Конструирование из строительного материала в старшей группе детского сада
Педагогический проект
Название проекта | Конструирование из строительного материала в старшей группе детского сада |
Автор проекта | Гаязова Гульнара Нурулловна |
Участники | Дети дошкольного возраста, воспитатель |
Возраст детей | 5-6 лет |
Количество участников | 20-25 детей |
Основание для разработки. Актуальность. | Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы. Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей. Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса. Еще одна проблема заключается в том, что дети строят лишь по какому-то своему замыслу, т.е. что они хотят, плохо строят по образцу в виде фото или рисунка, по условиям, по теме, возникают сложности в правильности подбора деталей для постройки. Поэтому проблема приобщения детей к конструированию из строительного материала становится актуальной. |
Цель | Формирование у детей конструктивных умений. |
Задачи | 1. Дать знания о различных деталях конструктора и возможности их функционального использования в постройке. 2. Развивать умение понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые образы. 3. Воспитывать усидчивость, интерес к конструированию, дружелюбие во время общения со сверстниками в процессе постройки. |
Стратегия и механизмы реализации | 1 этап – организационный. Актуализация проблемы, постановка цели и задач, подбор различных строительных конструкторов. 2 этап – реализация проекта. Проведение мероприятий – НОД, экскурсии, рассматривания иллюстраций, беседы и составление рассказов, игры, создание образцов. 3 этап – заключительный. Диагностика уровня развития конструктивной деятельности (Куцакова Л.В.), подведение итогов проекта. |
Ожидаемые результаты | Дети знают названия различных деталей конструктора, могут их отобрать для определенного вида постройки. Могут создавать образы по фото и рисунку, по определенной теме, а также новые постройки по собственному замыслу. Проявляется интерес к данному виду деятельности. |
Информационные источники | Куцакова Л.В. Конструирование в старшей группе детского сада http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-i-intelektualnoi-aktivnosti-v-konstruktivnoi-dejatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html |
Трансляция проекта | Защита проекта на комплексном экзамене МДК 07.03. |
Вид деятельности, тема | Образовательные задачи | Методы и приемы | Обогащение предметно-развивающей среды | Взаимодействие с родителями | Предполагаемый результат | |
Конструирование «Новый микрорайон города» | 1. учить детей строить здания в определенной последовательности: фундамент, стены, перекрытия. Закрепить названия деталей: пластина, кубик, кирпичик, брусок, перекрытие, призма; 2. развивать у детей целостно – рассчитанный анализ объектов, способность делать постройки прочными, устойчивыми; 3. воспитывать у детей творческую инициативу, самостоятельность в создании конструкций, со вкусом подбирать дополнительный материал и украшать свою постройку. | Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Садятся на ковёр полукругом. Воспитатель: – Ребята, вы верите в чудеса? Тогда вы, наверное, знаете, что если к чему-нибудь сильно стремиться, то это обязательно исполнится.… Вот сейчас я очень хочу, чтобы к нам в гости прилетели жители из других планет. Давайте пошлем наше приглашение, может кто-нибудь, да и откликнется (посылаем импульс). Физминутка: – Вот звёздное небо! Что видно на нём? Звёзды там светят далёким огнём! – Только ли звёзды на небе сияют? Нет, среди звёзд там планеты блуждают! На них человечки живут И сверху приветы нам шлют!Голос: – Планета Орион сигнал приняла. Ждите гостя. Вход инопланетянина: – Здравствуйте, я Боб – главный архитектор планеты Орион. Воспитатель: – Здравствуйте, мы рады вас видеть. – Ребята, а вызнаете, что это за профессия архитектор? Ответы детей (Архитектор – это художник –строитель. Он проектирует дома и придумывает новые, необычные здания.). Строители воплощают идеи и проекты архитекторов в жизнь.)Игра «Найди отличия» Боб: – Зачем меня вызывали? Воспитатель: – Нам очень хотелось бы узнать какие на вашей планете дома? Боб: – Смотрите, я принес проекты своих многоэтажных домов (показ и обсуждение с детьми проекта). Воспитатель: – А почему у вас такие однотипные, одинаковые дома? Боб: – А для чего что-то выдумывать – так проще и быстрее. Воспитатель: – В нашем городе дома намного красивее!– Ребята, давайте расскажем Бобу о нашем городе!Дети рассказывают стихи про город Пермь1.Я люблю родной свой город. Он всегда красив и молод. Не найти таких прекрасных Улиц, парков, площадей. И живет здесь очень много замечательных людей.
