Мастер-класс
Автор: Литовкина Марина Александровна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №10 г. Алексеевки Белгородской области.
Вопросы формирования творческой личности на протяжении многих лет являются актуальными. В современных условиях для дошкольного обучения важно предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители и как творцы, как этого и требует реальная жизнь.
В связи с этим, проблема формирования основ художественной культуры, является актуальной и требует разрешения.
Работа над темой «Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна» закладывает основы дизайна в раннем обучении, имеет большой развивающий, эстетический и воспитательный потенциал, который зачастую не находит отражение в современных образовательных программах.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Д. Локк, Ф. Фребель, Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина, Л. Куцаковой, Л.С. Выготский и другие, описывая способности старших дошкольников, выделяют сформированность у них навыков художественной деятельности как средства общения.
Основная идея развития фантазии и творчества дошкольников при изготовлении цветочных композиций, заключается в интеграции различных видов детской деятельности как форме взаимосвязи, взаимопроникновения, охватывающей все виды детского творчества.
Цель: показать практическую значимость дизайна помещений путём создания цветочных композиций из различных материалов как средства чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Реализация темы предполагает решение определённых задач:
- Учить детей создавать плоскостные и объёмные цветочные композиции, картины с использованием дополнительных материалов (бумага, клей, нити и прочие прикладные материалы).
- Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, познакомив со свойствами разнообразных материалов (бумаги, фольги, воздушных шаров, ткани, тесьмы и т. д.).
- Находить красоту в естественной организации природы, фиксировать смысловое соответствие и гармонию линий, цветов, форм – в живой природе.
- Развитие моторных способностей через овладение ручными разнообразными операциями, влияющими на психофизические функции ребёнка.
- Формирование умений выражать свои переживания и ощущения телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью разнообразных материалов
Средства выполнения основных задач:
- Развитие художественно-эстетических способностей через просмотр видеофильмов, экскурсий в картинную галерею и Дом природы.
- Развитие речи через пальчиковые игры, загадки, сказки, пословицы, «зазывалочки».
- Развитие коммуникативных качеств через игры-тренинги и аттракционы.
- Развитие координации мелкой моторики через создание цветочных панно, сувениров и т.д.
Для наиболее успешного решения поставленной цели использую:
- парциально программу «Народные забавы» А. П. Шаповаловой;
- разработку «Цветы» Т.Н. Просняковой (энциклопедия технологий прикладного творчества).
Создание композиций из обрезков бумаги, мусора, валяющегося под ногами, для любого ребёнка кажется настоящим чудом. Особенно, если они созданы своими руками. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой.
Прежде чем проводить «Уроки мастера» вместе с детьми, ознакомилась со специальной литературой, составила план работы, разработала:
- серию занятий «Цветы везде»;
- дидактические игры «Все о цветах»;
- тренинги «Упражнение понятно, расслабленье всем приятно».
Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это ближайший путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику «Сказочные цветы». В рубрику вошли баллады и сказки о цветах.
Знакомство дошкольников с основами дизайна, навыки работать коллективно складываются в результате систематических занятий. Работа над созданием «цветочных фантазий» состоит из 2 этапов, объединенных в единое целое. Каждый этап соответствует возрастной группе — старшей и подготовительной.
Все этапы обучения имеют свои особенности и творческие задачи.
Первый этап:
— «Путешествие по стране Цветомания» (старшая группа).
Цель: обучение и развитие.
Второй этап:
— «Мир природы и дизайн» (подготовительная группа).
Цель: свободное творчество.
Все темы, входящие в перспективный план, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Планы-конспекты НОД составлены таким образом, что ряд заданий, выполняемых одно за другим, позволяют создать интересные композиции. В плане отмечается, какие занятия лучше проводить коллективно. Создаваемые детьми коллективные композиции могут быть использованы для оформления группы или музыкального зала.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:
- Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео и диафильмов). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
- Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
- Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованы сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.
Форма проведения занятий: подгруппа детей в составе 9-12 человек.
На занятиях дети знакомятся с основными понятиями изобразительного языка: цветом, формой, композицией, а также учатся делать интересные работы в разных техниках и пользоваться различными материалами, что позволяет детям создать удивительные вещи:
- для оформления группы или музыкального зала;
- украшение или шляпки для костюмированного балла;
- композиции для украшений в театрально-декорационном искусстве.
