Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Автор: Ишниязова В.В., социальный педагог, Казенное дошкольное образовательное учреждение Орловской области «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста», г. Мценск.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный  маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями  с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Ребенок с ООП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он  должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно- развивающую среду.
В ноябре 2016 года, в детский дом поступил ребенок (Николай, 4 года), который был направлен на воспитание в учреждение на основании трехстороннего соглашения с матерью мальчика, отделом опеки и нашим учреждением, сроком на 1 год. Мать ребенка социально не состоятельна, имеет еще одного ребенка, который находится на воспитании в Доме ребенка, работает мойщицей посуды в заведении общественного питания, имеет неполное среднее образование. С отцом детей, который имеет диагноз – шизофрения,  состоит в разводе. Отец детей не проявляет желания принимать участие в воспитании детей.
У ребенка отсутствовала речь, вёл себя неадекватно, постоянно кричал и убегал в коридор, после прогулки отказывался возвращаться в группу, не ложился спать в кровать, лежал на ковре или под кроватью.  По заявлению матери, для определения оптимального педагогического  маршрута  и  обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПк было проведено обследование.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель:     помочь   адаптироваться   к    социуму,   содействовать   всестороннему   максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям  данной категории являются:

  • воспитывать    интерес  к  окружающему  миру,  потребность  в общении, расширять    круг увлечений;
  • формировать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать сенсорное развитие;
  • формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;
  • развивать  и обогащать  эмоциональный опыта ребенка;
  • развивать  и корректировать  детско-родительские отношения;
  • повышать  двигательную активность ребенка;
  • стимулировать  звуковую и речевую активности.

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

  • налаживание эмоционального контакта с ребенком;
  • регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
  • смена видов деятельности в процессе одного занятия;
  • повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
  • игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
  • опора на сенсорные анализаторы.

1.3. Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.
При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться  от  аутизма  без  какого-либо  вмешательства.  В такой  ситуации  вселяет  надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.
Аутичных детей легко узнать по взгляду “погруженному в себя”, отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Изучив   литературу   о   РДА,   социальный педагог, как член   ПМПК  детского  дома составил индивидуальный образовательный маршрут  развития ребенка с ООП (с  расстройством аутистического спектра)

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное – реализует социальный педагог.
Целевая  группа:  программа  рассчитана   на  ребенка       дошкольного  возраста  (4-7   лет)  с нарушениями аутистического спектра.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут два раза в неделю в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Параллельно оказывается социально-педагогическая помощь матери.

Задачи:

  • формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
  • формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
  • формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
  • формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.
  • формировать навык преодоления аффективных состояний.
  • развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);
  • развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
  • развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,
  • развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).
  • развивать мимику лица, позы и жесты тела.
  • обучать  ребенка адекватно  воспринимать   и   обследовать   живые   и   неживые   предметы окружающего пространства.
  • корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

2.2.Результаты обследования

У Николая наблюдаются проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Отсутствие чувства страха. Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У ребенка полное отсутствие речи. Кроме этого воспитанник практически не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»). На любые занятия в группе и индивидуальные занятия со специалистами не садится, не выполняет инструкции педагогов. Николай освоил простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Ребенок периодически проявляет признаки  агрессии и аутоагрессии (может толкнуть другого ребенка). Ребенку характерно    полевое    поведение    (бесцельное    перемещение    по группе). Коля  нуждается в постоянном контроле. Ребенок был определен в разновозрастную группу компенсирующей направленности, в которой воспитываются дети с ОВЗ со сложными заболеваниями.
По результатам областной ПМПК был установлен тип дизонтогинеза: Асинхронное развитие. Искаженное развитие. Мозаичный тип. Алалия. Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с РАС (расстройствами аутистического спектра).  Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальные занятия с социальным педагогом, направленные на формирование социальных навыков и навыков самообслуживания.

III.  Организационный раздел

3.1.Показатели успешного развития

Ребенок с РАС начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся  различными манипуляциями.

