Консультация для воспитателей
Автор: Старший воспитатель Е.А.Алякина, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка».
Эффективное решение задач развития дошкольника, осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования, невозможно без анализа и изучения возможностей использования классических и нетрадиционных образовательных технологий. Как отмечено в Законе об образовании РФ, дошкольное образование, становясь первым уровнем общего образования, реализует образовательную программу с использованием различных образовательных технологий.
В контексте внедрения личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях вопросы взаимодействия всех его участников являются актуальными. Поэтому экспериментальная и инновационная деятельность по изучению, разработке и применению технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений в области отечественной системы образования.
Одна из основных целей, выделенная во ФГОС ДО, заключается в создании благоприятных условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка дошкольного возраста. Это возможно при реализации значимых принципов организации педагогического процесса: гуманизации, индивидуализации, непрерывности, вариативности содержания и форм образовательной деятельности и др., создании образовательной среды.
Известно, что образовательная среда – комплексное, интегральное понятие, включающее компоненты развивающей среды и процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому технологии организации образовательного процесса направлены на работу сразу в нескольких направлениях: с педагогами, детьми, родителями, создание комфортной для всех участников образовательного процесса обстановки.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, т.е. технология связана с умением и искусством, практическим использованием накопленного личного опыта человека. В работе Г.К. Селевко и А.Г. Селевко определено: «Технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой- либо производственной или социальной проблемы» [4, С.8].
Анализ представленных выше определений позволил выделить ряд значимых характеристик в определении понятия технология – это основа мастерства профессионала и осознанная последовательность решения планируемых социальных или производственных задач.
Сравним феномен педагогических и образовательных технологий с точки зрения общепедагогических подходов. Как отмечает В.А. Сластенин, среди известных отечественных дидактов нет согласованности во взглядах на эти понятия. Для иллюстрации приведем несколько определений.
По мнению В.П. Беспалько: «Педагогическая технология – содержательная техника достижения реализации учебного процесса» [1, С.8], т.е. сущностная характеристика этого понятия раскрывается в техническом аспекте. Значительно шире рассматривает это понятие В.М. Монахов: «Педагогическая технология – продуманная во всех деталях, модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» [3, С.7]. В.В. Гузеев так определяет понятие образовательная технология – «система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, множества моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий» [2, С.7].
Анализ данных понятий позволил сделать ряд выводов: во-первых, педагогическая и образовательная технология чаще всего согласуется с процессом конструирования или осуществления обучения, во-вторых, эти понятия предполагают выбор оптимальной модели в конкретных условиях и в соответствии с решаемыми задачами.
В дошкольных образовательных организациях используются разнообразные технологии в работе с детьми: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, информационно-компьютерная, лего-технология и др. Каждая из перечисленных технологий имеет свои особенности по направленности решаемых задач и используемым средствам.
Преимущество игровых технологий состоит в огромных возможностях их использования не только для организации непосредственной образовательной деятельности, но и партнерского взаимодействия с педагогом и самостоятельной деятельности ребенка. Они помогают в проявлении самостоятельности и творческой активности дошкольника, что позволяет ребенку успешно занимать субъектную позицию, вызывает уверенность в себе и помогает максимально использовать индивидуальные потенциальные возможности ребенка. Кроме того, игровые технологии традиционно и эффективно используются в работе с педагогами и родителями воспитанников для повышения педагогической рефлексии и развития готовности к пониманию ребенка.
Специфика игровых технологий заключена в самом названии. При этом используемые средства в реализации поставленных целей образовательного процесса связаны, прежде всего, с применением разных видов игр, которые могут сопровождаться разнообразными эмоциональными переживаниями детей дошкольного возраста, созданием предметно-игровой среды.
К игровым технологиям относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые сюрпризные моменты, игровое упражнение, элементы театрализованной игры при организации непосредственной образовательной деятельности, игровое моделирование и экспериментирование и др.
Рассмотрим возможности использования игровых технологий в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. В этот период, как справедливо считают многие исследователи и практики, можно использовать хороводные, подвижные игры для отвлечения ребенка и изменения его эмоционального состояния («Раздувайся пузырь», «Едем на поезде», «Карусель», «Догони мишку» и др.), интерес вызывают игры детей с мыльными пузырями, можно предложить выполнение игровых упражнений с мячом.
Для закрепления знаний детей имен людей, работающих в детском саду, можно провести игру «Угадай, чьи вещи?», для знакомства с детьми группы «Кто тебя позвал?». Ребенок, который не стремится к общению с педагогом, может проявить интерес к внезапно появившейся игрушке. Индивидуальный разговор ребенка с игрушкой, совместный просмотр книжки – эффективные средства, используемые воспитателем в адаптационный период.
Таким образом, разные виды игр могут использоваться как в индивидуальной работе с малышом, так и для дифференцированной с целью объединения детей общими положительными эмоциональными переживаниями от совместных действий.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка возникает интерес к индивидуальной сюжетно-ролевой игре, и поэтому большое значение в выборе темы игры малышом представляют создание предметно-игровых ситуаций и использование игровых проблемных ситуаций («Сломалась машина», «Кукла плачет», «Неожиданный приход гостя», «Помоги куклам помириться» и др.). Как отмечают многие ученые (А.В. Запорожец, М.В. Воробьева и др.), ребенок этого возраста способен к проявлению эмоциональной отзывчивости, поэтому в непосредственной образовательной деятельности и повседневной жизни, достаточно часто используется просьба о помощи от лица игрушки и разыгрывание игр-драматизаций, включение ребенка в мини-спектакль, совместная игра с педагогом, которые тоже можно отнести к игровым технологиям. Понимание эмоций окружающих людей возможно сформировать через изображение детьми эмоциональных состояний в играх-имитациях на разные темы и изображение разных характеров животных («Что случилось с Мишкой», «Кошка рассердилась» и т.д.).
