«Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

играющие детиПодготовила:  музыкальный  руководитель ЖУРАВЛЕВА СВЕТЛАНА  ГЕННАДЬЕВНА, МДОУ «Детский сад N 107» города Магнитогорска.

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист  марксизма доказывал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства.

Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное действенное отражение жизни: она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры, как отражение действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру: «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою».

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого свяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

В создании современной теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской, она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей.

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

И. М. Сеченов говорит о природном свойстве нервно-психической организации человека – безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми они обычно обращаются к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию. Также детей  побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Идеалистические теории, созданные в разное время и разными авторами, роднит понимание игры как деятельности, не зависимой от социальных условий. К числу таких теорий  относится биологизаторская теория немецкого психолога К. Гросса и его последователя В. Штерна, теория австрийского психолога З. Фрейда и другие. Все эти теории приводят к выводу, что выбор объекта подражания в игре объясняется, прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений. В свете этих теорий ребенок оказывается неполноценным существом, болезненно переживающим этот недостаток.

Поскольку выбор игры зависит от бессознательных импульсов, следует лишь создавать ребенку условия для свободного выражения своего внутреннего «Я», дать выход влечениям и чувствам, в том числе дурным, жестоким. Месть окружающим в игре служит для ребенка средством компенсации своих недостатков.

Подобная трактовка природы  игры послужила причиной появления и различия теории «свободного» воспитания, одним из главных принципов которой является невмешательство в детскую деятельность.

Современная же педагогика считает, что особенности ребенка закономерны на каждом этапе его развития и не служат признаком неполноценности. Ребенок отражает в игре то, что его интересует, волнует, радует. Он реализует свои мечты в игре.

Современная педагогика решает вопрос о происхождении и сущности игры с иных позиций: игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий.

Игру Каменский справедливо рассматривал, как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Каменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Фребель же считал, что детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка – влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она – его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.
Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения, фантазии, речи – необходимым для детского творчества.

Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность), в основе которой лежит игра. Но мы считаем, что конечной целью музыкального воспитания детей является – научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

И мы решили «ввести» ребенка в музыку через занимательные коллективные игры.

Чтобы ребенок раскрылся в полной мере своих возможностей, мы соблюдаем две необходимые ключевые позиции педагога по отношению к ребенку:

I  отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений;

II создание  на музыкальном занятии атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком”.

Чем больше идей от детей, тем занятия интересней, нужно только побудить их к выдаче этих идей.

Игровое общение на занятиях с детьми обладает огромным творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов, смешной ситуацией и ролей.

Дети с удивительным вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения. Однако педагог должен быть естественным в ситуации игры,  вместе с детьми с заинтересованностью получать от игры искреннее удовольствие.

И мы решили в основу работы положить игру. Игра для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивирующей деятельностью, в ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его развития, саморазвития.

Использование музыкально-творческих игр на музыкальных занятиях в ДОУ.

Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой. Они способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогают воспринимать и любить музыку, развивают музыкальный слух, музыкальные способности.

Значение музыкальной игры (особенно в младших группах) велико еще и потому, что слушание как вид музыкального воспитания и развития музыкальных способностей самостоятельного значения не имеет и, как правило, сопровождается игрой.

Посредством музыкальной игры мы закрепляем представления детей и вызываем интерес к окружающему их миру, обогащаем кругозор, учим слушать музыку, отражая ее характер в движущемся образе, который уже знаком ребенку из рассказов, иллюстраций и наблюдений.

Исключительно большое значение имеет музыкальная игра для общего физического развития двигательных умений правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Соответственно организованная музыкальная игра помогает детям:

  • ориентироваться в пространстве;
  • воспитывает выдержку, волю;
  • развивает воображение детей;
  • умственные способности, память, внимание, мышление, речь.

Правильно преподнесенная и проведенная игра всегда вызывает интерес и создает у детей положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации детей в коллективе, и воспитывает у них положительные черты.

Музыка близка эмоциональной природе ребенка, но для того, чтобы он мог двигаться в соответствии с характером музыки, запомнить музыку, нужно развивать в нем:
–    восприятие;
–    воображение;
–    память;
–    музыкальный слух.
Всему этому способствует музыкальная игра.

Основными требованиями игры являются:

  • доступность;
  • эмоциональный характер;
  • педагогическая целесообразность;
  • воспитательно-коррекционная направленность:
  1. Развитие двигательно-образной активности;
  2. Развитие голосоведения и речи.

Таким образом, исходя из задач, поставленных перед нами, учитывая значение музыкальной игры, возможности и способности детей дошкольного возраста, мы считаем целесообразным использовать музыкальную игру как одно из средств обучения детей, способствующих выполнению музыкальных и общевоспитательных задач.

