Конспекты игровых занятий с родителями и детьми по профилактике агрессивного поведения

Составила: Кибанова В.В., педагог-психолог 1 квалификационной категории, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 49», г. Соликамск, Пермский край.

Пояснительная записка.

Проблема агрессивности у детей раннего является одной из основных. Капризы, слезы, истерика, драки во дворе, попытки ударить самых близких и родных. Почему? Родители часто задают себе вопросы: «Кто виноват в этом? Что мы делаем не так? Как бороться с негативными формами поведения? …»

Дать родителям ответы на эти вопросы – задача педагога-психолога. Поэтому был разработан цикл занятий с родителями и детьми.

Цель занятий: установление гармоничных детско-родительских отношений через снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.

Задачи:

  • научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, становлению детской личности;
  • определить типологию родительской позиции (принятие и любовь, отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека);
  • разработать с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии;
  • обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоционального состояния.

Структура занятий.

Все занятия проходят в игровой форме. Продолжительность: от 15 минут до 30 минут. На занятии присутствует воспитатель, который помогает демонстрировать выполнение упражнений. Занятия проводятся во вторую половину дня в музыкальном зале, кабинете психолога. Занятия строятся по следующей схеме:

1. Ритуал приветствия

Цель: настроить детей и родителей на занятие. Разучивается на 1-ом занятии и используется в неизменном виде на протяжении всех занятий.

2. Расслабляющие упражнения

Цель: снятие физических и психологических напряжений

3. Учебно-игровые упражнения.

4. Релаксация.

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения.

5. Игры с правилами.

6. Релаксация.

7. Совместная деятельность взрослого с ребенком (рисование, лепка, аппликация).

8. Ритуал прощания.

Разучивается на 1-ом занятии, далее повторяется в неизменном виде.

Занятие N1

Тема: «Мячики»

Цель: установление доверительных отношений между детьми и родителями, снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.

Задачи: настроить детей и родителей на занятие:

  • познакомить родителей с приемами снятия физического, психологического
    напряжения, изменений агрессивности;
  • научить приемам грамотного реагирования на ошибки и неудачи детей;
  • развивать навыки социально-приемных форм поведения.

Материал: 

  • корзина с маленькими мячиками по количеству детей;
  • два надувных мяча;
  • деревянные палочки, совочки;
  • два тазика с водой;
  • полотенца по количеству детей.

Ход:

П: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки, мамы и папы. Мы очень рады видеть Вас у нас в детском садике. Мы надеемся, что Вы проведете много прекрасных минут, общаясь с вашими детьми. Сначала мы поздороваемся.

А здороваться на наших занятиях мы будем особенным способом.

Сейчас я Вас научу. Смотрите и повторяйте.

Ритуал приветствия.

Дай, ладошечку, моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечкеНа, ладошечку, моя крошечка
Ты погладь меня по ладошечке
Дети дают ладошку родителю
Родитель гладит ребёнка по ладошечке
Дают ладошку ребёнку
Ребёнок гладит мамину ладошку.

П: Посмотрите-ка, ребятки, не успели мы поздороваться. А к нам уже веселые мячики пришли (достает корзину с мячиками). И они хотят с вами поиграть. (раздает по мячу каждой паре родитель-ребенок)

Упражнения с мячом:

-держась за мяч в паре, поднять мяч вверх, опустить в низ,
-покрутиться с мячом,
– попрыгать с мячом,
– Поиграть в паре (на усмотрение родителей).
– Катание мячей по ручкам и ножкам детей
(действие сопровождается речевкой).

П: Тише, мяч, не торопись
Ты по ручкам прокатись ,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.

(дети с родителями садятся вокруг больших надувных мячей, кладут на него по одной ладошке, психолог читает стихотворение, все ритмично хлопают по мячу)

П: Друг веселый, мячик мой
Всюду, всюду ты со мной
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть

П: A сейчас дети превращаются в мячики и будут прыгать вокруг своих мам, пока я буду рассказывать стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой
Выбирай себе любой.

Релаксация

П: Ох, какие озорные мячики все разбежались, рассыпались, кто куда. Собирайтесь все сюда. Повторяйте все за мной (дети и родители садятся рядом. Психолог и педагог показывают движение, дети и родители повторяют)

Мы как мячики скакали

(дети ритмично ударяют ладошками по ладошкам родителей)

Очень сильно мы устали.

