Конспект ООД для детей старшей группы
Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель МБДОУ детского сада №4 “Солнышко” г.Пятигорска
Цель.
- Формировать представление о том, что дикие животные) приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закреплять знания детей о повадках диких животных.
- Упражнять в составлении рассказов о жизни диких животных.
- Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности, и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Развивать доказательную речь, логическое мышление, любознательность, воображение.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора, лесничий.
Предшествующая работа: чтение рассказов и стихотворений о диких животных.
Материал к занятию: изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей.
Организационный момент.
В. Ребята сегодня я вас приглашаю в интересное путешествие – в лес. Чтобы узнать как там звери готовятся к зиме.
Ребята, какое сейчас время года? (осень).
– А, сегодня какая погода? (Ответы детей.)
Мы холода не боимся? Какую одежду мы наденем, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей.) Правильно.
Воспитатель проводит игровое упражнение, используя стихотворение с движениями.
Теплые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперёд на пятку – “показать сапожки”.)
Тёплый шарф завяжем
(Руки перекрёстно к шее.)
Весело мы скажем:
(Покачивание из стороны в сторону)
Не страшны нам холода,
(Вытянуть руки вперёд, развести в стороны.)
Не замерзнем никогда! ”
(Прыжки на двух ногах с хлопками)
Но прежде чем отправиться в лес, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу?
(Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.)
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать. А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:
1, 2, 3 вокруг себя повернись,
в лесу осеннем окажись.
В. Ребята посмотрите конверт. На нем написано: «Ребятам от лесных жителей»
– Ну что посмотрим, что в этом конверте?
Достаем письмо, зачитываем.
«Дорогие ребята, здравствуйте. Вы все уже тепло одеты. Мы, лесные жители, тоже готовимся к зиме. А чтобы узнать, как это мы делаем, то вы должны отгадать наши загадки, которые мы спрятали. А найти вы их сможете по плану, который находится в конверте. Удачи вам. Лесные жители».
(По плану идем к первой загадке). Лежит осенний лист, а на нем написана загадка.
Летом – серый
Зимой – белый.
(ответы детей).
В. Правильно, ребята это заяц ( (изображение зайца).
В.-Как же заяц готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю).
-Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого).
-Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
– От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.
В. Но куда же нам идти дальше?( смотрим план). Надо сделать три шага вправо, затем пройти четыре шага вперед.
Доходим до второй загадки. Слышим магнитофонную запись:
«Кто по елкам ловко скачет,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?»
(ответы детей).
В. Правильно, ребята это белка (изображение белки).
В.А как готовится к зиме белочка?(ответы детей).
В. Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
В. Где живет белка? (В дупле.)
– Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)
– Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Физминутка.
Звериная зарядка.
Раз – присядка,
Два – прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята любят долго потянутся,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть,
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
В. Но куда же нам идти дальше?( смотрим план). Нам надо найти изображения логова, норы.
– Ребята, как у лисицы называется дом? (нора)
– Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово).
– А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
– Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
– Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
В. А вот для вас задание от лесных жителей. ( дидактическая игра « Кто лишний» ). Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему.
Можете помочь друг другу.
1) лось, заяц, лиса
Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.
2) медведь, белка, ёж
Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет
3) волк, заяц, белка
Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.
4) барсук, лиса, медведь
Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.
В. Ребята, сейчас мы говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. ( аппликация «Поменяй зайке шубку» Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия).
В: ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:
1, 2, 3 вокруг себя повернись,
в детском саду окажись.
Итог.
– О каких животных мы сегодня говорили? (Заяц, белка, медведь и т. д.)
– А как мы их назовём одним словом?(Дикие)
– Где они живут? (В лесу)