Коллаж и аппликация.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

Коллаж и аппликация.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.
Вспомните, какое значение придает ребенок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь - открытие, каждый новый навык - достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом - морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.
Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.
Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть основными методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди них большое место занимает изобразительная деятельность. Методика руководства изобразительной деятельности детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом - в процессе дальнейших художественных занятий - ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может раскрепоститься в рисунке (главное желание - карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.
Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющийся в следующем:
Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - зеленая, небо - синее).
Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика).
Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование чистых цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).
Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование - только цветными карандашами, лепка - только пластилин, аппликация - только цветная бумага).
Но самой главной причиной, на мой взгляд, является неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.
Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика - одно из направлений арттерапии.
В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт - искусство, терапия - лечение). Я предлагаю свою формулировку. Арттерапия - это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.
Дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребенка - самооценки, социально-психологических особенностей общения с другими людьми. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется мной через направление артпедагогики, включающее в себя определенную методику, представленную в авторской программе Приглашение к творчеству.

          У педагога-практика сразу возникнет ряд вопросов:
- В чем существенное отличие руководителя изостудии от педагога артстудии?
- Каким требованиям должна соответствовать артстудия?
- В какой последовательности проходят занятия с детьми дошкольного возраста?
- Какие формы работы используются в артстудии?
- Какая роль отводится подбору изобразительного материала?
Постараюсь точно и сжато ответить на эти вопросы.
Изостудии, которые существуют на базе дошкольных учреждений, в большинстве случаев возглавляются воспитателями, прошедшими специальную подготовку на базе городских или районных курсов по изобразительной деятельности. За редким исключением это художники или искусствоведы. Существенное отличие педагога артстудии от руководителя изостудии в том, что это должен быть специалист, знакомый с основами арттерапии как таковой и умеющий творчески применять свои знания к определенной группе людей (детей или взрослых).
Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта.
Для арттерапевта наибольший интерес представляют следующие группы:
дети, пережившие кризисные ситуации; аутичные дети;
дети с нарушением координации движения и речи; психически больные дети.
Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.
В обычном понимании изостудия - это отдельное, достаточно просторное помещение, соответствующее определенным требованиям: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием (мольберты, столы) с учетом возрастных особенностей детей и предназначенное как для индивидуальной, так и для групповой работы. В соответствии с этим изостудия, где педагог работает с детьми, модернизируется с учетом названных требований.
          Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из моего практического опыта и возможности использования помещений на базе дошкольного учреждения. Под артстудию в здании типового детского сада отводится целое крыло со смежными кабинетами. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию из группы, где ребенок проводит большую часть времени, он словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.
          Этюдкласс - небольшой кабинет, пополам перегороженный занавесом, с сооруженным на полу подиумом. Основное предназначение - короткие пластические зарисовки, пантомима. Длительные выступления детей и присутствие зрителей не предполагаются, поэтому стулья необязательны.
          Выставочный зал - центральная часть артстудии - достаточно просторное и светлое помещение. В оформлении используются репродукции картин профессиональных художников, детские работы, вставленные в рамы. Объемные прямоугольные модули различной величины, которые можно комбинировать между собой, используются для мелкой скульптуры и игрушек.
          Музыкальная гостиная предполагает наличие музыкальных инструментов (фортепиано, гитара), а также звуковой техники. Здесь находятся стол со стульями и отдельный небольшой сервант (с набором посуды для чаепития).
          Изостудия - самое светлое и просторное помещение с отдельной подсобной комнатой, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. Здесь обязательно должна иметься раковина. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. На полу - ковер. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям - шкафы-стеллажи. Между ними стоят столик и два стула.
Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)