Для того, чтобы музыкально-творческие игры были более эффективными и целесообразными, необходимо создание педагогических условий.

Педагогические условия использования игр в ДОУ.

Под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач.
При определении комплекса педагогических условий мы учитывали особенности музыкального развития ребенка, а также специфику музыкально-творческих игр дошкольников.
Это позволило нам выделить следующие педагогические условия:

  • Диагностика музыкального развития детей.
  • Систематическое планирование  музыкальных игр (с постепенным усложнением).

Интеграция музыкально-творческих игр.

Раскроем первое условие – диагностика музыкального развития детей.

Проводя анкетирование родителей, о восприятии музыки детьми, начиная с 2 – 3-месячного возраста, мы сделали вывод, что возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, но и от степени «музыкальности» того окружения, в котором ребенок проводит свои первые годы, т.е. это либо прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, либо достаточное богатство музыкальных впечатлений.

Но с другой стороны, нельзя считать, что отсутствие таких проявлений является показателем слабости или отсутствием музыкальных способностей.

У многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, что показывает диагностика детей.

Диагностика проводится не только для выявления различных уровней музыкального развития ребенка возраста 3 – 7 лет, но и для того, чтобы с самого начала учебного года нацелить педагога на мотивируемую интеграцию дальнейшего развития ребенка в качестве изначального шага работы по изучению динамики непрерывного роста развития.

Мы проводим диагностику по методике К. В. Тарасовой, где одаренность детей рассматривается как сложная структура, которая состоит из музыкальных способностей и индивидуально-личностных свойств, где главным показателем является творческость.

Творческость проявляется прежде всего в стремлении к открытию и созданию субъективно-нового.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес музыкальный слух (как звуковысотный) и чувство ритма.

Позднее в музыкальные способности включили музыкальную память, целостное восприятие музыки, интеллектуальные познавательные музыкальные способности – это музыкальное мышление (репродуктивное, продуктивное).

Проведенное нами исследование формирования у дошкольников системы музыкальности на занятиях в детском саду позволило выявить, что музыкальность развивается как система музыкальных способностей.

Каждая музыкальная способность развивается поэтапно – от элементарных к развитию и появлению более сложных новых образований.

Уровень музыкального развитияЭмоциональная отзывчивостьМузыкально-сенсорная способностьМузыкальное мышлениеМузыкальная память

Таким образом, проведенная диагностика  подтвердила наше предположение о том, что активное включение детей в игровую деятельность на музыкальном занятии обеспечивает успешное (эффективное) развитие способностей детей.

Следующим по значимости условием мы считаем систематическое планирование.

Еще Теплов Б.М. придавал большое значение систематическому и квалифицированному музыкальному воспитанию и обучению ребенка.

Задачи методики музыкального воспитания не могут быть решены без тщательного планирования и учета всей работы. Поэтому планирование позволяет установить нам связь между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами ее организации, а также отражает темпы музыкального развития каждого ребенка и продвижение всего коллектива детей в каждой возрастной группе. Планирование можно рассматривать как один из способов управления сложной воспитательной работой. Нельзя осуществлять принцип систематичности в применении всех педагогических воздействий, не намечая что, когда и  как целесообразно применять в воспитании и обучении детей.

Планирование преследует цель – распределение всего материала по времени. В плане можно наметить и далекую перспективу и конкретные задачи ближайших дней. В качестве примера мы приводим перспективный план младшей возрастной группы ДОУ.

СЕНТЯБРЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
«Пальчики»– Развивать у детей мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки.
«Ежик-еж» (игра с пением)– С подпеванием: сгибать и разгибать сцепленные пальчики (иголочки у ежика). Выполнять движения самостоятельно с речевым сопровождением.
«Мы играем»-Учить детей передавать ритм, метр речевой игры звучащими жестами.
«Боровики»– Учить детей реагировать на смену интонации голоса.
«Самба тела» – самомассаж– Знакомить с частями своего тела, чувствовать себя, самоутверждаться. Целебно воздействовать на организм, любить себя, свое тело.
Игра «Поиграем» («На лошадке ехали»)– Учить детей двигаться, изображая езду на лошадке, на машине, пароходе, самолете. Развивать внимание, ориентировку в пространстве.
«Осень» – музыкальная миниатюра с газовыми платками– Учить детей свободно ориентироваться в пространстве, передавать характер музыки (осени) с помощью платка.
Игра «Веселые ладошки»– Учить детей выделять сильную долю хлопком над головой и по коленям. На II ч. весело шлепать по коленкам. Вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого характера.

ОКТЯБРЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
Игра- тебя зовут знакомство: «Как?»– Развивать речевую активность у детей, коммуникабельность.
Речевая игра «Я сама»
Муравейко
– Вызывать желание у детей стремиться к самостоятельности. Продолжать развиаить речевую активность. Ритмично оформлять речь и жесты.
Песенка-потешка «Ножки, ножки, где вы были?»– Выполнять жестовый рисунок по заказу педагога и самостоятельно.
1 этап: дети отвечают хором, по одному;
2 этап: вместо ответа показывают соответствующие действия.
«Гром» Э. Мошковской (с элементами музицирования)– Учить детей «рассказывать» стихотворение ритмами, шумами. Учить простукивать ритм вопросов, ритм ответов. 1гр. – гром, 2гр. – дождь.
В конце все играют одновременно.
Пластическая импровизация «Огород» (под фонограмму)– Пластически изображать текст. Развивать эвритмию. Учить ребенка чувствовать свою связь со всем, что его окружает.
«Мы по садику гуляли»– Учить передавать образные движения: петушок ходит, клюет, танцует.
Игра «На лошадке ехали»– Продолжать и передавать образно-игровые движения, реагировать на смену движения со сменой текста.
Игра «Дождик»– Учить вести диалог: дождик-дети. Развивать внимание, быстроту реакции.
Игра «Курочка с цыплятами»– Передавать образ по показу взрослого. Развивать быстроту реакции.

НОЯБРЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
Игра-знакомство «Здравствуйте»: ручки, ножки, коленочки, головки– Учить детей ритмично произносить приветствия, озвучивать жестами.
Пальчиковая игра: «стоит волк»– Продолжать развивать речевую активность у детей.
Игра с пением «Ежик-еж»– Продолжать развивать речевую и интонационную активность у детей. Развивать мелкую моторику.
«Васенька»– Учить детей передавать  образ маленького васеньки интонацией, жестами.
Танцевальная миниатюра «Ледяное царство»– Учить детей передавать характер музыки, образ зимы легкими движениями с помощью платка.
Танец «Хей-хей»– Учить реагировать на громкую и тихую музыку. Развивать координацию движения.
Игра «Медведь» (как под елкой снег… и на горке снег…)– Учить детей двигаться в центр круга, сужая его и из центра, расширяя. Учить узнавать голос ребенка по тембру.

ДЕКАБРЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
«Здравствуйте» – коммуникативная игра– Учить детей находить пару, развивать коммуникативность, ориентироваться в пространстве.
«Знакомство»– Продолжать учить проговаривать свое имя, сопровождая ритм игрой на инструменте (колокол, бубен, палочки).
Пальчиковая игра «Снег»– Развивать речевую активность у детей.
«Согревалка» речевая игра– Учить проговаривать текст голосом, шепотом. Чувствовать свой голос, владеть им.
«Сова и синица» – речевая игра– Продолжать развивать смену интонации голоса, передавать образ большой птицы и маленькой.
«Сладкий апельсин» (Элементарный танец)– Учить детей осваивать ритмичные движения в хлопках, притопах. Продолжать учить находить пару, реагировать на 2 хч. музыки.
Игровое творчество «Снежинки»– Передавать в движениях образ легких снежинок; «застыть» в паре, создавая красивую фигуру снежинки.
Игра «Медведь»– Закрепить правила игры, создавая игровые образы.

ЯНВАРЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
«Здравствуйте» – игра с куклой на палочке– Вызывать эмоциональный отклик на новые игрушки. Побудить детей к активному участию в игре.
Знакомство – игра с песенным творчеством– Пропеть свое имя введенной игрушке.
Пальчиковая игра «Дудочка»– Продолжать развивать мелкую и крупную моторику.
Пальчиковая игра «Замок»– Развивать речевую активность. Учить входить в образ текста – напрягать и расслаблять мышцы рук.
Речевая игра «Снег» А. Барто
  • Учить детей:
  • передавать ритм стиха, сопровождая хлопками, шлепками;

2) с чередованием по строчке: педагог-дети;
3) педагог прохлопывает ритм слогов, дети говорят слова.

Элементарный танец «Ткачи»
  • Учить детей реагировать на 2 хч. музыку сменой движения:

1 ч. – топающий шаг (ткут ковер);
2 ч. – придумать рисунок ковра и показать его «Вот какой».

Танец «Сладкий апельсин»
Танец «Хей, хей»
Танец-миниатюра «Ледяное царство»
– Вспомнить знакомые танцы, исполнить по желанию детей, ориентироваться в пространстве. Развивать мышление, память, внимание.
Игры «На лошадке ехали», «Снежинки», «Медведь»– Развивать эмоции детей, двигательную активность, передачу образов.

ФЕВРАЛЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
Игра-знакомство (игра с барабаном)– Вызывать у детей желание брать на себя роль ведущего, привлекать малоактивных детей.
Пальчиковая игра «Ладошки»– Осмысленно относится к тексту, создавая художественный образ при помощи пальчиков, ладошек.
Речевая игра «Кума»
  • Выразительно проговаривать текст:

1) по мимическим картинкам; 2) в паре друг другу. Способствовать развитию мимики у детей.