(дети склоняют голову на плечи родителей. Родители обнимают детей, поглаживая их по голове)

Мы немножко отдохнем

(все наклоняются вперед, голову склоняют к коленям)

И опять играть начнем.

(Все хлопают в ладоши)

П: Посмотрите-ка ребята, наши мячики-шалунишки укатились в лужу (показывает таз с водой, в котором плавают мячики) и не могут оттуда выбраться. Давайте им поможем. (Дети с помощью родителей достают мячик при помощи палочек и вытирают их полотенцем и кладут в корзинку).

Игра: «Чудесный мешочек»

П: В этом мешочке лежат мячики и кубики. Надо достать мячик и дать его маме. (Дети подходят, засовывают одну руку в мешочек и достают мячик, затем отдают его родителям).

Игра: «Попади в корзинку»

«Прокати в воротца»

П: А сейчас я приглашаю всех в другую комнату, где продолжится наше занятие. (Родители с детьми переходят в другое помещение, где подготовлен изо материал).

П: У Вас на столах пластилин и круг, вырезанный из бумаги. Предлагаю Вам с детьми украсить мячик. Для этого отщипните кусочек пластилина скатайте его в маленький шарик, а дети будут украшать им мячик.

(По окончании работ психолог предлагает всем встать в круг и показать красивые мячики)

Ритуал прощания.

Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногою
Всё, во что мы здесь играли
Мы запомнили с тобой
До свиданья всем сказали
И отправились домой
Все хлопают в ладоши
Топают ногами
Кружатся родители с детьми в парах
Машут руками

В заключении родителям дают анкеты:

  1. Что Вам понравилось на занятии?
  2. Что узнали нового?
  3. Что у Вас изменилось?
  4. Что изменилось в Вашем ребенке?
  5. Что изменилось в Ваших взаимоотношениях с ребенком?

Занятие N2

Тема: «Зайчики»

Цель: Установление доверительных отношений между детьми и родителями, снижение негативного поведения у ребенка.

Задачи: 

  • Продолжать настраивать детей и родителей на занятия;
  • Знакомить родителей с приемами снятия изменений агрессивности у детей;
  • Продолжать учить приемам грамотного реагирования на ошибки и неудачи детей;
  • Формировать произвольное поведение.

Материал: 

  • корзина с разноцветными кубиками;
  • узкая и широкая дорожка из ткани;
  • материалы для аппликаций.

Ход:

1. Ритуал приветствия ( см. занятие N1).

Психолог и педагог показывают движения, дети и родители повторяют.

П: Ребята, я хочу предложить вам превратиться в веселых зайчиков. Хлопну в ладоши и вы зайчики.

Как у наших зайчиков
Мягонькие тапочки ( Родители гладят детям ручки)
Как у наших зайчат
Ушки длинные торчат. ( Родители гладят по голове и ушкам)
Как у наших зайчиков
Ласковые мамочки. ( Обнимаются друг с другом)
Как у наших зайчиков
Глазки весело блестят. ( Улыбаются друг другу в парах, взявшись за руки)

П: Какое сейчас время года? Зима. А что можно делать зимой на улице? Давайте слепим зайчиков.

Упражнение :«Мы лепили снежный ком»

Мы лепили снежный ком
Ушки сделали потомИ как раз вместо глазУгольки нашлись для нас
Зайка вышел как живой:
Он с хвостом и головой
Имитируют лепку
Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове
Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединённые в кольцоРитмично хлопают в ладоши
Приседают, качают головой

П: Наши зайчики ожили и хотят с нами поиграть.

Игра «Зайка беленький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот, вот так
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони
Встают, ритмично хлопают в ладоши
Прыгают на месте.

П: Посмотрите сколько веселых кубиков я вам принесла.

(Психолог ставит корзину с кубиками. Дети садятся вокруг нее, родители несколько подальше).

П: Посмотрите, как они весело выпрыгивают из корзинки.

(Дети выкидывают кубики, а родители пытаются их собрать). Игра сопровождается речитативом:

-Веселятся зайки
-зайки-побегайте
В кубики играют
Далеко кидают.

Родители с педагогом:
Прекращайте зайки
Кубики кидать
Лучше помогите нам их собирать.
дети собирают кубики в корзину).

П: Посмотрите, наши мамы обиделись. Давайте с ними мириться.

Мы немного поиграли
(дети с родителями хлопают в ладоши)
И игрушки разбросали
( дети с родителями берутся за щеки и качают головой).
Но теперь мы все убрали
дети и родители садятся разведенные в сторону руки)
Вновь послушными мы стали.
(дети и родители обнимают друг друга.)

