Лэпбук – органайзер для воспитателя

Автор: Акмалова Э.Х., воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад №7 «Звездочка», г. Дюртюли.

Аннотация: В статье излагается материал о новом  методическом пособии – лепбуке   воспитателя, используемый при работе с детьми.

Ключевые слова: лепбук воспитателя, методическое пособие.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

Хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук  воспитателя. Что же такое лэпбук?

Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с папками, файлами,  кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками с картинками, словесными, дидактическими, наглядными пособиями,  которые воспитатель  может доставать, использовать и применять при работе с детьми по своему усмотрению. В ней собирается материал по  определенной теме и все в одном месте, «всегда под рукой»  педагога. В любой момент, при необходимости, педагог может найти весь материал по нужной теме в лэпбуке.

Например, лепбук по теме «Осень»-  папка со вкладышами, файлами, конвертиками и кармашками, собранные по разделам.

На твердом переплете  размещены  в кармашках стихи об осени, картотеки по развитию связной речи по осенней тематике: «Осень. Деревья»; «Перелетные птицы»; « Ягоды. Домашние заготовки»; «Грибы».

Первый раздел  –  файл с наглядностью для оформления, растяжки для оформления осенних праздников,  иллюстрации по теме «Осень» (картины для бесед, составления рассказов об осени, сюжетные картины, фотографии),

Второй раздел –  материал по лексическим темам (упражнения, дидактические игры, словесные игры, пальчиковая гимнастика, тексты для пересказа, советы для проведения ООД)

Третий раздел  – домашнее задание по теме «Осень» (рекомендации, советы и игры с детьми  родителям для закрепления пройденной темы, консультации для родителей).

Четвертый раздел  – картотека мнемотаблиц по теме «Осень».

Пятый раздел  –  «Месяцы осени» (собраны  материалы по изучению месяцев осени: стихи, загадки, дидактические  игры, словесный материал, наглядность)

Шестой раздел –  «Деревья осенью» (наглядность: картинки и рисунки деревьев, листьев; загадки и стихи об осенних деревьях, листьях; дидактические, словесные и подвижные игры, гербарии листьев, шаблоны для творчества)

Седьмой раздел – «Что нам осень подарила?» (наглядный материал, дидактические и словесные игры, дары осени – загадки, корзинки для классификации овощей, фруктов, ягод, грибов)

Восьмой раздел – «Птицы, животные и насекомые осенью» (наглядный материал, дидактические и словесные игры, загадки, стихи, упражнения  для классификации птиц и животных)

Девятый раздел – «Осенняя одежда» (наглядный материал, дидактические и словесные игры)

Одиннадцатый раздел – иллюстрации по теме «Осень»  (картины для бесед, составления рассказов об осени, сюжетные картины, фотографии, «Осень в картинах художников»)

Двенадцатый раздел – «Игры для детей осенью» (дидактические и словесные игры, подвижные игры в группе и на прогулке, осенние пальчиковые игры, чистоговорки про осень, загадки про осень)

Тринадцатый раздел – атрибутика к подвижным играм на осеннюю тематику.

Четырнадцатый раздел – картотека наблюдений осенью на прогулке.

Пятнадцатый раздел – счетный материал на осеннюю тематику.

Шестнадцатый раздел – конспекты занятий по теме «Осень» (по возрастным критериям)

Лэпбук –  это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, педагога с родителями, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется по интересам и запросам детей, родителей, общества. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбук помогает воспитателю быстро и эффективно использовать  необходимый, собранный в одном месте, материал при проведении ООД по нужной теме  и закрепить знания детей в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие  имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается по определенной изучаемой  теме. Это отличный способ для повторения пройденного.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, индивидуальной работе с детьми,  для работы с родителями, для взаимодействия с коллегами. Можно выбрать задания при работе с лэпбуком по уровню знаний дошкольников,  под силу каждого ребенка. В нем так же  будет содержаться вся работа с родителями (консультации, буклеты, советы, домашние задания).

В своей профессиональной деятельности продолжаю работу над внедрением современной технологии применения лэпбуков, направленную на обогащение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, дидактическими средствами. Результатом моих дальнейших проектов будет пополнение готовых лэпбуков новым интересным материалом и  создание лэпбуков воспитателя  по следующим темам:  «Деревья», «Мир насекомых», «Все профессии важны!», «Не играй с огнем!»,  «Правила дорожного движения», «Моя семья», «Зима», «Говорушки», «Безопасность»

Я считаю, что лэпбук — это необходимое средство работы для воспитателя, помогающий ему в его деятельности.

Список литературы

Интернет – сайты: Маам.ru.   Д. сад.интернет.  SkyClipArt.ru. Nsportal.ru. Дошкольник.РФ. Открытый урок.

Блохина Е. Лиханова Т. «Лэпбук – накопленная книга.» Журнал « Обруч №4 2015г.»

Гатовская Е. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website