Автор: Акмалова Э.Х., воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад №7 «Звездочка», г. Дюртюли.
Аннотация: В статье излагается материал о новом методическом пособии – лепбуке воспитателя, используемый при работе с детьми.
Ключевые слова: лепбук воспитателя, методическое пособие.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
Хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук воспитателя. Что же такое лэпбук?
Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с папками, файлами, кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками с картинками, словесными, дидактическими, наглядными пособиями, которые воспитатель может доставать, использовать и применять при работе с детьми по своему усмотрению. В ней собирается материал по определенной теме и все в одном месте, «всегда под рукой» педагога. В любой момент, при необходимости, педагог может найти весь материал по нужной теме в лэпбуке.
Например, лепбук по теме «Осень»- папка со вкладышами, файлами, конвертиками и кармашками, собранные по разделам.
На твердом переплете размещены в кармашках стихи об осени, картотеки по развитию связной речи по осенней тематике: «Осень. Деревья»; «Перелетные птицы»; « Ягоды. Домашние заготовки»; «Грибы».
Первый раздел – файл с наглядностью для оформления, растяжки для оформления осенних праздников, иллюстрации по теме «Осень» (картины для бесед, составления рассказов об осени, сюжетные картины, фотографии),
Второй раздел – материал по лексическим темам (упражнения, дидактические игры, словесные игры, пальчиковая гимнастика, тексты для пересказа, советы для проведения ООД)
Третий раздел – домашнее задание по теме «Осень» (рекомендации, советы и игры с детьми родителям для закрепления пройденной темы, консультации для родителей).
Четвертый раздел – картотека мнемотаблиц по теме «Осень».
Пятый раздел – «Месяцы осени» (собраны материалы по изучению месяцев осени: стихи, загадки, дидактические игры, словесный материал, наглядность)
Шестой раздел – «Деревья осенью» (наглядность: картинки и рисунки деревьев, листьев; загадки и стихи об осенних деревьях, листьях; дидактические, словесные и подвижные игры, гербарии листьев, шаблоны для творчества)
Седьмой раздел – «Что нам осень подарила?» (наглядный материал, дидактические и словесные игры, дары осени – загадки, корзинки для классификации овощей, фруктов, ягод, грибов)
Восьмой раздел – «Птицы, животные и насекомые осенью» (наглядный материал, дидактические и словесные игры, загадки, стихи, упражнения для классификации птиц и животных)
Девятый раздел – «Осенняя одежда» (наглядный материал, дидактические и словесные игры)
Одиннадцатый раздел – иллюстрации по теме «Осень» (картины для бесед, составления рассказов об осени, сюжетные картины, фотографии, «Осень в картинах художников»)
Двенадцатый раздел – «Игры для детей осенью» (дидактические и словесные игры, подвижные игры в группе и на прогулке, осенние пальчиковые игры, чистоговорки про осень, загадки про осень)
Тринадцатый раздел – атрибутика к подвижным играм на осеннюю тематику.
Четырнадцатый раздел – картотека наблюдений осенью на прогулке.
Пятнадцатый раздел – счетный материал на осеннюю тематику.
Шестнадцатый раздел – конспекты занятий по теме «Осень» (по возрастным критериям)
Лэпбук – это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, педагога с родителями, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется по интересам и запросам детей, родителей, общества. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбук помогает воспитателю быстро и эффективно использовать необходимый, собранный в одном месте, материал при проведении ООД по нужной теме и закрепить знания детей в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается по определенной изучаемой теме. Это отличный способ для повторения пройденного.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, индивидуальной работе с детьми, для работы с родителями, для взаимодействия с коллегами. Можно выбрать задания при работе с лэпбуком по уровню знаний дошкольников, под силу каждого ребенка. В нем так же будет содержаться вся работа с родителями (консультации, буклеты, советы, домашние задания).
В своей профессиональной деятельности продолжаю работу над внедрением современной технологии применения лэпбуков, направленную на обогащение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, дидактическими средствами. Результатом моих дальнейших проектов будет пополнение готовых лэпбуков новым интересным материалом и создание лэпбуков воспитателя по следующим темам: «Деревья», «Мир насекомых», «Все профессии важны!», «Не играй с огнем!», «Правила дорожного движения», «Моя семья», «Зима», «Говорушки», «Безопасность»
Я считаю, что лэпбук — это необходимое средство работы для воспитателя, помогающий ему в его деятельности.
Список литературы
Интернет – сайты: Маам.ru. Д. сад.интернет. SkyClipArt.ru. Nsportal.ru. Дошкольник.РФ. Открытый урок.
Блохина Е. Лиханова Т. «Лэпбук – накопленная книга.» Журнал « Обруч №4 2015г.»
Гатовская Е. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»