Конструирование из строительного материала в старшей группе детского сада

Конструирование из строительного материала в старшей группе детского сада

Педагогический проект

Название проектаКонструирование из строительного материала в старшей группе детского сада
Автор проектаГаязова Гульнара Нурулловна
УчастникиДети дошкольного возраста, воспитатель
Возраст детей5-6 лет
Количество участников20-25 детей
Основание для разработки. Актуальность.Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы. Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей. Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса. Еще одна проблема заключается в том, что дети строят лишь по какому-то своему замыслу, т.е. что они хотят, плохо строят по образцу в виде фото или рисунка, по условиям, по теме, возникают сложности в правильности подбора деталей для постройки. Поэтому проблема приобщения детей к конструированию из строительного материала становится актуальной.
ЦельФормирование у детей конструктивных умений.
Задачи1. Дать знания о различных деталях конструктора и возможности их функционального использования в постройке.

2. Развивать умение понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые образы.

3. Воспитывать усидчивость, интерес к конструированию, дружелюбие во время общения со сверстниками в процессе постройки.

Стратегия и механизмы реализации1 этап – организационный. Актуализация проблемы, постановка цели и задач, подбор различных строительных конструкторов.

2 этап – реализация проекта. Проведение мероприятий – НОД, экскурсии, рассматривания иллюстраций, беседы и составление рассказов, игры, создание образцов.

3 этап – заключительный. Диагностика уровня развития конструктивной деятельности (Куцакова Л.В.), подведение итогов проекта.

Ожидаемые результатыДети знают названия различных деталей конструктора, могут их отобрать для определенного вида постройки.

Могут создавать образы по фото и рисунку, по определенной теме, а также новые постройки по собственному замыслу.

Проявляется интерес к данному виду деятельности.

Информационные источникиКуцакова Л.В. Конструирование в старшей группе детского сада

http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-i-intelektualnoi-aktivnosti-v-konstruktivnoi-dejatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Трансляция проектаЗащита проекта на комплексном экзамене МДК 07.03.

 

Вид деятельности, темаОбразовательные задачиМетоды и приемыОбогащение предметно-развивающей средыВзаимодействие с родителямиПредполагаемый результат
Конструирование «Новый микрорайон города»1. учить детей строить здания в определенной последовательности: фундамент, стены, перекрытия. Закрепить названия деталей: пластина, кубик, кирпичик, брусок, перекрытие, призма;
2. развивать у детей целостно – рассчитанный анализ объектов, способность делать постройки прочными, устойчивыми;
3. воспитывать у детей творческую инициативу, самостоятельность в создании конструкций, со вкусом подбирать дополнительный материал и украшать свою постройку. 
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Садятся на ковёр полукругом.
Воспитатель: – Ребята, вы верите в чудеса? Тогда вы, наверное, знаете, что если к чему-нибудь сильно стремиться, то это обязательно исполнится.… Вот сейчас я очень хочу, чтобы к нам в гости прилетели жители из других планет. Давайте пошлем наше приглашение, может кто-нибудь, да и откликнется (посылаем импульс).
Физминутка:
– Вот звёздное небо!
Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
– Только ли звёзды на небе сияют?
Нет, среди звёзд там планеты блуждают!
На них человечки живут
И сверху приветы нам шлют!Голос: – Планета Орион сигнал приняла. Ждите гостя.
Вход инопланетянина: – Здравствуйте, я Боб – главный архитектор планеты Орион.
Воспитатель: – Здравствуйте, мы рады вас видеть.
– Ребята, а вызнаете, что это за профессия архитектор?
Ответы детей
(Архитектор – это художник –строитель. Он проектирует дома и придумывает новые, необычные здания.). Строители воплощают идеи и проекты архитекторов в жизнь.)Игра «Найди отличия»
Боб: – Зачем меня вызывали?
Воспитатель: – Нам очень хотелось бы узнать какие на вашей планете дома?
Боб: – Смотрите, я принес проекты своих многоэтажных домов (показ и обсуждение с детьми проекта).
Воспитатель: – А почему у вас такие однотипные, одинаковые дома?
Боб: – А для чего что-то выдумывать – так проще и быстрее.
Воспитатель: – В нашем городе дома намного красивее!– Ребята, давайте расскажем Бобу о нашем городе!Дети рассказывают стихи про город Пермь1.Я люблю родной свой город.