2.Очень люблю я свой город. Песни над Камой рекой Он у нас так еще молод Пусть остается такой. Есть в нем прекрасные парки, Кинотеатры, дворцы Чудные эти подарки Строили наши отцы. 3.Я нарисую дом, Скамейку у калитки На листьях лопуха Две завитых улитки Вон бабушка в окне, Ромашковый букет Вам это все равно А, мне милее нет. 4.Здесь по небу плывут облака, Здесь красавица Кама – река. Город ярких огней и красивых людей. Он уютный и красивый Нам приятно под небом синим Игра «Собери картинку» Игра «Мы – строители» Воспитатель: – Посмотрите, какие красивые дома у нас получились! Молодцы! Правильно подобрали детали для стен, красиво украсили крыши. Теперь давайте украсим наши постройки и озеленим наши микрорайоны. Боб: Я не могу выбрать лучший, мне нравятся оба микрорайона. Предлагаю соединить их мостом.
| Строительный материал Схемы построек Дополнительный материал: клумбы, деревья, фонтаны, скамейки Оборудование: | Попросить рассмотреть строительство дома, побеседовать какие детали используют строители | Дети научились строить здание в определенной последовательности, по схеме. Дети запомнили название деталей.
| |
Конструирование «Мосты» | 1 учить делать чертежи построек, закреплять плоскостное моделирование. 2. Формировать представления детей о предметах действительности и умение выражать их в конструкции. 3. Воспитывать навыки работы в коллективе. | Чтение рассказов про Незнайку и его друзей; загадки по теме; сооружение мостов в свободной деятельности; закрепление названий частей моста. В гости приходит Незнайка и просит о помощи. Беседа: – Какие бывают мосты по назначению? (пешеходные, автомобильные, мосты по которым едут машины и идут пешеходы). – Назовите части моста. (опоры, перекрытия, спуски). – Какая самая главная часть? (опоры). – Почему? (от опор зависит, какой будет мост: высокий или низкий, широкий или узкий). – А еще опоры должны быть очень прочными, ведь они должны удерживать всю конструкцию моста, людей и транспорт, который по нему передвигается. Поэтому, из каких деталей лучше строить опоры? (из брусков, полукубов, больших цилиндров). – У пешеходных мостов какие могут быть спуски? (ступеньки). Моделирование Физкультминутка Подними ладошки выше И сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой. (Дети складывают руки над головой) Подними ладошки выше, А потом сложи другой. Кто же вышел? Вышли гуси – Вот один, а вот другой, (Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук) Подними ладошки выше И сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой. (Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)
Выполнение чертежей. Строительство.
| Строительный материал; мелкие игрушки; кукла геометрические фигуры для плоскостного моделирования,
| Попросить сходить на экскурсию по городу и посмотреть разные мосты в городе. Найти информацию о мостах в интернете и энциклопедиях. | . Дети научились делать чертежи своей постройки; подбирать детали конструктора для разных видов мостов
| |
Конструирование «Строительство спортивных объектов» | 1.Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей. Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.2.Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество. Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности3.Воспитывать стремление к ЗОЖ, умение работать в паре. | Беседа: – Ребята, какие спортивные сооружения вы видите на фотографиях (стадион, ледовый дворец, комплекс трамплинов, спортивный комплекс) – Кто проектирует и строит спортивные сооружения? (архитектор проектирует дома, а строители их строят) – Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные, устойчивые)- Подойдите к столу, выберите картинку и обсудите свою постройку. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких.– А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку. | Слайды, фотографии спортивных объектов, наборы мелкого строительного материала, конструктор «Лего», конструктор готовых форм, бросовый материал, схемы построек, мелкие игрушки. | Попросить сходить на экскурсию по городу и посмотреть спортивные объекты в городе. Найти информацию в интернете и энциклопедиях. | Дети закрепили умение подбирать детали конструктора для постройки. Научились строить по картинке, фото. | |
Конструирование «Строительство фасада двухэтажного дома » | 1.Расширять у детей опыт конструирования на основе готового образца постройки. Переводить детей от совместного с воспитателем анализа конструкции к самостоятельному применению образца. 2.Развивать у детей умение анализировать образец постройки. 3.Воспитывать внимательность, доброжелательные отношения друг к другу. Уточнить название частей дома (стены, окна, крыша, перекрытие); Знание названий строительных деталей (кирпичик мелкий, кирпичик средний, призма);
| Прослушивание песни. «Ни кола и ни двора», Беседа. Анализ образца: Скажите, из каких деталей построена эта стена? Как расположены кирпичики? У меня дом низкий или высокий? Сколько этажей видно в моем доме? Как называется эта часть, между первым и вторым этажом? (перекрытие) А окна есть у моего дома? Из какой детали построена крыша? Физминутка Молотком стучу, стучу,
Самостоятельная постройка фасада. Что строили? Для кого строили дома? -Какой строительный материал использовали в работе? -Все ли у нас получилось? (Да получилось) Молодцы! | Раздаточный: кирпичики — 6 мелких и 2 средних, 3 бруска, 2 кубика, 3 средних призмы. Демонстрационный – 2 образца фасадов двухэтажного дома. Клип «Ни кола и ни двора», проектор, ноутбук.
| Попросить сходить на экскурсию по городу и посмотреть фасады домов. Найти информацию в интернете и энциклопедиях. | Дети закрепили умение выполнять постройку по образцу, анализировать образец.
|