ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА

Автор: старший воспитатель МДОУ д/с 236 г. Ярославля Травина Татьяна Сергеевна

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 отмечается, что число здоровых дошкольников постоянно сокращается и составляет всего 10% от общего числа детей, поступающих в школу.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 236 в течение последних 5-ти лет в качестве одной из задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников.  Два специфических фактора оказали преимущественное влияние на такую стратегию.
Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Ярославле.
Во-вторых, общественный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию. Детский сад расположен в центральной части города, где сосредоточено большое количество высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, объектов культуры, спорта, отдыха, а в настоящее время предприятий малого и большого бизнеса, торговли и бытового обслуживания элитного типа. Соответственно, большинство населения отличается высоким уровнем образования и требований к качеству и содержанию образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
В соответствии с этими двумя факторами педагогическим коллективом учреждения были определены условия, необходимые для решения поставленной задачи:
- Создать в ДОУ условия, способствующие охране и укреплению здоровья воспитанников.
- Осуществлять здоровьесберегающий образовательно-воспитательный процесс.
- Разнообразить содержание дошкольных образовательных услуг оздоровительно-профилактического характера.
- Обеспечить реализацию в ДОУ условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников. 

Административное обеспечение и управление здоровьесберегающим образованием осуществляется в следующих направлениях:
- формирование педагогической команды; 
- инициирование и поддержка инновационных начинаний и другой творческой педагогической деятельности, направленной на улучшение качества и содержания образования; 
- планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий наравне с образовательно-воспитательными; 
- обеспечение финансовых и материальных ресурсов; стратегическое планирование деятельности и развитие организации.
Педагогическая команда
Заведующая и старший воспитатель приоритетное значение отдают формированию команды единомышленников, так как в сфере "человек - человек" (взрослый - ребенок) люди решают все и являются главным и ценнейшим ресурсом реализации всех идей и программ.
На работу в наш сад принимаются далеко не все желающие. При приеме на работу с каждым претендентом на вакантное место проводится индивидуальная беседа. Ее цель - понять желание и возможности работать с воспитанниками детского сада. Мы обращаем внимание на причины ухода с предыдущего места работы, определяем мотивацию профессионального роста и развития, а также повышения образования и квалификации.
Для работающих и поступивших вновь, в учреждении разработана и действует "Программа повышения профессионального мастерства и компетентности". Цель программы: обеспечить непрерывный профессиональный рост педагогов как условие достижения эффективного результата деятельности ДОУ. Она включает в себя мероприятия, направленные на повышение профессионально мастерства и компетентности педагогов, планируемые с учетом квалификационной категории, опыта работы и образования каждого педагога:

- Творческие группы, семинары-практикумы, самообразование

- Изучение специальной литературы, посещение МО, участие в конференциях

- Педсоветы, консультации, участие в семинарах ОМЦ

- Повышение квалификации путем прохождения курсовой подготовки

 - Контроль со стороны старшего воспитателя

- Наблюдение за работой педагогов-наставников

- Участие в конкурсах профессионального мастерства

Вот некоторые результаты реализации этого направления за последние пять лет работы:

- полная укомплектованность детского сада психолого-педагогическими и медицинскими кадрами (данные на 01.09.2007г.);

- высокий уровень компетентности и профессионализма педагогических работников и узких специалистов: 42% (в т.ч. заведующая) аттестованы на высшую квалификационную категорию, 15% - на первую, остальные на вторую и готовятся к повышению квалификации;

- инновационная активность педагогов, выраженная в освоении новых программ дошкольного образования, создании собственных методических разработок и трансляции этого опыта в виде публикаций, участия в конкурсах.

Инновационная деятельность

В последние годы дошкольное образование остро нуждалось в освоении и внедрении  новых образовательно-воспитательных программ и учебно-методических комплексов. Это объясняется повышением требований школы и родителей к уровню и качеству компетенций и функциональной готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. В ответ на эти требования педагоги не только стали осваивать рекомендованные МО РФ программы, но и разрабатывать авторские программы, проекты, создавать методические разработки. Главное условие, без которого инновационные начинания просто невозможны, - это атмосфера созидания, свободы творчества, доверия и поддержки. Каждая авторская идея от возникновения до момента практического внедрения проходит определенный путь. Первоначально она обсуждается с коллегами, определяется ее новизна, актуальность, целесообразность и ресурсная необходимость. Педагог, выступивший в роли автора идеи, развивает ее при непосредственном участии старшего воспитателя и психолога ДОУ. Ему предоставляется возможность повышения компетентности в области его интереса - обучение на тематических курсах, подбирается специальная литература, организуется и проводится консультирование приглашенных специалистов ГОУ ЯО ИРО и ГЦРО. Затем каждому оказывается методическая помощь в оформлении проекта, программы, методической разработки. Автор презентует свой теоретический труд коллективу и педагогическому сообществу в районе, городе, а администрация учреждения осуществляет ресурсное обеспечение инновации инвентарем, оборудованием, пособиями, а также содействует в получении экспертного заключения или отзыва на авторскую работу. И только на последнем этапе, после положительного экспертного заключения, авторская разработка под руководством старшего воспитателя внедряется в дошкольную практику при обязательном сопровождении процесса внедрения психологом ДОУ. Главными экспертами на данном этапе являются медицинские работники и родители детей, которые особенно внимательно наблюдают за состоянием здоровья детей, их эмоциональным состоянием, поведением и общением.