Работа по теме «Изготовление цветочных композиций из различных материалов как основа знакомства старших дошкольников с элементами дизайна» включает в себя широкое использование:
- иллюстративного материала (слайды, репродукции, видеофильмы) и знакомство с экспозициями на передвижных выставках ;
- работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (прикладное искусство, музыка, поэзия);
- дидактические игры «Веночек полевойк», «Что откуда?», «Сочетание цветов» и художественные произведения детей являются мотивацией создания выставок детского творчества и итогом работы педагога;
- игр-тренингов и аттракционов;
- детские работы служат зрительной информацией для родителей и оформления интерьера детского сада.
Проводится игра-тренинг «волшебные краски»
Представьте, что вы — художники.
Руки — это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь — в желтую краску, рисуем солнце (круг).
Теперь нарисуем полянку с ромашками. Какого они цвета? (Белого.) Рисуем ромашку в воздухе.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет на полянке? (Цветами.) А какими? (Ромашками.)
Послушайте как шумит ветерок (трём прямые ладони друг о друга).
Итак, мы на полянке.
Представьте, что вы — ромашки.
Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.
Может, это только снится:
Что в ладони Солнышко садится (раскрыть ладони).
Теплотою сердце согревает (ладони к сердцу прижимаем).
Добротою душу наполняет («здороваются» ладошки с соседом).
На занятиях дети работают с различным материалом:
Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.
Композиции из конфет, конфетный букет. Мало кто знает, что из фольги и конфетных обёрток можно сделать замечательные «Сладкие букеты», которые приведут в восторг родных и друзей. Конечно, такая композиция – это больше сувенир, чем лакомство (1 слайд).
Декупаж – нанесение рисунка с помощью салфеток на предметы, посуду, используется сейчас очень широко. Можно использовать так же и картинки из различных журналов (2 слайда).
Пластилинография – создание плоскостных и объёмных композиций используя различные приёмы работы с пластилином (2-а слайда).
Квилинг – бумагокручение. Все элементы создаются из скрученных определённым образом тонких полосочек бумаги (2 слайда).
Арт-открытки – это открытки, изготовленные вручную, где используется не только бумага, бисер, атласные ленточки, кружева, но и блестки, бусины и пайетки. Такая поздравительная открытка уже сама по себе ценный подарок (2 слайда).
Цветы из ткани своими руками. Несомненный плюс идеи такого цветка в простоте и универсальности: ведь полученные цветы из ткани ручной работы можно использовать и для украшения детской одежды, шляп, открыток, рамочек, фотоальбомов и т.д. (1 слайд).
Открытка из обоев – 3D (трёхмерная). Интересную работу можно сделать из совсем обычного материала, н.п. кусочка обоев. Техника, при которой создаётся объёмная картинка посредством наклеивания друг на друга большого количества слоев. Для придания большего объёма (1 слайд).
Работая с бросовым материалом, дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи (2 слайда).
По моим наблюдениям, большой интерес вызывает у старших дошкольников мастерить для оформления музыкального зала, театральной комнаты для показа кукольных постановок. Но это дело не под силу одному человеку. Очень весело готовить такие композиции всей группой. В таком групповом творческом общении рождается и чувство трудового соперничества, и счастье творца, несущего другим (в данном случае ожидаемым зрителям) радость.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЦВЕТОЧНЫЕ МОТИВЫ»
Предлагается создать «сладкий букет», украсить вазу цветочными мотивами, квилингом пасхальные яйца или арт-открытку и открытку-3D используя различный материал, лежащий на столах (во время работы звучит муз.Чайковского «Вальс цветов»).
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
- обогащение представлений об основах изобразительного искусства;
- знакомство с различными техниками создания цветочных панно (бумагопластика, тестопластика);
- изучение оформительского искусства.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
- знакомство с более сложными способами создания цветочных композиций (полуобъемных и объёмных);
- осваивают технику декупаж, квилинг, арт-открыток;
- работа с бросовым материалом (2 слайда).