П: Кубики могут не только скакать, но с ними можно интересно играть.

Игра « Строим дорожки» (дети с родителями строят дорожки из кубиков)

Игра « Маленькие ножки, большие ножки»

Маленькие ножки
Шагали по дорожке
Большие ноги
Шагали по дороге
Устали ножки,
Отдохнули немножко.
Дружно встали
Снова зашагали

Игра « Лиса идет»

Пока звучит музыка, зайчики прыгают, веселятся. Как только музыка останавливается, дети садятся на корточки и сидят тихо. Кто пошевелится, лисичка увидит.

П: А сейчас я хлопну в ладошки, и зайчики снова станут ребятами. Я приглашаю всех в комнату, где вас ждут бумага и краски (родители с детьми идут в другое помещение, где на столах лежит изобразительный материал).

П: У вас на столах белый лист, бумаги, краска, на тарелочках лежат контуры зайчиков. Родители вместе с детьми сначала должны приклеить зайчиков, а потом нарисовать зимнюю картинку (снег, деревья, дорожки и т.д). Все рисунки кладут на пол, и ребенок встает около своего. Психолог дает общую оценку: «Молодцы»

Ритуал прощания (см. занятие N 1).

В заключении родителям дают анкету (см. занятие N 1).

Занятие N 3

Тема «Мишка»

Цель: установление доверительных отношений между детьми и родителями, снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.

Задачи:

  • настроить детей и родителей на занятие;
  • знакомить родителей с приемами снятия эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • развивать у детей интерес к совместной деятельности с родителями.

Материал: игрушечный медвежонок, магнитофон, кассета с записью птиц, шишки, корзина, тазики с водой, игрушечные рыбки, … на детей, изобразительный материал.

До прихода детей проводится анализ анкет. Желающие родители озвучивают ответ.

Ход:

1. Приветствие: «Дай ладошечку, моя крошечка» (см. приложение.

2. Игра «Займи берлогу»

Родители берутся за руки и образуют круг. Дети-медвежата лежат на коврике, свернувшись калачиком. Родители с психологом водят вокруг них хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге
Громко не кричите. Мишку не сердите.
Тихо подходите, ласково будите

(Родители подходят к детям и «будят» их, ласково прикасаясь к ним, гладят). Дети-медвежата просыпаются, мамы помогают им подняться.

Зарядка для мишек.

– поднимает правую руку
– поднимает левую руку
– тянется на носочках
– приседает
– кружится (мамы берут ребенка за подмышки и качают влево-вправо, затем кружатся).

(Родители с детьми садятся на стульчики, психолог включает запись голосов птиц)

Вопросы: почему птицы запели?

какое время года наступило?

Дети: «Весна»

П: А медведь все спит. Пока медведь спит птичкам можно веселиться.

Игра : «Птичка»

Дети бегают под веселую музыку, машут руками.

По окончанию музыки, садятся на корточки:

«Села птичка на окошко
Посиди еще немножко.
Посиди, не улетай»

Со словами «Улетела птичка. Ай!» дети бегут к родителям.

Релаксация:

«Вместе с птичками летали (хлопают в ладоши, по ладошкам родителей).

Очень сильно мы устали(головы положили на колени родителей).

Мы немножко отдохнем (родители гладят детей)

И опять играть начнем» (хлопают в ладоши).

П: А теперь пойдем будить мишку.

Игра: «У медведя во бору».

Дети идут к медведю, напевая песенку:

У медведя во бору
Я гуляю и пою
Медведь вставай
Из берлоги вылезай.

(Когда медведь начинает рычать дети прячутся на колени к родителям).

Упражнение с пальчиками: « Как под горкой»

Выполняют все вместе).

Как под горкой
Снег, снег
И на горке
Снег, снег
А под снегом
Спит
Медведь
Тише, тише
Не шуметь.
Подставляют ладонь под кулачок
Опускают руки, шевелят пальцами
Кладут ладонь на кулачок
Опускают руки, шевелят пальцами
Подставляют ладонь под кулачок
Кладут ладони, сложенные
«лодочкой», под щеку
Подносят к губам палец
Грозят указательным пальцем.

Игра « Мишка косолапый»

П: Мишка принес шишки, чтобы поиграть. Ай, все шишки рассыпались. Давайте соберем их в корзинку.
Дети собирают шишки).