3.2.Планируемые результаты

Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей;  собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает  чередующийся ряд

Коррекционно-развивающие занятия в традиционной форме в  программе  не  представлены. Так как они имеют гибкую структуру. В их основе лежит набор заданий и игр, который меняется в зависимости от доминирующих интересов ребенка и стереотипных пристрастий.

Список нормативно-правовых актов и научно-методической литературы

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

  • Федеральный закон 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от 4  сентября  2014  г.   N 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/.
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07( N 157).
  • Причины раннего детского аутизма

Общее понятие и основные проявления синдрома раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести раннего детского аутизма. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы, игровой и учебной деятельности детей с аутизмом. реферат [29,4 K], добавлена 08.09.2010

  • Ранний детский аутизм

Роль наследственного фактора в происхождении синдрома детского аутизма. Роль органической патологии мозга в происхождении раннего детского аутизма. Механизм возникновения синдрома Каннера. Патогенез клинических проявлений синдрома детского аутизма. реферат [18,8 K], добавлена 03.02.2010

  • Тревожность. Агрессия. Аутизм

Формирование синдрома раннего детского аутизма. Проблема формирования привязанности как основная проблема раннего возраста. Возникновение первых конкретных страхов и состояний тревоги. Основные причины агрессивных проявлений и формы их выражения. реферат [405,4 K], добавлена 07.09.2011

  • Практический психолог в детском саду А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  • Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника А.Н. Веракса М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015
  • .Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Обучаем детей ненасилию» под редакцией В.Г.Маралова, Н.В.Гречухиной. Череповец, 2001г.
  • Тесты для подготовки к школе А.Назарова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  • Настольная книга практического психолога в образовании Е.И. Рогов М, 1996
  • Игровая терапия: искусство отношений Г.Л. Лэндрет М, 1994
  • Учимся общаться с ребёнком В.А.Петровский. М., 1993
  • Как предупредить отклонения в поведении ребёнка А.И. Захаров М, 1986г.
  • Разбуди в ребёнке волшебника Е.Е. Кравцова М, 1996г.
  • Диагностика интеллекта методом рисуночного теста С.Степанов М.1996г.
  • Психогимнастика М.И. Чистякова М,1995г.

 

Приложение N 1

Набор игр  для занятий

1.Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.
2.Игры направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики,         игры-головоломки ,«Магический       квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».)
3.Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине
4.Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой – «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.- «Кто теперь?»
5.Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук. Завязывать шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины
6.Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).
7.Игры на формирование знаний частей тела.
8.Сенсорные игры

Приложение N 2

Набор заданий на занятие

1.Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
2.Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
3.Формировать у ребенка представление о собственном теле.
4.Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
5.Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
6.Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.
7.Нанизывание шаров на шнур («бусы»).
8.Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
9.Знакомство с цветами радуги.
10.Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д
11.Выбор предметов игрушек по картинке
12.Группировка различных парных предметов по величине.
13.Собирание вкладных кубов.
14.Складывание матрешки, осмысленное соотнесение  ее частей
15.Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец)
16.Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
17.Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.
18.Постройки из детских наборов строительного материала.
19.Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.
20.Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий – красный – синий и т. д. на усложнение.
21.Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.
22.Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга  в заданном направлении.
23.Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).
24.Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

 

Приложение N3

Модель сопровождения ребенка с РАС

Модель сопровождения ребенка с РАС

Приложение 4

Модель взаимодействия специалистов по обследованию ребенка с РАС

Модель взаимодействия специалистов по обследованию ребенка с РАС

Приложение 5

Консультация для воспитателей и педагогов по работе с ребенком с РАС

Воспитателям и родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации.
Также, проводятся различные мероприятия:

  • консультации;
  • индивидуальные беседы;
  • тренинги.

Воспитатели и родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

  • ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению
  • при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться  справляться  со  вспышками  агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям
  • воспитателю и родителю нужно понять, что  ребенку тяжело жить в  этом  мире  и  научиться  его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;
  • вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;
  • когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;
  • во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;
  • играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;
  • аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по  выражению лица другу друга;
  • старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;
  • для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website