Он всегда красив и молод.

Не найти таких прекрасных

Улиц, парков, площадей.

И живет здесь очень много

замечательных людей.

 

2.Очень люблю я свой город.

Песни над Камой рекой

Он у нас так еще молод

Пусть остается такой.

Есть в нем прекрасные парки,

Кинотеатры, дворцы

Чудные эти подарки

Строили наши отцы.

3.Я нарисую дом,

Скамейку у калитки

На листьях лопуха

Две завитых улитки

Вон бабушка в окне,

Ромашковый букет

Вам это все равно

А, мне милее нет.

4.Здесь по небу плывут облака,

Здесь красавица Кама – река.

Город ярких огней и

красивых людей.

Он уютный и красивый
И для каждого он милый.
Город славится делами
И хорошими людьми.
Есть в Перми
Больницы, школы, стадионы.
Конечно, парки.
Где горожане все гуляют и спокойно отдыхают.

Нам приятно под небом синим
Дружить, трудиться и расти.
Мы обещаем, что поможем
Родному городу увести!
Воспитатель: – Вот какой у нас замечательный город! А какие достопримечательности Перми вы можете назвать? (ответы детей сопровождаются иллюстрациями видов города)

Игра «Собери картинку»
– Ребята, у меня на чудо тарелке лежала фотография города Перми
Но приземление нашего гостя сопровождалось сильным ветром, и она разлетелась на несколько частей.
Дыхательная гимнастика:
Покажите, какой был ветер (глубоко вдохнули через нос и выдохнули ртом)
(Сбор целой открытки: работа в команде).

Игра «Мы – строители»
– Ребята нашему городу очень много лет, но он не старый, он развивающийся. В нём много новостроек.
Давайте мы с вами сегодня станем строителями, а я как главный архитектор, предлагаю построить новый микрорайон города и у меня есть несколько схем зданий.
– А скажите, что в микрорайоне должно быть построено? (школа, д/с, больница, магазин, кафе…)
Можете приступать к строительству, а Боб выберет самый лучший микрорайон и может даже останется в нём жить.
(Конструирование из строительного материала: работа в минигруппах)

Воспитатель: – Посмотрите, какие красивые дома у нас получились! Молодцы! Правильно подобрали детали для стен, красиво украсили крыши. Теперь давайте украсим наши постройки и озеленим наши микрорайоны.
(Оформление построек клумбами, деревьями, фонтанами, скамейками, выполненными из природного и бросового материала ранее).

Боб: Я не могу выбрать лучший, мне нравятся оба микрорайона. Предлагаю соединить их мостом.
Воспитатель: – Но у нас нет деталей для такого длинного моста. Возьмитесь за руки – это и будет мост Дружбы, Боб: Меня вызывают обратно, топливо на исходе, я спешу на свою планету, чтобы спроектировать новый красивый микрорайон. До встречи (уходит).
Воспитатель: – Ребята, вы сегодня хорошо потрудились! Молодцы!!!! Теперь можно и поиграть с нашими постройками.

 

 

Строительный материал

Схемы построек

Дополнительный материал: клумбы, деревья, фонтаны, скамейки

Оборудование:
строительный материал в ящиках; дополнительный материал: клумбы, деревья, фонтаны, скамейки, схемы построек, игрушка «инопланетянин».

Попросить рассмотреть строительство дома, побеседовать какие детали используют строителиДети научились строить здание в определенной последовательности, по схеме.

Дети запомнили название деталей.

 

Конструирование «Мосты»1 учить делать чертежи построек, закреплять плоскостное моделирование.

2. Формировать представления детей о предметах действительности и умение выражать их в конструкции.

