Картотека “Экологические игры на прогулке”

Картотека “Экологические игры на прогулке”

Картотека "Экологические игры на прогулке"Автор: Сологуб Елена Дмитриевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Каневской район.

 «Свойства воздуха»

«Игры с воздушными шариками»                

Задачи:

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

– развивать любознательность, внимание;

– поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

– развивать связную речь;

– активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно.

Оборудование: 2 воздушных шарика

Методические приемы:

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает» , плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

«Почему появляется ветер»

Задачи:

познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно – следственные связи.

Оборудование

Полоски бумаги

Методические приемы.

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко – движение воздуха будет слабым, получится

« ветерок». Ветер – это движение воздуха.

«Вертушка»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Вертушка, материал для ее изготовления на каждо­го ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Ход опыта:

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее кон­струкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вер­тится быстрее.

 «Парашют»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Оборудование:

Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Ход опыта:

Дети рассматривают парашют, проверяют его в дей­ствии. Взрослый предлагает детям опустить игрушеч­ного человечка на парашюте и без него.

Дети опуска­ют со стула человечка на пол, а затем — в песок, обра­щая внимание на вмятину в песке после спуска чело­вечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает паде­ние); что надо сделать, чтобы парашют снижался мед­леннее (надо увеличить купол парашюта).

Дети запо­минают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение — более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.

Взрослый предлагает детям изготовить па­рашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к кра­ям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой дли­ны), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести.

«Камни»

Задачи – развивать любознательность, внимание;

– поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

– развивать связную речь;

Материал: лупы

Ход эксперимента

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)

«Реактивный шарик»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Воздушные шары.

Ход опыта:

Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше на­дуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрос­лый рассказывает детям, что такой же принцип ис­пользуется в реактивных двигателях.

«Свойства воды»

«Измерение уровня воды»

Цель:

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Оборудование:

Бутылки с пробками.

Ход опыта :

Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бу­тылки в помещение, и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым .

«Вода двигает камни»

Цель:

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Материал:

Соломинки для коктейля, пластилин.

Ход опыта:

 Дети набирают ртом воду в соломинку, закрывают ее пластилином снизу и сверху, выносят на мороз. Затем выясняют, что одна из пластилиновых пробок была сдвинута водой (вода, замерзая в соломинке, уве­личилась в объеме и сдвинула пробку).

«Где снег?»

Задачи :

– закрепить знание о том, что снег – это состояние воды

– развивать логическое мышление, умение сравнивать;

– побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Материал: ведерко со снегом

Методические приемы

Воспитатель вместе с детьми приносит с улицы ведерко снега.

Наблюдение за снегом в ведерке.

Что происходит со снегом? (тает, его становится меньше) Почему? ( в группе тепло).

Почему снег не таял на улице (на улице холодно).

Во что превращается снег? (в воду).

Какая вода сначала? (холодная).

Что происходит с ней дальше? (она теплеет).

Вывод: снег- это вода, он тает от тепла

«Какие свойства»

Цель:

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить осо­бенности их взаимодействия.

Материалы и оборудование:

Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям рассмотреть вниматель­но воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их со­единить (снег и лед растают); сравнить, как изменя­ются в соединении свойства: воды и льда (вода остает­ся прозрачной, становится холоднее, ее объем увели­чивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличи­вается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимо­действуют).

«Температура»

«Как согреть руки?»

Задачи :

-выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла);

– развивать наблюдательность, внимание,

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Материал:

варежки тонкие и толстые

Методические приемы

Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки ( одной тепло, другой прохладно).

Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали ( рукам стало жарко).  Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали.

Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении.

«Чудесный мешочек»

Задачи :

– научить определять температуру веществ и предметов;

– развивать логическое мышление, умение сравнивать;

– побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Материал:

Предметы из металла, дерева, мешочек

Методические приемы

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному.

« Холодные предметы складывают вместе и  выясняют, из чего они сделаны. ( из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стал?

Если предметы  долго держать на улице,  то предметы из какого материала станут холоднее?

Выводы.

«Вес»

«Легкий – тяжелый»

 Задачи :

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Материал:  песок, камешки, снег, ведерки.

Методические приемы

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, снегом и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

«Живая природа»

«Почему птицы летают?»

Цель:  

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, обсуждений и экспериментирований.