П: Мишка очень любит рыбку, а ловить не умеет, т.к. еще маленький. Давайте выловим рыбку и накормим его. ( Дети подходят к тазикам ловят сачком рыбку и угощают мишку).

Мишка захотел покататься на поезде, а поезда нет. Давайте сделаем поезд и рельсы и покатаем мишку.

(Родители с детьми переходят в другую комнату, где на столах лежит изобразительный материал).

П: Родители наклеивают вагончики, окошки, а дети рисуют рельсы. Затем листы выкладывают на коврик, ребенок встает около своего вагончика. Психолог берет мишку, все встают друг за другом и едут под песенку: «Вот поезд наш едет…»

П: Мишка говорит всем спасибо, он хорошо покатался на поезде. A cейчас ему пора в лес. До свидания.

Ритуал прощания: (см. занятие N1).

Занятие N4

Тема «Солнечные зайчики»

Цель:

  • установление доверительных отношений;
  • снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.

Задачи: 

  • настроить детей и родителей на занятие;
  • продолжить знакомить с упражнениями для снятия мышечного напряжения, регуляции процесса возбуждения и торможения;
  • продолжать формировать навыки социально-приемлемых форм поведения;
  • учить детей и родителей приемам «гашения» вспышек агрессии;
  • развивать интерес детей к совместной деятельности со взрослыми.

Материал:

  • маленькое зеркальце на каждого родителя;
  • картон с куском желтого пластилина круглой формы на каждого ребенка;
  • набор пластилина (8 цветов) на каждого ребенка;
  • аудиозапись.

Ход:

Перед приходом детей проводится анализ опросника для родителей.

(Дети заходят в зал с педагогом и садятся рядом с мамой)

1. Ритуал приветствия (см. занятие N 1)

П: Ребята, посмотрите, к нам в окно заглянуло ласковое солнышко и предлагает вам поиграть. (Психолог с педагогом показывают движения, дети с родителями повторяют).

Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик (дети и родители ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавно покачивают руки наверху)
Летом нежно согревает
Щеки, щечки, щечки (дети и родители потирают друг другу щечки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают друг другу пальчиками по носу)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это (дети берутся за руки и кружатся)

П: Какого у нас цвета солнышко? Желтое. Солнышко заглянуло к нам в окошко и оставило подарки. Всем по солнечному зайчику. Хотите с ними поиграть? (Родители делают солнечных зайчиков на полу, а дети их догоняют).

П: Ох, и разрезвились, вы ребятки, даже зайчики испугались и убежали. Давайте отдохнем.

Релаксация «Солнечный зайчик»

Дети и родители садятся друг против друга.

П: Солнечный зайчик заглянул в глаза (дети закрывают глаза)
Солнечный зайчик прыгнул на лоб (родители гладят лоб ребенка)
Солнечный зайчик соскочил на щечки (гладят щечки)
Солнечный зайчик погрел подбородок (гладят подбородок)
Прыгнул на ручки (гладят ручки)
Покатился по ножкам (гладят ножки)
Солнечный зайчик подружился с ребятами (хлопают в ладоши)

П: Солнечные зайчики прислали нам своих друзей. ( Зайчиков из пластилина). (Дети и родители садятся за столы. Педагог раздает на каждого картон и кусок желтого пластилина. Дети и родители лепят из пластилина солнечных зайчиков).

П: Этих зайчиков можно руками потрогать. Они мягкие, пластичные. (Дети и родители трогают зайчиков. Включается грамзапись. Дети с родителями тычут пальчиком, стучат кулачком по пластилину).

П: Ой-ой, ребятки. Куда делись наши солнечные зайчики? (Дети вместе с родителями пытаются восстановить, их действия сопровождаются речевкой)

Я ладошкой поглажу
По листочку.
Все неровности разглажу
И кочки.
Пластилин на листке
Распрямится
В зайца солнечного опять превратится.

П: А сейчас мы будем волшебниками и будем превращать солнечных зайчиков в солнышко. (Дети с родителями лепят лучики-колбаски)

П: Вы славно потрудились. Посмотрите, как радостно улыбаются вам солнышки и благодарят вас. Но даже волшебники устают. Давайте поиграем и отдохнем.

Упражнение «Пальчик о пальчик: тук, тук, тук…»

Ритуал прощания ( см. занятие N 1)

Литература:

  1. Ковалёва И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа /И.В.Ковалёва. – М.; Айрис-пресс, 2007. – 48 с.
  2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.; Книголюб, 2003. – 72с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website