Основная задача в работе над композицией – увидеть будущее панно в гофрированной бумаге, конфетных обёртках, салфетках, лоскутках ткани, бусинках, паетках и др. Следовательно, такое творчество будет тренировать, как мышцу, художественное чутье ребенка.
Окраской, формой, ароматом цветы несут радость человеку, пробуждают лучшие чувства, будят фантазию, улучшают настроение. Цветы просто красивы, ими хочется любоваться, с ними приятно заниматься ради удовольствия.
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ:
- Консультации «Настоящие произведения искусств к Пасхе», «Такая разная аппликация», «Филигранные открытки», «Цветы которые не увядают»;
- Практикум «Цветочные композиции из солёного теста» (2 слайда).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Эффективной формой моей работы с родителями является творческий союз воспитателя и родителей, различные формы тесного совместного сотрудничества, творческого общение, через:
- дни открытых дверей способствуют заинтересованности родителей к трудовому воспитанию ребенка в детском саду;
- клуб общения «Гармония» – «Художественные шедевры в четыре руки», «Стильные украшения для дома и детской комнаты»;
- проведение консультаций-практикумов «Изюминка» – совместная работа детей и родителей «Пластилиновые истории», «У фантазии нет границ – чудо бутерброды», «Декоративные шкатулочки для мелочей», «Декоративные бутылки и вазы своими руками», «Пальчиковая гимнастика и игры для развития мелкой моторики». Правильное общение родителей с детьми во время изготовления цветочных композиций создает духовную близость между взрослым и ребёнком, поднимает авторитет родителей (3 слайда).
Отзывы родителей и гостей, посетивших занятия, выставки, практикумы, клуб «Гармонию» поддерживают, побуждают искать меня новые методы работы. В конечном итоге, от этого польза всем участникам педагогического процесса.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
- Поделка начинает интересовать детей с практической стороны. Они уже начинают думать, где «в хозяйстве» может пригодиться результат их труда.
- У детей повысился интерес к произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию;
- больше выпускников ДОУ стало заниматься в детской художественной школе, кружках и студиях детского творчества.
- Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями детей.
- Развивается коммуникативная компетентность, художественно-эстетические способности, локомоция и мелкая моторика рук, что положительно влияет на формирование эмоциональной сферы детей.
- Дошкольники участвуют в городских и краевых выставках детского творчества, где занимают призовые места (слайд – на выставках награждении).
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ:
- Работайте в соавторстве с ребенком. Советуйте, но не указывайте, предлагайте, но не решайте за него. Это даст малышу почувствовать себя на равных с вами.
- Отнеситесь к труду ребенка доброжелательно и тактично – дайте ему возможность украсить своими произведениями искусства интерьер квартиры или группы в детском саду. Пусть он почувствует гордость оттого, что результаты его труда ценят.
- Как бы вам ни было приятно любоваться вещами, которые смастерят ваши дети, какими бы забавными и симпатичными ни получились они, как можно чаще позволяйте своим воспитанникам дарить эти поделки друзьям, соседям, родственникам.
- Доброта и щедро такие же прекрасные и высокие качества в человеке, как и умение трудиться. И потому чаще устраивайте в детском саду веселые и шумные праздники с подарками.
Закончить рассказ об опыте своей работы мне хотелось бы стихотворением о природе творчества.
В детстве не было лучше подарка:
Кисти, клей, бумага, альбом…
Создавали мы смело и ярко
Композиции на голубом,
Папе с мамой цветы из бумаги,
Из конфет, пластилина, фольги.
Чуть завидуя тем, чьё призванье –
Быть дизайнером, радость творить,
Если глубже в работы вглядеться,
Сразу вспомнишь о чём-то своём.
Все художники – родом из детства,
Их коснулась жар-птица крылом!
Я верю, что эта жар-птица живёт в нашем детском саду и одаряет нас и наших детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен окружающий мир.
ПРОВОДИТСЯ УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
«РОЗА – КОРОЛЕВА ЦВЕТОВ»
Педагоги обмениваются впечатлениями от мастер-класса. Если ничего нового не узнали то пчёлка (из солёного теста) садится на белый цветок букета «Настроения», было интересно – фиолетовый, много интересного и полезного для работы – красный цветок.