Многофункциональное настенное панно
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Консультации для воспитателей

"Многофункциональное настенное панно".

Авторское дидактическое пособие.

Автор: Лысанская Т. Н., воспитатель МДОУ д/с N 31, х. Тельмана, Гулькевичского района, Краснодарского края.

В каждой группе детского сада можно найти такое простое и легкое в использовании пособие, как фланелеграф. За долгие годы существования он полностью оправдал свою роль в развитии дошкольника. Но время идет, все совершенствуется. Вот и в моей группе рядом с фланелеграфом появилось новое методическое пособие - "Многофункциональное настенное панно".
Принципиальным отличием "панно" от фланелеграфа является то, что в качестве основы я использовала не однотонную ткань, а большие календари с изображением березового леса. Размер "панно" - 1,2 м?1 м.  (Вместо календарей можно взять фотообои с видами природы.)
Для изготовления "панно" мне понадобилось четыре одинаковые картинки, которые я разрезала на полоски шириной по 3,5 см и пронумеровала. Затем, чтобы удлинить изображение и придать ему глубину, каждую пару календарей склеила в один, используя схему: первая полоска первого календаря за первой полоской второго, вторая за второй и т. д. Следующим шагом было приклеить обе получившиеся картинки на клеенчатую основу и сделать раму.


Дополнительно к панно я изготовила атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев и др.). Как и на фланелеграфе эти картинки можно разместить практически в любом месте "панно", но крепеж осуществляется за счет нашитых на него и картинки "липучек". Нужные мне объекты я нашла в художественных книгах, учебниках и пособиях, уже "отживших свой век". Многое пришлось нарисовать самой. Для работы с "панно" мне также понадобились карточки, материал к которым я собрала таким же путем. На карточках изображены семена, листья и ягоды растений, части тела животных: хвосты, уши, клювы и др., их следы, детеныши - все, что необходимо для дидактических игр (их полный перечень вы найдете далее). 
"Панно" является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Оно может быть применено на занятиях в различных образовательных областях: краеведение и экологическое воспитание детей, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским и кубанским фольклором.
"Настенное панно" прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным фоном для показа миниспектаклей с использованием разных видов настольных театров.

 

Краеведение и экологическое воспитание (ознакомление с флорой и фауной Краснодарского края).

Работа с пособием по данной теме помогает дошкольникам расширить знания о животных, птицах, растениях, насекомых обитающих в нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.

Примеры дидактических игр для "панно":
"Кто как передвигается?"
Из изображений, прикрепленных к "панно", найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
"Кто живет в нашем крае".
Педагог предлагает прикрепить к "панно" только тех животных или птиц, которые встречаются в Краснодарском крае.
"Отыщи хищников (травоядных, грызунов, насекомых)".
Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на "панно".
 "Кто где живет?"
Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к "панно". Например: лиса - в норе, белка - в дупле и т. д.
"Кто (что) здесь лишнее?"
Среди растений, животных, птиц выбрать на "панно" те, которых нет в Краснодарском крае.
 "Где чье гнездо?"
Прикрепить каждую птичку к своему гнезду.
 "Опиши, мы отгадаем".
Ребенок описывает то, что сам выбрал на "панно". Например: сосна - высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.
 "Найди того, о ком расскажу".
Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.
"С какого растения листочек?"
Детям показывают карточки с изображением листочков, иголок, а они называют и показывают соответствующие растения.
 "Сравни и объясни".
Ребенку предлагается сравнить деревья, кустарники, травы, животных, птиц.
"Собери в корзинку лекарственные травы (съедобные грибы)".
Закрепление свойств растений.
 "Кто зимует с нами?"
Показать птиц, которые зимуют в наших краях.
"Подбери цветы лета (осени, весны)".
Собрать с "панно" осенний, весенний, летний букет.
"Чьи это семена?"
Прикрепить семена к соответствующему растению.
 "Так бывает или нет?"
Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.
"Кто когда "работает"?"
Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на "панно", в какое время суток бодрствует.
"Что было бы если бы:?"
На "панно" размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если  бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева - листьев, корней; у ежа иголок и т. д.
"Пищевые цепочки".
На "панно" прикреплены различные животные и растения, насекомые. Ребенку даются карточки с такими же изображениями, и предлагается составить из них пищевые цепочки. Например: сова - мышь - зерно.
"Найди хозяина".
Найти на "панно" тех, кому принадлежат изображения на карточках. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена.

Развитие речи дошкольников.

В данной области работа с "настенным панно" помогает развивать связную речь, словарный запас, фонематический слух, память, внимание и воображение детей. Также "панно" используется для освоения лексико-грамматических компонентов языка.

Примеры дидактических игр для "панно":
"Скажи наоборот".
Взрослый показывает на "панно" и называет объект, а ребенок должен подобрать антоним. Например: толстая ветка - тонкая ветка, мягкий мех - колючие иголки.
"Скажи по - другому".
Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на "панно". (Птица - птичка, птаха, пичужка.)
"Один - много".
Воспитатель прикрепляет картинки к "панно", а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево - деревья, волк - волки и т. д.)
"Ответь на вопрос?"
Работа с предлогами (в, на, из, за, над, под, перед, между и др.).
"О чем можно так сказать?"
Педагог говорит слова, а дети отыскивают на "панно" то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.
"Что это может делать?"
Здесь, наоборот, воспитатель называет объект, а дети действие.
"Расскажи о себе".
Ребенок выбирает любою картинку на "панно", рассказывает об объекте, а остальные дети отгадывают.
"Отгадай загадку".
Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на "панно".
"Что и где".
Педагог показывает карточку, а ребенок говорит что это, и где оно расположено на "панно".

