Игры для детей старшего дошкольного возраста

С использованием материала по ознакомлению с железной дорогой и профессиями магистрали

Автор: Развинова Елена Геннадьевна, воспитатель старшей группы детского сада N 47 ОАО “РЖДг. Александров

Игра 1. Сюжетно-ролевая игра “Путешествие по железной дороге”

Цель: Формировать  умение творчески развивать сюжет игры. Знакомить  с трудом железнодорожника. Закреплять представления детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать  уважительное  отношение  к труду, знакомить  с жизнью людей на севере и на юге нашей страны.

Оборудование: Строительный материал, технические игрушки:  заводные паровозы, одежда железнодорожников, набор для игры в железную дорогу, предметы-заместители.

Подготовка к игре:. Экскурсия на железнодорожный  вокзал, рассматривание поездов дальнего следования. Беседа с железнодорожным милиционером, машинистом, проводником. Чтение произведения “Человек рассеянный” С.Маршака. Изготовление атрибутов для игры: форма железнодорожника, повязки дежурного по вокзалу, вывески “Бюро находок”, “Касса”, лепка из пластилина поезда с вагончиками.

Игровые роли: Начальник вокзала, кассир, машинист, дежурный по вокзалу, милиционер, пассажиры, путеец, связист.

Предварительная работа:

Начиная игру,  воспитатель, прежде всего, может провести экскурсию с целью ознакомления  с железнодорожным вокзалом, его помещениями, с работой сотрудников вокзала. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на интересующие детей вопросы.

Совместно изготовить атрибуты для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, вывески “Бюро находок”,  “Касса”, “Милиция”.

Детям предлагается соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, различные предметы.

Ход игры:

Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

В игре “Путешествие по железной дороге” роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям о деятельности и взаимоотношениях железнодорожников.

Прежде всего, воспитатель проводит экскурсию на вокзал, чтобы закрепить представления детей о труде взрослых на железной дороге, показать его значимость в жизни людей города (труд кассира, машиниста, дежурного по вокзалу, связиста, путейца). Во время экскурсии дети углубляют свои знания о вокзале. Воспитатель рассказывает детям о том, что вокзал – это специальное место для стоянки поездов. Территория вокзала большая, на ней размещается множество строений, которые служат железнодорожникам для хранения грузов, ремонта поездов. Дети наблюдают прибытие и отправление поездов. С целью обогащения представлений детей  о труде взрослых на железной дороге они также могут понаблюдать за работой кассира, продавцов киосков, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель должен подвести детей к мысли о важности труда людей разных профессий.

Далее дети могут побывать в вагоне электрички: осмотреть его, повторить название отдельных частей вагона.

По возвращении в группу воспитатель беседует с детьми о труде взрослых на железной дороге, об их взаимоотношениях, вызывает добрые чувства, желание подражать людям, работающим на железной дороге.

Для более глубокого осознания труда железнодорожника воспитатель рассказывает детям, что самый главный человек на поезде – машинист. Он сидит в кабине поезда и управляет им. Здесь находятся все приборы, которые управляют движением поезда. Машинист видит впереди сигнальные огни семафора и по нему определяет, свободен ли путь.

Общение детей с железнодорожниками, их рассказы помогут детям узнать, куда можно отправиться на поезде с нашего вокзала и откуда приходят поезда к нам.

После чтения и рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: “Кто главный на поезде? Что видит машинист из кабины поезда? Как он узнает, свободен ли железнодорожный путь?”

Затем дети из строительного материала строят поезда, вокзал, железную дорогу.

Для обогащения игровых действий воспитатель может использовать и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят поезда, железная дорога, вокзал).

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры,  также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен вокзал, поезд. Вопросы: “Куда же едет поезд? Что он повезет?” заставляют детей вспомнить, что они знают о движении по железной дороге. Эффективным приемом руководства детской игрой является использование схемы железной дороги. Вместе с воспитателем дети вырезают и наклеивают контуры станций, мимо которых проезжает поезд. Возле известных им крупных городов размещается изображение того, что изготавливается в них, чем богат край (рекомендуются города своей области).

Чтобы закрепить у детей интерес к железной дороге, к железнодорожному транспорту, воспитатель просит родителей также совершать прогулки с детьми к железной дороге. Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большой мере формирует опыт эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.

Одним из этапов при развитии игры может быть составление детьми рассказов на тему “Какие поезда мы видели на железной дороге”. Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят строят не просто поезда, а электрички, пассажирские поезда, восстановительные, товарные, пожарные поезда, снегоочистительный.