Материал:  птичка из бумаги, резиновая птичка

Методические приемы:

Дети рассматривают птиц , прилетевших на участок. Беседа с детьми:

Как вы думаете, зачем птицам крылья? Воспитатель вместе с детьми отпускает с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к птичке крылья из бумаги и выясняет, что произошло; почему куры не летают ( они тяжелые, крылья не могут поднять их в воздух). Предложить детям прикрепить крылья к резиновой птичке. Летает она как бумажная или нет? Почему? Вывод: летают птицы с помощью крыльев. Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела.

«Свойства песка и глины»

«Песчаный конус»

Цель:

помочь определить, может ли песок двигаться.

Материал:

песок.

Оборудование:

плоская ёмкость.

Ход опыта:

Воспитатель насыпает чистый песок в большой лоток.

Дети под руководством воспитателя через лупу рассматривают форму песчинок.

Воспитатель. Какой формы песчинки? (Разной.)

В пустыне песчинка имеет форму ромба.

Каждый ребенок берёт в руки песок и пересыпает его из ла­дошки в ладошку.

Вместе с воспитателем дети вспоминают свойство песка – сыпучесть.

Воспитатель. Может ли песок двигаться?

(Предположе­ния детей.)

Дети под руководством воспитателя аккуратно проводят опыт.

Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется ко­нус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, легко заметить, то в од­ном месте, то в другом месте возникают сплывы; движение пес­ка похоже на течение.

Вывод. Песок может двигаться.

«Почему песок хорошо сыплется?»

Цель:

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рых­лость.

Оборудование:

Емкости с песком и глиной; емкости для .пересыпания; лупа; ширма, сито.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пе­ресыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сы­палось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из ста­кана в стакан.

Затем высыпают песок в большую ем­кость горкой и смотрят, что происходит (песок

остает­ся в виде горки с ровными краями).

Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получи­лись горки (горка из глины неровная). Выясняют, по­чему горки-разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера).

Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выгля­дят песчинки; как выглядят частички глины; сравни­вают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круг­лые, не прилипают друг к другу; частички глины мел­кие, очень тесно прижаты друг к другу).

Дети просеи­вают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и гли­ны .и .почему.

Рассматривают песочные часы и уточня­ют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

«Свойства песка и глины»

Цель:

Определить свойства песка и глины:  сыпучесть, рыхлость.

Оборудование:

Емкости с песком, глиной, палочки.

Ход опыта:

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в емкость с су­хой глиной.

Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

Уточня­ют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).

«Ветер»

Цель:

 Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Оборудование:

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрытые  крышкой со вставленной полиэтиленовой

бутылкой.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рас­сматривают заготовленную «песочницу» (банку с на­сыпанным тонким слоем песка или глины).

Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжима­ют банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

Детям пред­лагают воспользоваться результатами предыдущего опыта

(«Почему песок хорошо сыплется?»).

Они опре­деляют, как сделать, чтобы с песком можно было иг­рать и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

«Где вода?»

Цель:

Определить, что песок и глина по-разному впитыва­ют воду.

Оборудование:

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой гли­ной, мерные стаканчики с водой.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям выяснить свойства пес­ка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, что­бы полностью ушла в песок).

Выясняют, что произош­ло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у гли­ны частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинис­той почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огоро­де посыпают песком (для впитывания воды).

«Волшебный материал»

Цель:

Выявить, какие свойства приобретают песок и гли­на при смачивании.

Оборудование:

Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки.

Материал:

изде­лия из керамики.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям скатать шарики, кол­баски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек.

Дети дела­ют вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («пес­чаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная ка­кое-то время сохраняет форму).

«Свет»

«Передача солнечного зайчика»

Цель:

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал:

схема многократного отражения.

Оборудование:

Зеркала

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчи­ка».

Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», по­местить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают про­цесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

«Разноцветные огоньки»

Цель:

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Оборудование:

Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Ход опыта:

Дети проводят опыт в ясный солнечный день. На­полняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. По­мещают зеркало внутри противня, положив его верх­ней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой —слегка приближают зеркало. Регу­лируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие виб­рирующие движения зеркалом.

Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцвет­ные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхне­го слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы.

(Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, кото­рые располагаются в таком порядке: красный, оран­жевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолето­вый.)

Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу:  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начи­нается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website