Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей 5 – 6 лет по ознакомлению с живописью А.К. Саврасова и его творчеством.

грачи прилетелиЦель: познакомить с творчеством и картинами художника – живописца А.К. Саврасова.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с краткой биографией художника, его картинами.
  2. Учить выделять главное и второстепенное в произведениях живописи.
  3. Учить распознавать средства выразительности, которые автор использовал при написании картин.
  4. Формировать умение понимать заложенный художником смысл живописной картины.
  5. Закреплять умение самостоятельно рисовать пейзаж по имеющимся представлениям.
  6. Закреплять технические навыки при работе с акварелью.

Развивающие:

  1. Развивать активную речь через ответы на вопросы взрослого, составление рассказов о картине.
  2. Развивать художественное восприятие.
  3. Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, операции мышления (анализ, синтез, обобщение), творческое воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетические чувства при созерцании произведений искусства.
  2. Воспитывать умение слушать взрослого и сверстника, не перебивая.
  3. Вызвать желание и эмоциональный подъем при создании собственного пейзажа.

Предварительная работа: знакомство с портретом, пейзажем и натюрмортом, дидактические игры «Сложи пейзаж (портрет, натюрморт)», наблюдения в природе, чтение «Времена года. Энциклопедия для детей», рисование разного вида деревьев в разные сезоны, магнитная аппликация «Создай свою картину».

Оборудование и материалы: демонстрационные картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», «Проселок», «Зимний пейзаж», «Пейзаж с дубами и пастушком»; МР3 запись Вивальди «Времена года. Весна»; изо-материалы для рисования акварелью.

 

Ход образовательной ситуации:

Вводная часть

В коридоре взрослый и дети.

Воспитатель: Сейчас с нами произойдет необыкновенное событие. Мы окажемся в картинной галерее, где выставлены картины одного художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Основная часть

Дети вместе с взрослым входят в группу, звучит музыка, на мольбертах выставлены картины художника. Дети рассматривают самостоятельно полотна, переходя от одного к другому. Перед картинами в полукруге стоят стульчики. Взрослый предлагает детям присесть.

Воспитатель: Больше всего любил Алексей Кондратьевич цветы, деревья, реки и леса – все то, что называется природой. И на картинах он природу изображал. Такие картины называются «пейзажами», и Саврасов был художником-пейзажистом.

Воспитатель: Когда вы рассматривали картины, звучала музыка. Как вы считаете, к какой картине она больше всего подходит?

Дети: варианты разнообразны.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Воспитатель: Я вам подскажу, эту музыку написал Антонио Вивальди. Она называется «Времена года. Весна». Давайте еще раз послушаем отрывок из музыкального произведения.

Звучит отрывок, дети всматриваются в картину.

Воспитатель: Этот пейзаж называется «Грачи прилетели». Приглядитесь …  Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Голубоватый воздух, словно тихо светится; он тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Сквозь их пелену уже проглядывает яркая синева весеннего неба.

Снег еще не сошел полностью. На переднем плане он рыхлый, талый со следами животных и птиц. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. А еще дальше, на заднем плане, – пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. Они ждут прихода человека на поля.

В центре картины несколько березок на холме. Березки стоят тоненькие, молоденькие. Они купают свои белые стволы в весенних лужицах. Среди обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые…

За березками, дощатый забор с избами, церквушками и колокольней с облезлой крышей. И все это показалось вдруг художнику таким милым и красивым.

Все на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок – наполнено бесконечной любовью к русской природе, своей родине, России. Посмотрит на нее любой чело­век – и его словно солнышко лучом согрело.

Пауза для осмысления услышанного, сопровождается музыкой.

Воспитатель: Какое время года нарисовал А.К. Саврасов на картине «Грачи прилетели»?

Дети: Весна.

Воспитатель: Как вы об этом догадались?

Дети: Тает снег, голубое небо, видно землю, проталины, уже прилетели грачи.

Воспитатель: Что изображено в центре картины?

Воспитатель: Что вы можете рассказать о березках?

Воспитатель: Что изображено на переднем плане пейзажа?

Воспитатель: Опишите, какой снег?

Воспитатель: Что находится на заднем плане картины?

Воспитатель: Закройте глазки и представьте, что вы оказались рядом с этими березками. Расскажите, что вы видите? Что чувствуете?

Воспитатель: Я тоже побывала в этом месте. Послушайте, что почувствовала я. Тепло, воздух чистый и свежий. Легкий теплый ветерок обдувает лицо. Снег мокрый, тяжелый. Когда на него наступаешь, нога проваливается до земли. Я слышу громкое «гра» грачей, они не смолкают ни на минуту. Открываю глаза и вижу белые стволы березок,  ветки, устремленные в небо с легкими облаками и грачей, строящих себе гнезда. За забором селение, крыши после зимы еще не крашены, краска облезла, но это все такое милое и родное. А вдалеке – бескрайние поля и леса до линии горизонта.

На душе тихо и спокойно, природа пробуждается ото сна. Чувствуешь, что еще чуть – чуть и пригреет солнышко, высохнут лужи, появится первая зелень. Настроение повышается, начинаешь гордиться своей родиной. И благодаришь художника – он смог передать красоту русской природы через мокрый снег и лужи, серое небо, облезлую краску построек и дощатый забор.

Динамическая пауза, связанная с содержанием образовательной ситуации.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам превратиться в художников – пейзажистов и нарисовать свою картину, свою весну.

Дети проходят за столы, рисуют акварелью. Взрослый по необходимости приходит на помощь, напоминает, что можно нарисовать на пейзаже, как правильно нарисовать дерево (показ – на листе взрослого)

Воспитатель: Приглашаю вас на выставку наших картин (картины на мольбертах). Что вы рисовали? Какой пейзаж тебе больше понравился? Почему? (нескольких детей).

Воспитатель: Что главное в картине Сережи? Что нарисовано на переднем плане, что нарисовано на заднем плане? Какие краски использовала Света? О чем думаешь, глядя на картину Егора? А ты как думаешь? (по нескольким картинам)

Заключительная часть: С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились? Какие картины он рисовал? Что интересного вы узнали? Что вам было трудно?

Молодцы, ваши работы мы поставим на выставку в фойе, и работники детского сада и дети других групп увидят, какие у нас в группе замечательные художники – пейзажисты.

 

Список использованной литературы.

  1. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1984. –  240с.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  3. Пантелеева Н. Ознакомление детей 5 – 7 лет с искусством портрета / Н.Г. Пантелеева, Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С.16-27.
  4. Халезова Н.Б., Чумичёва Р.М. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54.
  5. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992 – 122c.
  6. Чумичёва Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) //  Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 24-28.
  7. Чумичёва Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста // Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website