3. Воспитывать навыки работы в коллективе.

Чтение рассказов про Незнайку и его друзей; загадки по теме; сооружение мостов в свободной деятельности; закрепление названий частей моста.

В гости приходит Незнайка и просит о помощи.

Беседа: – Какие бывают мосты по назначению?

(пешеходные, автомобильные, мосты по которым едут машины и идут пешеходы).

– Назовите части моста. (опоры, перекрытия, спуски).

– Какая самая главная часть?

(опоры).

– Почему? (от опор зависит, какой будет мост: высокий или низкий, широкий или узкий).

– А еще опоры должны быть очень прочными, ведь они должны удерживать всю конструкцию моста, людей и транспорт, который по нему передвигается. Поэтому, из каких деталей лучше строить опоры?

(из брусков, полукубов, больших цилиндров).

– У пешеходных мостов какие могут быть спуски?

(ступеньки). Моделирование

Физкультминутка

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой.

Кто же вышел?

Вышли гуси –

Вот один, а вот другой,

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

(Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)

 

Выполнение чертежей.

Строительство.

 

Строительный материал; мелкие игрушки; кукла геометрические фигуры для плоскостного моделирования,

 

Попросить сходить на экскурсию по городу и посмотреть разные мосты в городе.

Найти информацию о мостах в интернете и энциклопедиях.

. Дети научились делать чертежи своей постройки; подбирать детали конструктора для разных видов мостов

 

Конструирование «Строительство спортивных объектов»1.Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей.
Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.2.Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество.
Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности3.Воспитывать стремление к ЗОЖ, умение работать в паре.
Беседа: – Ребята, какие спортивные сооружения вы видите на фотографиях (стадион, ледовый дворец, комплекс трамплинов, спортивный комплекс)
– Кто проектирует и строит спортивные сооружения? (архитектор проектирует дома, а строители их строят)
– Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные, устойчивые)- Подойдите к столу, выберите картинку и обсудите свою постройку. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких.– А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку. 
Слайды, фотографии спортивных объектов, наборы мелкого строительного материала, конструктор «Лего», конструктор готовых форм, бросовый материал, схемы построек, мелкие игрушки.Попросить сходить на экскурсию по городу и посмотреть спортивные объекты в городе.

Найти информацию в интернете и энциклопедиях.

Дети закрепили умение подбирать детали конструктора для постройки. Научились строить по картинке, фото.
Конструирование «Строительство фасада двухэтажного дома

»

1.Расширять у детей опыт конструирования на основе готового образца постройки.

Переводить детей от совместного с воспитателем анализа конструкции к самостоятельному применению образца.

2.Развивать у детей умение анализировать образец постройки.

3.Воспитывать внимательность, доброжелательные отношения друг к другу.

Уточнить название частей дома (стены, окна, крыша, перекрытие);

Знание названий строительных деталей (кирпичик мелкий, кирпичик средний, призма);

 

 

Прослушивание песни. «Ни кола и ни двора»,

Беседа.

Анализ образца:

Скажите, из каких деталей построена эта стена? Как расположены кирпичики?

У меня дом низкий или высокий?

Сколько этажей видно в моем доме?

Как называется эта часть, между первым и вторым этажом? (перекрытие)

А окна есть у моего дома?

Из какой детали построена крыша?

Физминутка

Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Будем жить в нем, в нем.

 

Самостоятельная постройка фасада.

Что строили? Для кого строили дома?

-Какой строительный материал использовали в работе?

-Все ли у нас получилось? (Да получилось) Молодцы!

Раздаточный: кирпичики — 6 мелких и 2 средних, 3 бруска, 2 кубика, 3 средних призмы.

Демонстрационный – 2 образца фасадов двухэтажного дома.

Клип «Ни кола и ни двора», проектор, ноутбук.

 

Попросить сходить на экскурсию по городу и посмотреть фасады домов.

Найти информацию в интернете и энциклопедиях.

Дети закрепили умение выполнять постройку по образцу, анализировать образец.