Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Автор: Одинцова Татьяна Геннадьевна, воспитатель, школа N1056
Цель: развитие связанной речи средствами наглядного моделирования.
Задачи:
- Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о ягодах и грибах, местах их произрастания.
- Развитие общих речевых навыков, мышления и творческого воображения.
- Воспитание взаимопонимания,активности,самостоятельности, инициативности и бережности к природе.
Предварительная работа
Проведение беседы с детьми о грибах и ягодах.
Оборудование
- конверты с раздаточным материалом для составления схем предложений
- набор сюжетных картинок
- доска
- проектор
- экран
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Воспитатель с детьми входит в группу, звучит тихо музыка леса.)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Воспитатель обращает внимание детей на гостей.)
-К нам сегодня пришли гости посмотреть и послушать,что вы знаете и умеете.Давайте с вами поздороваемся с нашими гостями.
-Молодцы!
-Ребята, вы любите гулять в лесу?
-Ответы детей…
-Как вы думаете, для чего нужен лес человеку?
-Правильно, человек совершает прогулки, во время которых можно послушать пение птиц. Также лес кормит человека.
-А чем нас может угостить лес?
-Правильно, грибами и ягодами!
-Сегодня мы с вами поговорим о грибах и ягодах!
-Начнем наше занятие и поиграем в такую игру, которая называется “Сядет тот, кто назовет…” До кого я докоснусь, тот и ответит, на мой вопрос, но не выкрикиваем, кто правильно скажет, проходит и садится на свободный стул.
-Все поняли задание?
-Вспомни название съедобного гриба…
-Ответы детей: белый гриб, подберезовик, лисички…
-Вспомни название ядовитого гриба…
– Ответы детей :красный мухомор, белый мухомор, бледная поганка….
-Вспомни название ягод.
-Ответы детей:малина, ежевика, клубника…
Воспитатель: молодцы, справились с заданием!
-Я вам приготовила еще одно интересное задание. Сейчас проверим, как вы знаете грибы и не перепутаете съедобный гриб с ядовитым.
2. Упражнение “Что лишнее?”(Презентация)
– Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. На экране будут картинки, но одна из них будет лишней, вы должны понять, какая из них лишняя, поднять руку и кого я спрошу ответить, почему вы считаете, что она лишняя, но не выкрикивать.
-Молодцы, грибы и ягоды вы знаете, быливнимательнымиисправилисьсзаданием!
-Давайте теперь поиграем в игру, которая называется: “Назови ласково”.
3. Игра «Назови ласково».
Вы все любите когда вас называют ласково и нежно, а давайте мы с вами попробуем назвать грибы и ягоды ласково,например: мухомор, а ласково будет звучать “МУХОМОРЧИК”. Я По очереди буду вас спрашивать,а вы будьте внимательными.
Белый гриб – беленький грибочек
Сыроежка — сыроежечка
Подберёзовик – подберезовичек
Поганка — поганочка
Подосиновик — подосиновичек
Малина- малинка
Клубника- клубничка
Ежевика- ежевичка
Земляника- земляничка
-Молодцы!
4. Физкультминутка «Осенние листья»
-Ребята посмотрите на нашу группу,обратите внимание она украшена листочками, в лесу много не только грибов и ягод,но и много падающих листочков, давайте и мы с вами представим, что тоже превратились в осенние листочки, которые падая с дерева кружатся.
-Давайте пройдем с вами на ковер и все превратились в листочки…
(Воспитатель вместе с детьми проходит на ковер)
Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках,
руки в стороны.)
И тихо ложатся (Приседают).
Шуршат, шелестят, (Движения руками вправо,
влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)
-Молодцы,теперь проходим на свои места.
5. Упражнение «Продолжи предложение».
Продолжаем наше занятие, наше следующее упражнение называется: «Продолжи предложение». Я буду начинать предложение, а ваша задача, кого я попрошу должен закончить его, например я говорю “В огороде мы собирали… а конец этого предложения может звучать по разному я решила его закончить так: сочную и спелую клубнику. А теперь послушайте как у меня получилось полностью предложение:В огороде мы собирали сочную и спелую клубнику. Теперь давайте попробуем с вами:
-В корзине у Сережи лежали съедобные грибы это были…..
-Когда мы гуляли в лесу нам часто встречались…
-Я очень люблю есть ягоды, особенно…
Молодцы, справились с этим упражнение, а теперь переходим к следующему.
6. Рассказ.
-Я вам сейчас прочту рассказ, который называется “Поход в лес”, а после мы с вами его будем пересказывать, вам в помощь на экране будут сюжетные картинки.
-Сели все поудобней и приготовились меня слушать.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в корзину , а ягоды в лукошко . Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к дому лесника. Скоро в лесу стало тихо, перестал дождь и выглянуло солнце. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
-Вот наш рассказ, а теперь давайте ответим на вопросы по данному рассказу:
-…как звали мальчиков в рассказе?
– …куда они пошли?
-… что мальчики собирали в лесу?
– …куда мальчики клали грибы?
-… куда складывали ягоды?
– …что произошло дальше?
– … во время дождя куда пошли мальчики?
-… когда закончился дождь,что делали мальчики?
-Молодцы!
7. Составление плана рассказа.
-Япредлагаювамсоставитьпланрассказ, чтобывамбылолегчеегоперессказывать. С чего вы начнете рассказ?
Дети: Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзину.
-О чем вы расскажете потом?
Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к дому лесника.
-И чем же вы закончите рассказ?
Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
8. Чтение рассказа еще раз.
-Будьте очень внимательными.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзину. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к дому лесника. Скоро в лесу стало тихо, перестал дождь и выглянуло солнце. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
9. Пересказ рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.
-Теперьдавайтеначнемпересказрассказа, кдоскеподойдетСоняГородиловаиначнетпересказрассказа
(На экране все картинки)
-Первый ребенок начинает пересказ….Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзину.
-Молодец Соня, садись, теперь я попрошу пройти ко мне Мишу Смирнова, продолжи пожалуйста пересказ рассказа.
-Второй ребенок продолжает Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к дому лесника.
-Молодец Миша, спасибо проходи на своё место! А закончить пересказ рассказа я попрошу Катю, пройди пожалуйста ко мне и закончи пересказ.
-Заканчивает 3 ребенок рассказ… Скоро в лесу стало тихо, перестал дождь и выглянуло солнце. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
-Молодец, спасибо большое Катя, проходи и садись на своё место.
-Затем к доске выходит 4 ребенок и он пересказывает рассказ полностью.
-Маша Гаврикова подойди пожалуйста к доске и перескажи рассказ полностью, обрати внимание на схемы,чтобы рассказать все по порядку и ничего не упустить.
-Молодец, спасибо! Пройди на своё место.
10. Составление схемы предложения.
1 предложение разбираем с детьми вместе, воспитатель показывает на доске, а дети у себя на столах.
Вдруг грянул гром.
2 предложение к доске выходим Миша и составляет схему предложения на доске.
Солнце скрылось.
3 предложение дети самостоятельно составляют схему предложения.
Пошел крупный дождь.
-Молодцы, это задание было сложным, но вы с ним справились, а теперь давайте подведем итоги нашего занятия.
11. Итог занятия.
-Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
-Молодцы, всем спасибо за внимание!