Цель: познакомить с творчеством и картинами художника – живописца А.К. Саврасова.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с краткой биографией художника, его картинами.
- Учить выделять главное и второстепенное в произведениях живописи.
- Учить распознавать средства выразительности, которые автор использовал при написании картин.
- Формировать умение понимать заложенный художником смысл живописной картины.
- Закреплять умение самостоятельно рисовать пейзаж по имеющимся представлениям.
- Закреплять технические навыки при работе с акварелью.
Развивающие:
- Развивать активную речь через ответы на вопросы взрослого, составление рассказов о картине.
- Развивать художественное восприятие.
- Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, операции мышления (анализ, синтез, обобщение), творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства при созерцании произведений искусства.
- Воспитывать умение слушать взрослого и сверстника, не перебивая.
- Вызвать желание и эмоциональный подъем при создании собственного пейзажа.
Предварительная работа: знакомство с портретом, пейзажем и натюрмортом, дидактические игры «Сложи пейзаж (портрет, натюрморт)», наблюдения в природе, чтение «Времена года. Энциклопедия для детей», рисование разного вида деревьев в разные сезоны, магнитная аппликация «Создай свою картину».
Оборудование и материалы: демонстрационные картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», «Проселок», «Зимний пейзаж», «Пейзаж с дубами и пастушком»; МР3 запись Вивальди «Времена года. Весна»; изо-материалы для рисования акварелью.
Ход образовательной ситуации:
Вводная часть
В коридоре взрослый и дети.
Воспитатель: Сейчас с нами произойдет необыкновенное событие. Мы окажемся в картинной галерее, где выставлены картины одного художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Основная часть
Дети вместе с взрослым входят в группу, звучит музыка, на мольбертах выставлены картины художника. Дети рассматривают самостоятельно полотна, переходя от одного к другому. Перед картинами в полукруге стоят стульчики. Взрослый предлагает детям присесть.
Воспитатель: Больше всего любил Алексей Кондратьевич цветы, деревья, реки и леса – все то, что называется природой. И на картинах он природу изображал. Такие картины называются «пейзажами», и Саврасов был художником-пейзажистом.
Воспитатель: Когда вы рассматривали картины, звучала музыка. Как вы считаете, к какой картине она больше всего подходит?
Дети: варианты разнообразны.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Воспитатель: Я вам подскажу, эту музыку написал Антонио Вивальди. Она называется «Времена года. Весна». Давайте еще раз послушаем отрывок из музыкального произведения.
Звучит отрывок, дети всматриваются в картину.
Воспитатель: Этот пейзаж называется «Грачи прилетели». Приглядитесь … Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.
Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Голубоватый воздух, словно тихо светится; он тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Сквозь их пелену уже проглядывает яркая синева весеннего неба.
Снег еще не сошел полностью. На переднем плане он рыхлый, талый со следами животных и птиц. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. А еще дальше, на заднем плане, – пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. Они ждут прихода человека на поля.
В центре картины несколько березок на холме. Березки стоят тоненькие, молоденькие. Они купают свои белые стволы в весенних лужицах. Среди обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые…
За березками, дощатый забор с избами, церквушками и колокольней с облезлой крышей. И все это показалось вдруг художнику таким милым и красивым.
Все на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок – наполнено бесконечной любовью к русской природе, своей родине, России. Посмотрит на нее любой человек – и его словно солнышко лучом согрело.
Пауза для осмысления услышанного, сопровождается музыкой.
Воспитатель: Какое время года нарисовал А.К. Саврасов на картине «Грачи прилетели»?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы об этом догадались?
Дети: Тает снег, голубое небо, видно землю, проталины, уже прилетели грачи.
Воспитатель: Что изображено в центре картины?
Воспитатель: Что вы можете рассказать о березках?
Воспитатель: Что изображено на переднем плане пейзажа?
Воспитатель: Опишите, какой снег?
Воспитатель: Что находится на заднем плане картины?
Воспитатель: Закройте глазки и представьте, что вы оказались рядом с этими березками. Расскажите, что вы видите? Что чувствуете?
Воспитатель: Я тоже побывала в этом месте. Послушайте, что почувствовала я. Тепло, воздух чистый и свежий. Легкий теплый ветерок обдувает лицо. Снег мокрый, тяжелый. Когда на него наступаешь, нога проваливается до земли. Я слышу громкое «гра» грачей, они не смолкают ни на минуту. Открываю глаза и вижу белые стволы березок, ветки, устремленные в небо с легкими облаками и грачей, строящих себе гнезда. За забором селение, крыши после зимы еще не крашены, краска облезла, но это все такое милое и родное. А вдалеке – бескрайние поля и леса до линии горизонта.
На душе тихо и спокойно, природа пробуждается ото сна. Чувствуешь, что еще чуть – чуть и пригреет солнышко, высохнут лужи, появится первая зелень. Настроение повышается, начинаешь гордиться своей родиной. И благодаришь художника – он смог передать красоту русской природы через мокрый снег и лужи, серое небо, облезлую краску построек и дощатый забор.
Динамическая пауза, связанная с содержанием образовательной ситуации.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам превратиться в художников – пейзажистов и нарисовать свою картину, свою весну.
Дети проходят за столы, рисуют акварелью. Взрослый по необходимости приходит на помощь, напоминает, что можно нарисовать на пейзаже, как правильно нарисовать дерево (показ – на листе взрослого)
Воспитатель: Приглашаю вас на выставку наших картин (картины на мольбертах). Что вы рисовали? Какой пейзаж тебе больше понравился? Почему? (нескольких детей).
Воспитатель: Что главное в картине Сережи? Что нарисовано на переднем плане, что нарисовано на заднем плане? Какие краски использовала Света? О чем думаешь, глядя на картину Егора? А ты как думаешь? (по нескольким картинам)
Заключительная часть: С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились? Какие картины он рисовал? Что интересного вы узнали? Что вам было трудно?
Молодцы, ваши работы мы поставим на выставку в фойе, и работники детского сада и дети других групп увидят, какие у нас в группе замечательные художники – пейзажисты.
Список использованной литературы.
- Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1984. – 240с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- Пантелеева Н. Ознакомление детей 5 – 7 лет с искусством портрета / Н.Г. Пантелеева, Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С.16-27.
- Халезова Н.Б., Чумичёва Р.М. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54.
- Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992 – 122c.
- Чумичёва Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 24-28.
- Чумичёва Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста // Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.