Результатами развития инновационной деятельности в ДОУ можно назвать:

- Освоение и реализация педагогическим коллективом с 01.09.2005г. образовательной системы "Школа 2100 - Детский сад 2100"; образовательной системы деятельностного метода обучения "Школа 2000:"; программы воспитания и развития детей до 3-х лет "Кроха".

- Активное участие педагогов в обновлении дошкольного образования через разработку и внедрение авторских проектов, программ, методических разработок по различным направлениям:

  1. Формирование физиологического и речевого дыхания у дошкольников (Травина Т.С)
  2. Нетрадиционные методы и приемы обеспечения двигательной активности на занятиях по физической культуре (Кошелева В.А.)
  3. Формирование навыков общения у детей с речевыми нарушениями (Стрекачева А.А.)
  4. Использование метода проектов для развития цветовосприятия старших дошкольников - проект "Цветознайка" (Палёнова О.В.)
  5. Пути повышения эффективности работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией (Каптерева А.В.)
  6. Социальное партнерство как средство расширения образовательной среды (Талашова С.Л., Травина Т.В., Куличкина С.В.)
  7. Проекты "Их именами названы улицы города", "Театр", Пригласим природу в дом", "Архитектура Ярославля" (Куксова Т.И., Палёнова О.В.); "Земля" (Новожилова Е.М., Стрекачева А.А.); "Дерево" (Новожилова Е.М.); "Птицы" (Новожилова Е.М., Юшманова Н.В.); "Экспериментирование - вода", "Я и мои друзья" (Стрекачева А.А., Любовинкина М.Е.); "Братья наши меньшие" (Емельянова Н.А.); "Моя семья" (Юшманова Н.В., Денежкина Ю.В.).

Для поддержания интереса специалистов детского сада к инновационной деятельности широко используются различные способы и формы поощрения, благодарности, поддержка.

Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий  в ДОУ наравне с образовательно-воспитательными  
Лечебно-профилактические мероприятия в учреждении являются равнозначными образовательно-воспитательным.  
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности. 
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Согласно Сан ПиН от 26.03.2003 N 24 при планировании работы с детьми в ДОУ необходимо опираться на "триаду здоровья": рациональный режим, закаливание, движение.
План педагогического раздела включает в себя:

  1. Общие вопросы.
  2. Занятия.
  3. Работа вне занятий.
  4. Прогулка.
  5. Досуги, праздники, развлечения.
  6. Взаимодействие с родителями.
  7. Контроль.
  8. Регулирование.

Общие вопросы
Разрабатывается режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности.
Составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет  времени занятий в каждой группе. В период каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.
Занятия
      Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях.         
Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.
В сетку занятий включен цикл "Познай себя".   
      При организации и проведении занятий используется принцип деятельностного подхода - игра, то есть та деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей на занятиях способствует появление персонажей сказок и мультфильмов. В каждое занятие включаются динамические паузы - физкультминутки. Форма проведения занятий - подгрупповая.
Работа вне занятий
        В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Эти мероприятия эффективно сопровождать художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.
Прогулка
Обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
 Досуги, праздники, развлечения
       В детском саду проводятся в соответствии с планом спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные).
Здесь раскрываются возможности  и способности каждого ребенка. Развлечения и праздники - это радость, заряд положительной энергии.
Взаимодействие с родителями
       Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле - сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Контроль
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в процессе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Регулирование
Любая заранее спланированная деятельность требует регулирования - поддержания работы на фоне текущих незапланированных событий, устранения и разрешения проблемных ситуаций, консультирования и обучения педагогов.

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: физиотерапия, профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд. В физиотерапии активно используются естественные факторы внешней среды - солнце, воздух, вода, земля, игры на воздухе, солнечные ванны, босохождение по массажным коврикам. Для осуществления искусственной физиотерапии применяется УФО.  
Основной задачей руководителя по реализации педагогического и медицинского разделов является не только вдохновение педагогов, но и в большей степени обеспечение деятельности всем необходимым: оборудованием, инвентарем, современной литературой и применением дифференцированной оплаты труда. С 01.09.2006г. в ДОУ функционирует медицинский блок: процедурный кабинет, кабинет специалистов, изолятор.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса необходимо обеспечить организацию здорового питания воспитанников в ДОУ - сбалансированного, разнообразного, достаточного. В ДОУ практикуется несколько меню: основное, сезонное (включает в себя те продукты, которые характерны для текущего времени года).
Роль руководителя в обеспечении питания детей заключается в бесперебойном обеспечении продуктами высшего качества, заключении договоров с поставщиками. Руководитель вместе с педагогическим коллективом и медицинским персоналом вовлекает родителей в обеспечение здорового детского питания в домашних условиях.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Следовательно, можно говорить о выполнении и общественного, и государственного заказа.


 

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)