Ознакомление детей с русским и кубанским фольклором.

Рассказывая детям сказку (особенно младшему и среднему дошкольному возрасту), необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Поэтому именно здесь наше "панно" является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно.

 

Математическое развитие.

Здесь "панно" используется для улучшения счета, развития логического мышления, пространственной ориентации, памяти, внимания, закрепления цвета и формы.

Примеры дидактических игр для "панно":
"Собери в корзинку".
Ребенок "собирает" в корзинку грибы, ягоды и др. и считает их.
"Сосчитай цветы".
Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только синие, красные, белые и т. д. цветы.
"Найди такого же цвета".
Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.
"Один - много".
Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.
"Найди по форме".
Воспитатель показывает карточку с изображением геометрической фигуры и просит найти на "панно" предметы такой же формы.
"Чего не стало?"
Воспитатель просит запомнить все, что прикреплено к "панно", а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.
"Прикрепи  куда скажу".
Вверху - внизу, справа - слева, высоко - низко и т. д.
"Где что находится?"
Взрослый называет объект, а ребенок говорит, где он находится на "панно" (вверху, внизу, посередине и т. д.)

Обобщающее занятие для детей подготовительной группы по ознакомлению с природой Краснодарского края (с использованием "настенного панно").

Программные задачи:
  • Систематизировать знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.
  • Закрепить элементарные видовые и родовые понятия.
  • Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе.
  • Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса.
Предшествующая работа:

Чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.

Материал:

Мяч, "Многофункциональное настенное панно", набор картинок:
Деревья: дуб, клен, каштан, липа, пихта, ель, сосна, береза, ясень.
Кусты: орешник, боярышник, шиповник, терн, черемуха, калина, малина.
Травы: одуванчик, лютик, незабудка, мать-и-мачеха, мята, крапива, зверобой, подорожник, колокольчик, осот.
Грибы и мох.
Животные: медведь, волк, лиса, хорек, ласка, рысь, белка, еж, заяц, мышь, крот, олень, кабан.
Птицы: сыч, сова, дрозд, сорока, кукушка, дятел, щегол, синица, сойка, иволга.
Насекомые: бабочки, муравей, комар, муха, божья коровка, стрекоза, жуки.
Картинки животных, растений и птиц, не живущих в наших местах, а также домашних животных.

Ход занятия:

В гости к ребятам приходит Незнайка и начинает фантазировать:
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Ой, я сегодня в нашем лесу был: как там красиво:! Ну, просто настоящие джунгли: кокосы, бананы, ананасы. Лианы везде, орхидеи. Цветы огромные, разноцветные. Кругом слоны, зебры, крокодилы гуляют. Я даже какаду видел. Правда, правда!
Воспитатель: - Незнайка, ты уверен, что был в нашем лесу, а не где-нибудь в Африке? Что-то я не припомню, чтобы в Краснодарском крае крокодилы с какаду водились.
Незнайка: - Конечно, уверен!
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, нам Незнайка правду сказал? Давайте расскажем и покажем ему с помощью "настенного панно", какие растения, животные и птицы живут в наших лесах. Какие деревья растут в лесу? Прикрепите их к "панно". Получился у нас лес? Что еще растет у нас в лесах? (Добиваться обобщенных понятий: кустарники, травы, грибы.) Назовите и прикрепите их к "панно". Молодцы!
Незнайка: - Хороший у вас лес получился!
Воспитатель: - Получился ли лес? Почему? (Нет животных.)
Педагог просит других детей прикрепить на "панно" животных и назвать их.
Незнайка: - Ну, теперь лес готов?!
Воспитатель: - Нет, в лесу еще живут насекомые. Какие насекомые живут в наших лесах? Почему? Зачем они лесу? Поселите насекомых.
Незнайка: - Вот теперь точно все! Лес готов!
Воспитатель: - Ребята, что будет, если в лесах будет  много насекомых? (Они все съедят.) Что же делать? Какие птицы живут в нашем крае? Почему? Выберите и поселите их. Посмотрите, что же у нас получилось? (Лес.)
Воспитатель: - Понял Незнайка, какие растения и животные живут в наших Краснодарских лесах?
Незнайка: - Понял, только теперь я в лес не пойду, комаров много, да и волков я боюсь.
Воспитатель: - Ну ладно Незнайка, не ворчи. Лучше поиграй с нами.
Подвижная игра "Классификация". Дети становятся в круг, педагог в центр. Он бросает мяч детям по очереди и называет объект с "панно", а ребенок должен сказать, к какой группе это относится. Например: волк - хищник, мать-и-мачеха - лекарственная трава.
Дидактическая игра "Найди хозяина". Детям предлагается найти на "панно" тех, кому принадлежат изображения на карточках, которые показывает воспитатель. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена. Незнайка тоже участвует в игре и отвечает неправильно, дети его поправляют.
Игра - эстафета "Собери грибы". Дети делятся на две команды, по очереди бегут к "панно", берут по одному съедобному грибу и несут в свою корзину. Затем результаты подчитываются, и объявляется команда - победительница.
Дидактическая игра "Опиши, мы угадаем". Ребенок описывает то, что сам выбрал на "панно". Например: сосна - высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы много знаете о природе родного края, и я уверена будете любить, и заботиться о ней!
"Незнайка: - Спасибо ребята! Теперь я знаю, что растет и кто живет в наших лесах. Обещаю, больше не выдумывать. А если я чего-то не буду знать, то вы мне поможете. Правда?!

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)