Затем воспитатель может предложить поиграть в игру самостоятельно. Если же такое предложение вызовет затруднения, педагог дает детям представление о труде машиниста и о том, куда надо ехать. Бригадир поезда  следит за порядком, отдает распоряжения,  контролирует работу проводников. На поезде идет дружная работа команды: в вагоне-ресторане официанты обслуживают пассажиров, проводники проводят уборку, машинист ведет поезда, а  бригадир руководит работой персонала.

В этой игре могут объединиться несколько сюжетных линий. Могут появиться “магазин” (на остановках), “доктор” (заболел пассажир во время поездки) и т.д. Вот пассажиры приехали  в деревню, на Север, на Юг.
Подготовку к игре “Путешествие в деревню” педагог начинает с чтения произведений Л.Воронковой “Таня въезжает в деревню”, П. Донченко “Петрусь и золотое яичко”, Г.Юрмина “Все работы хороши!”, рассматривает с детьми иллюстративный материал, рассказывает на тему “Что я видела в деревне”, проводит беседу “О труде работников села”.

С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характеристику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товарищам и т.д.

Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр: “Уборка урожая в колхозе”, “Наша животноводческая ферма”, “Праздник урожая в колхозе”, “В гостях у бабушки”, “Экскурсия на птицеферму”, “Концерт для тружеников села”. Помогает детям в составлении планов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персонажей).

После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли. Ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры “Мы отправляемся на Север” ребятам воспитатель может прочитать “письмо” из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и селах, предложить ребятам отправиться в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдельные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрослых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники и др.)

В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание иллюстративного материала, составить рассказ на тему “Что я видел?”, чтение произведений, например, С.Баруздина “Страна, где мы живем”, А.Членова “Как Алешка жил на Севере”), Б.Житкова “Что я видел?”
Вызвать интерес к сюжету игры “Мы едем на юг” можно чтением письма от детей-грузин и показать фотографии, открытки, игрушки.

Игра 2. “Будь внимателен”

Цель: развивать внимание, речь  детей, приучать слышать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом заданной темы.

Ход игры:

Два игрока встают спиной друг к другу и боком ко всей группе. Водящий называет слова, связанные с железной дорогой (железнодорожные профессии, сигналы, названия поездов, правила на железной дороге). Один игрок хлопает в ладоши, когда называют профессии, второй – когда называют поезда. Водящий – ребенок или воспитатель.

Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают неверные  и пропущенные ответы.

Игра 3. “Волшебный мяч”.

Цель: учить детей делить слова на слоги; произносить каждую часть слова, отрабатывать технику отбивания мяча от пола.

Ход игры:

Игроков может быть или двое или они разделены на 2 команды. Дети стоят в колоннах. У них  в руках мячи. Ведущий-воспитатель называет слова – багаж, билет, вагон, вокзал, грузы, купе, паровоз, перрон, проводник, депо и т.д.

Дети, стоящие в начале каждой колонны, по очереди повторяют слова и отбивают мяч от пола столько раз, сколько слогов в слове. Побеждает команда, которая ошибется меньше другой.

Игра 4. “Кто быстрее составит поезд”.

Цель: способствовать формированию умения мыслить логически, развивать умение разгадывать загадки.
Ход игры:

Играют 2 ребенка. У каждого по 7 вагонов и 1 паровоз. Воспитатель загадывает загадки. Тот, кто отгадал, прицепляет 1 вагон к паровозу. Чей состав будет длиннее, тот победил.

Загадки.

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят синие дома.
(поезд)

***
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везет всех за собой.
(локомотив и вагоны)

***
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(поезд)

***
Я вошел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
(пассажирский поезд)

***
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка …
Кто такая? …
(электричка)

***
Знак ребят предупреждает,
От несчастья ограждает:
“Переезд! Во всю гляди!
За шлагбаумом следи”.
(Железнодорожный переезд со шлагбаумом)

***
Я стучу, стучу, стучу,
Далеко тебя качу!
А над речкой, на мосту
Просигналю всем “ту-ту!”
На вокзал тебя привез.
Знаешь, кто я?
(Паровоз)

***
Загадка
Три глаза – три приказа,
Красный – самый опасный.
(светофор)

***
Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Хвост огромный, стальной.
(поезд)

***
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка.
Кто такая?
                              (электричка)
***
Я в любое время года
Ив любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
                             (поезд метро)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website