«Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника»
Выступление из опыта работы.
«Детская игра-это не забава» – выдающийся врач и педагог П.Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности». Игра – это работа детей. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…”
Спонтанно накопительный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения познавательного общения, чтобы то и другое стало развивающим. Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Именно игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими скучными упражнениями. Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать. Как в современном мире при таком многообразии игр и игрушек выбрать то, что действительно обладает мощными развивающими характеристиками? Ведь для нас, воспитателей, очень важно и то, что мы, играя, учимся. Вот почему проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики. В 2010 году мне посчастливилось побывать на семинаре в г.Вельске, где прослушала авторский курс В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и познакомилась с технологией развивающих игр этого автора. Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
У меня появилось огромное желание использовать эти игры в своей практике. Но, изучив дополнительную методическую литературу, я поняла, что здесь одного желания мало. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.
Поэтому я поставила перед собой цель: «Познакомиться с игровой технологией В.Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду». Для достижения этой цели я поставила перед собой решение следующих задач:
- Изучить методические рекомендации к игровой технологии Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры».
- Создать определённую развивающую среду для эффективного решения образовательных задач в данной технологии.
- Приобщить детей к играм Воскобовича, вызвать интерес к ним.
- Активизировать педагогические умения родителей в интеллектуальном развитии ребёнка через знакомство их с данной технологией.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
Они имеют ряд особенностей.
- Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трёх, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающихся вопросов и познавательных заданий.
- Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнаёт и запоминает цвет и форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
- Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
- Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребёнка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий» восторг.
Технология решает следующие задачи:
- Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
- Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
- Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса, некоего сказочного пространства, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Ребёнок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и весёлые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:
1.Игры, направленные на логико-математическое развитие, целью которых является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями-манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
2.Игры с буквами, звуками, слогами и словами, в которых ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, в результате чего процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
3.Универсальные игровые обучающие средства, которые можно использовать на различных занятиях, создавая комфортные условия для работы педагога и доставляя удовольствие детям.
Содержанием технологии «Сказочные лабиринты игры» являются эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть ими преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребёнок всегда получает какой-то «предметный» результат.
Всё обучение по технологии «Сказочные лабиринты игры» осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. В процессе игры развивается целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребёнка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Я поняла, что использование этих развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Общение со взрослым в игре, окрашенное положительными эмоциями, выполнение интересных заданий, яркое, красочное оформление игр делает пребывание ребёнка в детском саду в детском саду ярким. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка, создаёт условия для его личностного развития. Взрослому остаётся лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребёнка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.
Для эффективного решения образовательных задач по данной технологии очень важно, прежде всего, создать соответствующую развивающую среду. Во-первых, оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Нами были приобретены комплекты игр на группу детей из 5- 6 человек. Во-вторых, все игры должны быть сконцентрированы в одном месте, так называемом, «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления такого «центра» – объёмный или плоскостной Фиолетовый Лес, «населённый» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича. Фиолетовый Лес – это своего рода виртуальный несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества педагога. Я сделала этот лес из потолочной плитки и поместила его на стене. Рядом находится игровое пособие коврограф «Ларчик», хотя он может и не быть «частью» Фиолетового Леса, но в любом случае он размещается в хорошо освещённом, доступном для детей месте.
Созданная развивающая среда таким образом обеспечивает детей материалами для творчества и даёт возможность в любую минуту действовать с ними.
Ввести данную технологию в свою практику я решила через кружковую деятельность. Я написала программу интеллектуального кружка «Умники и умницы», которая рассчитана на 4 года, начиная со второй младшей группы (приложение №1).
Совместную игровую деятельность распланировала по месяцам в течение учебного года с учётом постепенного и постоянного усложнения.
Усложнение игрового материала идёт по трём направлениям:
- Выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребёнка в данный период.
- Подбор соответствующих заданий к игре.
- Постепенное использование всех игр комплекта.
Первый этап.
Используемые игры: «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Коврограф «Ларчик»,
«Игровизор», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Фонарики»,
«Логоформочки 3», «Лепестки».
Эти игры яркие, красочные и состоят из большого количества простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребёнка, играет и занимается вместе с ними.
Второй этап.
«Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный), «Геоконт», «Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмёрка 1,3», «Теремки Воскобовича», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Счетовозик».
На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности – как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.
Третий этап.
«Змейка», «Геовизор», «Игровизор», «Волшебная восьмёрка 2», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Планета умножения», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Счетовозик», «Коврограф «Ларчик».
На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения задач, придумывают и конструируют предметные формы. Взрослым создаётся творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.
Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.
Дети с удовольствием посещают занятия кружка, с головой окунаются в сказочный мир Фиолетового Леса, вместе с героями путешествуют, преодолевают препятствия, выполняя сложные задания. И меня порадовали первые результаты. В ходе ПМПК именно дети, посещавшие кружок, показали высокую готовность к обучению в школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Ещё одной из моих задач было активизировать педагогические умения родителей в интеллектуальном развитии ребёнка через знакомство их с данной технологией. Для этого я использовала такую форму как семинар – практикум.(Приложение 2). Ведь игры Воскобовича имеются теперь и в наших магазинах, но, не зная назначения, а главное ценности для интеллектуального развития, родители покупают более знакомые игры. С помощью семинара-практикума я смогла подсказать родителям универсальный
«волшебный» рецепт воспитания умных, общительных детей. И также результат порадовал. Всё чаще от детей можно было услышать: «Мне мама купила такой же квадрат (или «Чудо-крестики»)». Для родителей проводились и открытые занятия кружка, где им стало понятно: «Игры – это не только средство развлечения, но также и развития». Кроме этого, родителям было предложено, на что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
- Подготовка. Перед тем, как предлагать игру ребенку, нужно самим ознакомиться с методическими рекомендациями и самой игрой.
- Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий нужно расспрашивать ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просить пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
- Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры.
- Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Работа над этой темой принесла мне огромное удовлетворение, мы смогли в нашем детском саду организовать развивающую среду для реализации данной технологии, привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, а, главное, эти игры доставляют огромную радость детям. Они не спрашивают, чем заняться. Они играют, играют и растут.
Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению. Я убеждена, работа по технологии «Сказочные лабиринты игры» В.Воскобовича – эффективна.
Список использованной литературы
- Воскобович В.В. Харько Т.Г. «Сказочные лабиринты игры»
- Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.– СПб.,
Подготовила воспитатель
Сысоева Светлана Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» Структурное подразделение «Костылевская начальная школа – детский сад»