
  3. С кем ты живешь вместе?
  4. Назовите имя, фамилию, отчество папы, мамы?
  5. Скажите, где работают ваши родители и какие у них профессии?
  6. Назови город, в котором ты живешь.
  7. Как называется наша страна?
  8. Сможешь назвать главный город страны?

Критерии оценки

3 балла – ребенок знает своих родствен­ников; правильно называет домашний ад­рес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.

2 балла – ребенок знает всех родственни­ков, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошиб­ки или затрудняется назвать страну или главный город страны.

1 балл – ребенок знает и называет родст­венников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны

 

Цель: выявить знания детей о видах транс­порта, предме­тах бытовой техники.

2 звезда. Пришелец задаёт вопрос (загадка)

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (Транспорт)

Дидактическая игра «Виды транс­порта» (классификация видов транспорта: воздушный, водный, наземный).
Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, само­свал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, корабль, самолёт, подводная лодка, вертолёт, воздушный шар, катер,

Ребенок рассматривает картинки с различ­ными видами транспорта.

Задание: Подумай и разложи картинки на три группы. (если ребёнок затрудняется, то ему предлагаются подсказки – схемы (небо, земля, вода). Назови виды транспорта.

3 звезда. А сейчас расскажите мне о предметах, которые помогают вам в быту.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задания: Рассмотрите внимательно карточки. Один предмет лишний. Положите на картинку с этим предметом фишку. Назовите остальные предметы. Как их можно назвать одним словом?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструк­ций.

1 балл – ребенку требуются дополнитель­ные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

4 звезда. В самом начале нашей встречи вы рассказали о профессиях своих родителей и где они работают. А какие ещё профессии есть у вас на Земле?

Цель: выявить знания детей о про­фессиях строи­телей, повара, портной (модельер), парикмахер, пожарный, полицейский, продавец, врач, шофёр.

Дидактическая игра «Угадай про­фессию».

Материал: предметные картинки с изображением людей разных про­фессий: строи­тель, повар, портной (модельер), парикмахер, пожарный, полицейский, продавец, врач, шофёр; картинки с изображением атрибу­тов разных профессий и результатов труда людей различных профессий

Задания: Внимательно рассмотри  картинки и назови профессии людей.

Разложи атрибуты (предметы) людям нужной профессии. Назови инструменты (атрибуты), которые нужны лю­дям этой профессии. Что делают люди этой профессии?

 

Критеии оценки.

3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышлен­ности, владеет приемом обобщения. Без­ошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла – ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работ­ников транспорта, связи, швейной про­мышленности, допускает ошибки.
1 балл – ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет

5 звезда. И ещё одна загадка от пришельца.

Смелым, сильным должен быть,

Крепко Родину любить

Друзьям помогать

От врагов защищать.

Цель: выявить знания детей о неко­торых родах войск.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, мо­ряка, летчика, подводника, танкиста, десантника; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий (пограничный столб с собакой и автомат, корабль, самолёт, подводная лодка, танк, парашют)

Примерные вопросы:

  1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)
  2. При помощи картинок вспомни и назови из­вестные тебе рода войск.
  3. Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?

Критерии оценки

3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.
2 балла – правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.
1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии.

6 звезда. Кто же ещё заселяет вашу Землю, кроме людей? Расскажите. Вам в этом поможет загадка.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

Цель: выявить знания о зимую­щих птицах и перелётных птицах.

Дидактическая игра «Кто при­летает к кормушке».

Материал: кормушка (с липами); карточки с изображением зимующих и перелетных птиц: снегирь, синица, голубь, ворона, сорока, воробей, аист, утка, кукушка, ласточка, грач, лебедь.

Вопросы:

– Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

– Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

– Расскажи, какие птицы прилетели к кор­мушке.

– Назови птиц, которые остались?

– Как назвать их одним словом? Почему их так называют?

Критерии оценки

3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

2 балла — ребенок самостоятельно нахо­дит и называет 3-4 зимующих птиц.

1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зи­мующих и перелетных)

 

7 звезда. Но кроме птиц есть ещё обитатели на планете. Кто это? (Животные)

Цель: выявить знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, мед­ведь, волк, ёж)

Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: магнитная доска с изображением леса; карточки с изображением ди­ких животных (белка, лиса, за­яц, медведь, волк), карточки с изображением домашних животных.

Ребенок рассматривает  картинки.

Вопросы:

  • Как называют животные, которые живут в ле­су? (Дикие животные, звери.)
  • Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Поможет нам ответить на вопросы волшебный микрофон. У кого он в руках, тот и отвечает?
    Ребенок поочередно «заселяет» в лес живот­ных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. Чем питается белка? (Грибами, орехами, семенами хвойных деревьев)

Что ей помогает ловко передвигаться по де­ревьям? (цепкие коготки на лапках, хвост помогает удерживать равновесие). Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

  • Чем питается заяц? (сочная кора деревьев, ягоды, трава; на огородах – морковь, капуста) Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

Что помогает ему выдержать холод? (тёплая шубка зимой)

  • Почему волка называют хищником? (питается мясом других животных: кабаны, лоси, олени). Что ему помогает охотиться за животными?(быстрый сильные ноги, хороший слух, нюх и зрение)
  • Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

– Чем питается медведь? (ягоды, мёд) Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

– Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? (грибы, фрукты)  Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

– Почему лису называют хищником? (питается мясом других животных: мыши, грызуны, зайцы). Что ей помогает охотиться за животными? (ловкая, хороший нюх, слух, зрение). Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

Критерии оценки

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопро­сы воспитателя о жизни диких животных.

2 балла – ребенок имеет представление о            повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.

1 балл – ребенок имеет очень слабые пред­ставления о повадках диких животных

 

Спасибо вам дети! Я узнал очень много нового и интересного о вашей планете Земля. Об этом я расскажу своим друзьям – инопланетянам. До свидания! Мне пора.

Список используемой литературы:

  1. Диагностические задания по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).
  3. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).
  4. Павлова Л. Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 94-7 лет).