Игры по ознакомлению детей с железной дорогой

АвторПальшина Виктория Владимировна, воспитатель логопедической группы д/с N 47 ОАО “РЖД” г. Александров.

Игра 1. Дидактическая игра “Отправь паровозик”

Цель: закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре их названия, упражнять в употреблении этих слов.

Материал: отдельно нарисованные четыре тепловоза и множество разнообразных вагонов, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим); вагоны с углем, дровами, песком, гравием, зерном, машинами и другим грузом; пожарные вагоны, почтовые вагоны, вагоны с пассажирами и т.д.

Ход игры:

1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф четыре тепловоза, к которым прицеплено всего по 1 вагону. Раздает детям по одному вагону и говорит: “Ребята, давайте поможем диспетчеру отправить поезда. Для этого вам нужно внимательно посмотреть на фланелеграф и прицепить свой вагон к нужному составу”.
Когда дети по очереди подойдут к фланелеграфу и прицепят свой вагон к нужному составу, воспитатель предлагает перед отправлением еще раз все проверить и исправить ошибки, если они есть.

Теперь для того, чтобы наши поезда  отправились в путь,  их нужно просто назвать.

Воспитатель:

-Миша, отправляй первый поезд!

Ребенок:

-Внимание! Внимание! С первого пути отправляется пассажирский поезд. Будьте осторожны!

-Оля, отправляй второй состав!

-Внимание! Внимание! Со второго пути отправляется почтовый поезд. Будьте осторожны!
Даша, отправляй третий состав!

-С третьего пути отправляется грузовой поезд.

-С четвертого пути отправляется пожарный поезд. Будьте осторожны!

2 вариант игры (для индивидуальной работы).

В игре участвуют 4 человека. Каждому ребенку дается задание собрать и отправить свой состав: пожарный, грузовой, пассажирский и почтовый поезд.

Побеждает тот, кто первым отправит свой состав.

Примечание. В каждом составе должно быть одинаковое количество вагонов.

3 вариант игры.

Все составы собраны, но в решении игры допущены ошибки. Побеждает тот ребенок, кто укажет больше ошибок.

Игра 2. Дидактическая игра “Подбери словечко”.

Цель: знакомство детей с основами социограмм профессий железной дороги; закрепить названия железнодорожных профессий; обогащать и активизировать словарь.

Материал: иллюстрации с изображением железнодорожников разных профессий; фишки.

Ход игры:

1 вариант игры. Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, проводницы. Дети по очереди подбирают по одному слову к чертам характера, нужным для работы в этой должности. Дважды повторять нельзя, за это снижаются баллы. Фишку получает ребенок, который последний назвал слово, обозначающее нужную черту характера.

Например, проводница должна быть приветливая, гостеприимная, опрятная, ответственная, добрая, доброжелательная, аккуратная, веселая, улыбающаяся., спокойная и т.д.

В конце игры подсчитываются фишки и подводятся итоги.

2 вариант игры. Соревнование в парах.

Воспитатель вывешивает на фланелеграф иллюстрацию с изображением, например, машиниста. Выбирают двух играющих, которые по очереди подбирают слова к его характеру. Кто последний назовет слово, тот и победитель. Победитель соревнуется с другим партнером или получает фишку. Выбирается новая пара игроков. Иллюстрация меняется.

3 вариант игры. Каждый ребенок получает иллюстрацию с изображением одного из представителей железнодорожных профессий.

Дети по очереди встают, называют профессию и подбирают соответствующие слова к его характеру.

Например, кассир – ответственный, спокойный, внимательный, доброжелательный, приветливый и т.д.
Фишку получает каждый, кто подберет 8 и более слов.

Игра 3. Дидактическая игра “Угадай, о каком поезде я говорю”.

Цель: развивать у детей связную речь при помощи опорной схемы: закрепить знания детей о назначении поездов.

Материал: опорная схема.

Выбрать нужную картинку из предложенных и составить рассказ по опорной схеме:

Длинная лента

Короткая лента

Цветные пятна: синее, красное, желтое, коричневое, зеленоеФигурка человека
Конверт
Вагон с лесом
?

Ход игры:

Ребенок по опорной схеме составляет рассказ о поезде, не называя его. В конце дети отгадывают, о каком поезде идет речь. За правильный ответ – фишка.

Например, “Мой поезд имеет много вагонов, он очень длинный. Но иногда всего два вагона прицепляют к началу вагона пассажирского поезда. В вагонах моего поезда нет окон, а сами они могут быть синего, зеленого, серого цвета. Этот поезд перевозит письма, книги, журналы, посылки, бандероли. Он приносит большую пользу людям, так как привозит  им новости от родных и близких, доставляет интересные книги и журналы. О каком поезде я говорю?” (почтовый)

Игра 3. Дидактическая игра “Поезд”.

Цель: упражнять детей в выборе предмета путем исключения другого признака (цвета, формы); развивать наблюдательность, сообразительность, речевую активность.

Материал: картинка с изображением трех поездов, отличающихся друг от друга цветом (формой) колес, окон, крыш. Картинки: мишка, заяц, лиса.

1 поезд: крыша – голубая, окна – желтые, колеса – черные.
2 поезд: крыша – голубая, окна – зеленые, колеса – коричневые.
3 поезд: крыша – красная, окна – желтые, колеса, коричневые.

Ход игры:

Воспитатель вывешивает на фланелеграф картинку с изображением поездов и говорит:

-Ребята, мишка, лиса и заяц (показывает и прикрепляет на фланелеграф картинки) отправляются в гости и хотят, чтобы вы угадали, на каком поезде поедет каждый герой.