Решая задачи познавательного развития, педагог может использовать игровые упражнения с развивающими игрушками, дидактические игры для сенсорного и речевого развития. Игровое экспериментирование с предметами неживой природы позволяют детям этого возраста, узнать и запомнить знания, полученные в ходе этой интересной деятельности. Включаясь в совместную деятельность с педагогом, малыш расширяет личный опыт в самостоятельной деятельности и начинает видеть новые возможности для ситуативно-делового общения с педагогом и детьми группы. Организация непосредственной образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в силу их особенностей, часто проходит в игровой форме (приход любимого литературного персонажа, исчезновение предмета, ролевое общение, изменение обстановки в группе, выполнение игровых упражнений и др.), что повышает интерес ребенка к происходящему.
Несмотря на незначительный опыт детей этого возраста, можно привлечь малышей к внесению изменений в группе, организации уголка, где представлены предметы, принесенные из дома (семейные альбомы, поделки, сделанные вместе с родителями, любимые игрушки). Кроме того, результаты продуктивных видов деятельности, можно эпизодически использовать в создании и дополнении предметно-игровой среды.
Для установления доверительных отношений ребенка с педагогом и повышения интереса у детей к играм-занятиям возможно использовать эмоциональное общение с педагогом, в котором значительное место принадлежит совместным игровым действиям с использованием небольших и доступных по содержанию стихотворений. Например,
Я надул упругий шарик!
З-з-з-з!
Хлоп!
Укусил его комарик!
Лопнул шарик!
– Не беда!!! Новый шар надую я!
Таким образом, в работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно использование разнообразных игровых технологий (сюжетные игры, развивающие дидактические игры с предметами, игровые упражнения, игровые проблемные ситуации, игровая беседа с игрушкой, совместные подвижные игры и др.). Для формирования у родителей знаний о возрастных особенностях детей младшего возраста возможно разыгрывание ролевых проблемных ситуаций «Разговор в автобусе», «Посмотри, что я нарисовал», совместное обсуждение родителями видеороликов, в которых отражены типичные ситуации семейного воспитания. В активизирующем взаимодействии педагога с родителями оптимально использовать деловые и ролевые игры, привлечение родителей к совместным игровым проектам («Мы играем дома», «Моя любимая игрушка» и др.).
В работе с детьми пятого года жизни, в связи с появлением интереса к событиям социальной действительности, возникновением противоречивых проявлений в общении с детьми (с одной стороны, стремление к совместной деятельности, а с другой, потребность в самоутверждении), ростом самостоятельности в режимных процессах, можно значительно расширить возможности использования игровых технологий. В частности, в непосредственной и партнерской образовательной деятельности можно организовывать сюжетные игры, отражающие процессы взаимодействия людей и разнообразные по характеру отношения; игры-имитации, игры-этюды, а также игры-загадки, отражающие эмоциональные состояния людей и животных.
Например, организуя досуг «В гостях у сказки», можно предложить в командных играх с помощью мимики и пантомимики изобразить известного сказочного персонажа или посредством движений изобразить определенную деятельность. Для развития познавательной активности детей пятого года жизни возможно использование игровых и практических проблемных ситуаций («Как поздравить сверстника из группы?», «Как можно порадовать бабушку?», «Организуем выставку в группе» и др.). Организация непосредственной образовательной деятельности может вызвать интерес, если предложить детям роль «художников», «дизайнеров», «модельеров», «фотографов». Небольшие изменения в обстановке группы и яркий эмоциональный рассказ педагога помогут представить ребенку мастерскую художника или киностудию, фотоателье.
Как отмечают Р.С. Буре, В.Н. Давидович и др. детей пятого года жизни необходимо учить способности к взаимодействию, для этого можно использовать продуктивные виды деятельности в диаде и триаде, предлагая следующую игровую тематику «Туфельки для Золушки», «Сапоги для Ивана-царевича», «Варежки для Снегурочки» и др.
В работе с родителями детей этого возраста можно использовать так называемые игровые сеансы и выполнение совместной продуктивной деятельности ребенка и одного из родителей, в рамках родительского клуба «Мамина школа» или «Школа для заботливых отцов».
Таким образом, приведенные выше примеры демонстрируют расширение возможностей использования игровых технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают проявлять интерес к социальной действительности, происходит дальнейшее развитие познавательно-исследовательской деятельности. Исследователи в области психологии и педагогики отмечают возникновение у детей 6-7 года жизни навыков самоконтроля, умение объективно оценить возможности окружающих и собственные. Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками становятся более избирательными, устойчивыми и осознанными, растет интерес к совместным играм с правилами. Поэтому изменяется направленность игровых технологий, растет уровень самостоятельности детей в различных играх. С детьми этого возраста можно использовать совместные проекты детей и родителей, игры-путешествия в прошлое предметов, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты; игры-превращения и игры-имитации, игры-фантазирования, театрализованные игры по авторским сказкам детей и творческие мастерские, которые могут создаваться в группе на базе временных мини-музеев или музеев в детском саду.
Анализ психолого-педагогических исследований и обобщение результатов практики позволили сделать вывод о том, что с помощью игровых технологий возможно решать многие задачи по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и организации позитивного взаимодействия родителей и педагогов. Многие вопросы еще нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.
Литература
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М.:Педагогика,1989. – 192 с.
- Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология – М.,1999 – 158 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152 с.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии – М.: Народное образование, 2002. – 176 с.