Здоровье малышей
Роль воспитателя на занятиях физической культурой в группе для детей с задержкой психического развития.
Автор: Маслова И.Н., воспитатель специализированной группы для детей с ЗПР МДОУ ЦРР – д/с N15 «Дружная семейка»
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику.
Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названиячастей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
Наряду с особенностями, обусловленными состоянием психики, у дошкольников с ЗПР имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития. У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда, сердечная аритмия, понижение артериального давления. Кроме того, дыхание у них поверхностное, неритмичное; небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для его восстановления. Они не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных подготовительных упражнений и направленных на обучение дыханию занятий дети не могут научиться правильно дышать, их дыхание остается неглубоким, неустойчивым, и мышечная работа резко на нем отражается. Вместе с тем задержка или затруднение дыхания при физической работе вызывает у детей гипоксию (недостаточное насыщение крови кислородом). Поэтому очень важно помнить, что только при правильном согласовании дыхания с движениями можно упражняться в выносливости к длительной физической нагрузке.
При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п. Прыжки вызывают у дошкольников с ЗПР чрезмерное напряжение и сосредоточенность.
У детей данной категории наблюдается ярко выраженная недостаточность статической координации.Они испытывают большие затруднения в принятии определенной позы, не могут выдержать ее более 1 —2 с. Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т. п. У них наблюдается общая напряженность мышц.
Занятия по физическому развитию в специализированной группе МДОУ проводит инструктор по физической культуре с помощью педагога группы в первой половине дня два раза в неделю.
Кроме традиционных задач по физическому развитию, в рамках занятия стараемся реализовать и специальные коррекционно-развивающие задачи: моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве и т.д. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову).
На занятиях физкультурой коррекция психомоторной сферы детей с ЗПР осуществляется с помощью следующих упражнений: 1) кинезиологических; 2) имитационных; 3) танцевально-двигательных; 4) релаксационных и дыхательных.
Кинезиологические упражнения стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Развивающая работа на занятии направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Танцевально-двигательные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения. Упражнения на релаксацию, являясь частью общей коррекционной работы, также снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования естественной речи и правильных телодвижений. Дыхательные упражнения формируют у детей правильное речевое дыхание (дышать носом естественно и без задержки, выдоха должен быть плавным и длительным), учат восстанавливать ритм дыхания после двигательного упражнения.
В структуре физкультурного занятия специальные упражнения могут включаться в одну из его частей либо составлять основное его содержание.
Деятельность педагогов на занятиях по физическому развитию отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет индивидуальный подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития может быть различным. Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР способствует эмоциональная насыщенность занятий. Использование игровых упражнений и подвижных игр способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Они благоприятствуют умственному развитию, в частности совершенствованию внимания, восприятия, памяти, речи и т.д.
На первых годах обучения, а также при разучивании новых движений используются не только показ движения, но и совместное его выполнение с ребенком, при этом выполняемые действия сопровождаются словесным объяснением. Словесную инструкцию используем лишь тогда, когда дети уже владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить, хотя сначала предварительно целесообразно демонстрируем детям каждое называемое действие. Также обязательно используем методы поощрения, а также страховки детей при выполнении основных движений: лазании по гимнастической стенке, ходьбе по скамейке и др. А также для предупреждения переутомления и перевозбуждения детей во время занятий используем релаксационные тренинги.
Педагог на физкультурном занятии должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми («не замечать», если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается; радоваться с ним каждому успеху; рассказывать при ребенке о его достижениях другим). Педагог таким образом создает на занятии атмосферу доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности.
Также педагогами группы и инструктором по физической культуре ведется дополнительная индивидуальная работа с детьми по развитию движений (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате и в тренажерном зале).
Таким образом, в основе работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития лежит постоянное взаимодействие педагогов группы и инструктора по физической культуре, как на занятии, так и вне его. Также оно имеет свои особенности:
- в работе с детьми использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, основное внимание уделять его физическому развитию;
- физкультурные занятия строить по четко распланированному, стереотипному, насколько это возможно, распорядку;
- эмоционально насыщать занятия, используя игровые приемы и игры;
- задания, предлагаемые к выполнению, повторять несколько раз, выделяя самые важные места голосом и жестами, сопровождая показом или совместными действиями;
- во время проведения занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы;
- в работе по физическому развитию использовать игры на развитие волевой регуляции, внимания;
- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка, поощрять его старание и хорошее поведение;
- оказывать помощью детям в случаях затруднения;
- дозировать выполнение упражнений, использовать релаксационные тренинги для предупреждения переутомления и перевозбуждения детей на занятии;
- во избежание травматизма детей использовать страховку.
|