Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.
Цель: «Автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, в скороговорках»
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление правильного произношения звука «р» в словах, в предложениях, в скороговорках. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи
Коррекционно-развивающие. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности. Формирование потребности в здоровом образе жизни, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинки для игры «Кто в домике живет?», мешочек с предметами, Су-джок шарики, султанчики, мяч
Ход занятия
- Организационный момент.
(Стук в дверь, играет музыка.)
Логопед. Дети, кто к нам пришел?
Петрушка. Это я, это я! В гости к вам пришел, друзья. Я знакомый вам, Петрушка, в яркой шапке на макушке. Бубенцы держу в руке, бубенцы на колпачке.
Петрушка. Здравствуйте, ребята! ( Здравствуй, Петрушка!)
Логопед. Ребята, Петрушка будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук « Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, проговаривать скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз. Присаживайся, Петрушка.
- Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику). (Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики.)
- Дыхательная гимнастика “Сильный ветер» (Дети дуют на султанчики)
- Фонетическая зарядка. Логопед. Дети, вспомните:
– как рычит собака? (р-р-р-р…) – как кричит ворона? (карр-карр! )
- Характеристика звука «Р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).
- Автоматизация звука «Р»в словах, в предложениях, в скороговорках.
5.1 Петрушка принес чудесный мешочек. А что в нём?
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка предметы, в названии которых содержится звук [Р].
Игры с предметами из чудесного мешочка.
«Чего не стало?», «Что изменилось?».
5.2. Логопед. Игра «Поймай звук» А еще в мешочке есть картинки. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р.
Гимнастика для глаз. Игра «Любопытная Варвара» Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, смотрит вверх, смотрит вниз. Ты Варвара не крутись, посмотри вперед, назад, а потом наоборот. Су-джок терапия
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
5.3. Игра «Кто в домике живет?»
Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет?». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик. Так какие животные живут в домике? Почему?
5.4 Составление предложений по сюжетным картинкам.
Логопед. Составьте предложения по картинкам.
Динамическая пауза.
Дети становятся в круг, Петрушка в центре. Выполняют следующие упражнения:
«Грач качался в гамаке, гуси в волнах на реке,
мимо лебеди летели и на елочку присели,
елочка качается, славно получается»
Кинезиологические упражнения «Коза, вилка, зайка»
5.5. . Игра с мячом «Лови – не зевай, правильно отвечай»
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ.
– Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)
– Где растут помидоры, огурцы?
– Чем мы пишем?
– Чем мы раскрашиваем картинки?
– Какие птицы остаются зимовать?
– Груша это фрукт или овощ?
– Кто очень любит морковку? (Дети сели за столы)
5.6. Отгадывание загадок.
Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны отгадать и определить место звука «Р» в словах – отгадках .
Мой веселый колпачок
Сдвинут лихо на бочок,
Я веселая игрушка,
А зовут меня …(Петрушка)
Это что за очень странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили. (Картофель)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечером,
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
5.7 . Задание от Петрушки. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.
Расцвели на клумбе (козы) В огород забрались ( розы) У слона огромный ( робот) На заводе сделан ( хобот) Ползает у речки ( мак) Расцветает в поле ( рак) Я возьму от сыра (кошку) Угощу я нашу ( корку) Закрывает мышка (ночку) Будет сладко спать всю (норку).
5.8 . Проговаривание и заучивание скороговорок.
«К нам во двор пробрался крот, роет землю у ворот,
Что же надо там кроту, потемнее темноту.»
«В небе гром, гроза, закрывай глаза,
Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.»
« У моей сестры Марины щеки словно мандарины, а сама сестра Марина чуть побольше мандарина»
«Все бобры добры для своих бобрят»
III. Итог занятия. Петрушка, тебе понравилось с нами играть?
Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в словах, в предложениях и в скороговорках. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, составлять предложения, проговаривать скороговорки. Я не забыл о сюрпризе. (Все дети получают подарки). Всего вам хорошего, ребята!
Список использованной литературы
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях . М. Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс»,1999
- О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия» Волгоград «Учитель» 2012 г.
Подготовила учитель-логопед Кузина Галина Ивановна
МБДОУ детский сад №8
г. Петровска Саратовской области