Поезда отмечены цифрами 1,2,3. Будьте внимательны.

Зайчик поедет на поезде, у которого не красная крыша и не желтые окна. Как вы думаете, на поезде с каким номером  поедет зайка? (2) Почему?

Лиса поедет на поезде, у которого не коричневые колеса и не зеленые окна. На поезде с каким номером поедет лиса? (1) Почему вы так думаете?

А мишка себе выбрал поезд не с черными колесами и не с зелеными окнами, а крыша у него совсем не синяя. На поезде с каким номером поедет мишка? (3) Почему вы так думаете?

2 вариант игры. Изменяем цвет на геометрические формы.

Игра 4. Подвижная игра “Паровозик с именем”

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, расположенных в один ряд. Выбирают ребенка, который будет первым “паровозиком”. Он “едет”, работая локтями попеременно, а дети вслух повторяют его имя. Сделав круг, “паровозик” останавливается возле одного из ребят и произносит его имя.

Названный по имени становятся новым “паровозиком” и встает впереди первого, а прежний “паровозик” делается “вагончиком”. Теперь они вдвоем “едут” по кругу, объезжая различные препятствия, выбирают себе следующий “паровозик”. Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит паровозик.
Примечание: препятствиями могут служить стулья, различные крупные игрушки, расставленные по комнате. Можно включить для сопровождения игры веселую музыку. Но когда поезд получится очень длинным, нужно следить за тем, чтобы первый ребенок двигался потише для того, чтобы остальные “вагончики” не отцепились.

Игра 5. Игра-тренинг для детей старшего дошкольного возраста “Переезд”

Цель: тренировать детей в безопасном поведении на железной дороге.

Ход игры:

Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей и т.п.) две пересекающиеся дорожки. По одной из них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться “паровозики”, по другой – “машины”.

Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа – паровозики – освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение.

Затем предложите свой путь освоить другой подгруппе детей, изображающей машины. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следить, чтобы “машины” придерживались правой или левой стороны и не сталкивались друг с другом.

После того, как дети каждой подгруппы освоят свой маршрут, усложните игру и попросите “паровозики” и “машины” двигаться по пересекающимся дорожкам одновременно. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в  которых дети уступали друг другу путь.

Остановив игру, вместе проанализируйте, почему “паровозики” и “машины” иногда сталкивались. Как этого избежать? Как организовать движение, чтобы им всем было удобно и безопасно? Выслушав ответы детей, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.
Теперь продолжите игру, выбрав одного или двух детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая, таким образом, путь “машинам”. Обратите их внимание на то, что открытие шлагбаума связано с перерывами в движении поездов – “паровозиков”. В этом случае столкновение невозможно. Если это все-таки произойдет – проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.

Вне занятия для лучшего усвоения нового материала используйте приемы пространственного моделирования.

При помощи строительного конструктора или мозаики предложите детям сделать дороги, переезд, перекресток. Это позволит создавать разные варианты и разыгрывать, например, движение поездов, машин,  пешеходов. Можно в соответствующих ситуациях “открывать” и “закрывать” шлагбаум и т.д.

Игра 6. Подвижная игра “Тепловозы” (совместная родителей с детьми)

Ведущий:
Поднимаю флажок вверх –
Поезд должен двигаться вперед,
Опускаю вниз – 
назад,
Круговые движения флажком-
Поезд должен двигаться медленно.

Дети делятся на две команды.

По одному ребенку из каждой команды (“тепловозы”) встают рядом с мамой (“составителем поездов”).
На противоположной стороне зала находятся остальные дети – “вагоны”.

По команде “тепловозы” должны добежать до “вагонов”, прицепить один из них  (взять за руку) и вместе вернуться на линию старта. Игра продолжается до тех пор, пока все “вагоны” не окажутся прицепленными к “тепловозу”.

Во время игры мама подает сигналы флажком, а дети выполняют движения в соответствии с их значением.
Побеждает команда, игроки которой действовали точно по сигналу.

Игра 7. Дидактическая игра “Паровозик”

Дети садятся на стульчики, и педагог говорит:

– Кто хочет быть машинистом и повезти наш веселый паровозик в страну сказок?

Многие дети поднимают руки, а педагог говорит:

– Сегодня машинистом будет Коля – и педагог выбирает любого из детей, которые подняли руку. Машинист становиться лицом .

Педагог продолжает:

– Все остальные у нас разноцветные вагончики. Теперь каждый “вагончик” посмотрел внимательно на своего соседа справа, во что он сегодня одет, а затем вспомнил, как его зовут. Через 2-3 секунды педагог продолжает:

– А теперь вагончики поочерёдно будут становиться за машинистом, начнем с первого вагончика. Педагог становиться за машинистом, касается его правого плеча пальцами своей вытянутой ПР (рука должна быть прямой) и опускает руку.

Затем он говорит:

– Как только первый вагончик опустит руку, идет второй вагончик и становиться на расстояние своей вытянутой ПР, касаясь плеча первого вагончика, сразу опускает руку и т.д.

Все вагончики становятся постепенно друг за другом по принципу эстафеты. Когда все вагончики встанут друг за другом, педагог говорит:

– А теперь наш паровозик будет двигаться так, чтобы во время движения не произошло столкновения вагончиков, и не произошла авария. Для этого надо постараться во время движения сохранить расстояние между вагончиками на расстоянии вытянутой руки.

Необходимо также в игровой форме познакомить детей с понятиями: маленький круг, средний круг, большой круг, а также со всеми положениями в круг. Причем делать это надо не сразу, а постепенно, от занятия к занятию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website