Речевая игра с музицированием «Цынцы-брынцы-балалайка»– Развивать интонационно-речевую живость.
– Ненавязчиво овладеть с помощью взрослого эмоциональной характерностью народного фольклора. Развивать тембр, темп и ритм слова, согласовывая его с движением.
Танец с палочками
Танец «Колыбельная» с игрушками
– Учит детей двигаться с предметами, передавать характер музыки. Воспитывать бережное отношение к своей игрушке.
Игра «Маме надо отдыхать» (ходьба на носках и пятках)– Закреплять навык передавать в движении содержание текста. Различать 2 части произведения. Ориентироваться в пространстве.
Игра с бубном– Учить находить разные способы извлечения звука на бубне соответственно характеру музыки. Ребенок – соло, остальные двигаются по характеру музыки.

МАРТ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
Игра «Солнышко-ладошки»– Продолжать развивать эвритмию (пластинка + движения). Продолжать учить ребенка чувствовать свою связь со всем, что его окружает.
Игра «Разбудим»– Учить «будить спящего» по имени с нарастанием динамики голоса (шепот – крик). Продолжать учить владеть своим голосом, чувствовать его.
Пальчиковые игры «Пошли гулять», «Паучок»– Продолжать развивать мелкую и крупную моторику рук.
Игры со звуком
а) найди музыку в себе;
б) найди музыку вокруг себя.
– Помочь ребенку осознать то, что звук живет во всем: в теле человека, в предмете, в природе.
– Учить прислушиваться к многообразию тембров звучащих жестов.
Игра-музицирование «Флейта-дирижер»– Учить играть на музыкальных инструментах вместе, слушая звучание всего оркестра. Слушать звучание флейты, реагировать на окончание музыки.
«Цветок» – танцевальная миниатюраПластически изображать образ пробуждения природы (цветок, травка, жучки, паучки и т.д.).
Игра «Ладушки»
Игра «Маме надо отдыхать»
– Четко проговаривать текст. Развивать быстроту реакции.
– Закрепить условие игры. Чувствовать свое тело, держать равновесие при ходьбе на носочках и пятках. Вызывать эмоциональный отклик.

АПРЕЛЬ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
Двигательно-речевая гимнастика «Едем, едем на лошадке».
Перевод И. Токмаковой
– 1) Сопровождать текст щелканьем язычка и «ездой на лошадке».
2) Для лошадки найти дробный ритм на деревянных ударных инструментах.
Пальчиковые игры:
1. «Семья могучая»;   2. «Цветочки»
– Пластически изображать текст, развивать эвритмию, память, мышление.
Игры с палочками:
1. «Тук-Тук»,    2. «Мошки»,   3. «Утята»
– Передавать ритм, метр речевой игры ударами палочек.
Песня-игра «Птичка» А. Барто, Раухвергер.
Топограмма («Пляска птиц» Р.К.)
– Передавать образно текст песни, двигаться легко, используя большое пространство.
Танцевальная миниатюра «Ленточки»– 1) Передавать в движении характер музыки. С помощью лент добиваться подвижности, легкости в движении руки, всего тела.
2) Чередовать коллективные и индивидуальные композиции танца.
Танец-игра с колечкамиПродолжать закреплять умение двигаться с предметами, реагируя на 2 х ч. музыку.
Танец с платочками (прятки)– Вызывать эмоциональный отклик, правильно передавать правила игры.

МАЙ

Музыкально-творческие игрыПрограммные задачи
Игра «Здравствуйте», «Знакомство»– Развивать эмоциональную раскрепощенность, самост-сть. Продолжать изучать свой голос (пропеть свое имя высоко, низко, отрывисто).
Игровая импровизация «Птички» Фонограмма Р.-К.
«Пляска птиц»
– Закрепление умения передавать в движении образ по характеру музыки.
Речевая игра «Мишка» Боровик– Упражнение на расслабление и активизацию движения. Действие выполнять, отчетливо произнося текст.
Игры с палочками:
«Деревушка», «Кузнечики»
– Учить реагировать на смену движений по показу педагога. Прислушиваться к ритмическому сопровождению палочек.
Речевая игра с музицированием
«Цынцы-брынцы-балалайка»
– Продолжать вводить ребенка в эмоциональный характер народного фольклора. Согласовывать слово с движением.
Пляска с платочками
Хр., 4 год, «Гармония»
– Учить детей ориентироваться в пространстве, перестраиваясь из шеренги в круг. Развивать пластику и легкость движения.
Игры «Ладушки», «Игра с бубном»,
«Маме надо отдыхать»
– Развивать эмоциональный отклик, желание участвовать в игре, беря на себя какую-либо роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website