Литературная викторина для средней и старших групп.
Автор: Садреева Роза Равиловна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N19 «Алёнка», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Цель: Закреплять знания детей о времени года «Лето», о явлениях природы, вспомнить названия цветов, насекомых, расширять представление детей о насекомых (муравей, бабочка, божья коровка, пчела).
Воспитывать любовь к природе.
Материалы: Костюмы насекомых, круг из бумаги (ткани) зелёного цвета, плоскостные или объёмные цветы, иллюстрации с изображением природных явлений, кассета (диск) с записью природных явлений, лукошко.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми, природными явлениями. Заучивание стихотворений, загадок.
Ход викторины.
(Воспитатель в костюме Лета с лукошком в руках)
Я соткана из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«купайтесь» – приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я (кто?..)Лето.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. В руках у меня лукошко, а что в нем сейчас мы с вами узнаем.
Задание N 1. Прочитайте стихи, загадки о лете.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчёлки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать не трудно -(Лето).
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь колосится, золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом).
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Нашей радости пора!
Лето ходит за грибами,
За черникою спешит,
И малиной нас манит,
Сочным яблоком хрустит.
Задание N 2. Отгадайте ребята загадки и вы узнаете каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу летом.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
(Вбегает ребёнок в костюме Бабочки).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом,
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
(Выходит ребёнок в костюме Муравья).
Всех жучков она милей, спинка алая у ней,
А на ней кружочки, чёрненькие точки.
(Божья коровка).
(Выходит ребёнок в костюме Божьей Коровки).
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск и мёд,
Людям всем она мила, а зовут её… (пчела).
(Выходит ребёнок в костюме Пчелы).
Дети в костюмах насекомых рассказывают о себе.
Божья коровка: Я хочу рассказать вам о том, почему меня назвали «божьей коровкой». Ещё очень давно люди заметили, что этого жучка не ест ни одно животное, ни одна птица, и не зная, как объяснить это, люди думали, что жучка охраняет бог. А сейчас учёные нашли причину, Жучок выделяет неприятно пахнущую жидкость и если какая-нибудь глупая птица схватит его, то сразу же выплюнет. Уж очень не вкусно. Я – хищник, очень полезный, я поедаю тлю на растениях и спасаю их от гибели. Кто знает про меня поговорки?
Божья коровка, полети на небо,
Принеси мне хлеба, чёрного и белого,
Только не горелого.
Божья коровка, чёрная головка,
Улети на небо.
Там твои детки, кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.
Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Будет солнышко – лети!
Будет дождь – сиди!
(Ребёнок убегает).
Муравей: Про меня говорят: «Он очень мал, зато силён. Как лев, а может даже слон!». Мы муравьи – великолепные строители, живём в муравейнике, большой и дружной семьёй. Я хищник – уничтожаю вредных насекомых.
Если муравьи активно заняты работой, тащат добычу в муравейник, то гуляйте смело. Погода будет сухая и хорошая. Но если муравьи прячутся в своё «дом», закрывают входы, то значит быть дождю.
(Ребёнок уходит).
Пчёлка: Нас пчёл люди называют хлопотуньями, труженицами. А когда говорят о трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке обычно говорят, что трудится он, как пчела.
Душистый, вкусный, целебный мёд любит всякий. Недаром в народе говорят: «Пчёлка маленькая, да мёд её сладок».
Ребята как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей).
Какую пользу приносят пчёлы? (Дают мёд).
Ведущий: Пчелка, дорогая,
С цветов мед ты собираешь,
А с детьми ты поиграешь?
Русская народная игра «Пчела».
(Дети становятся в круг, Пчела в центре) поют:
1. Пчёлки, пчёлки,
Жальца, иголки
Серые, малые,
Крылышки алые.
2. Поверху летают,
К цветкам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают, ж-ж-ж.
Пчела ловит; кого поймала, говорит: «Замри», ребёнок остаётся стоять на месте, а игра продолжается.
(Ребёнок уходит).
Бабочка:
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Подарит мне живой цветок,
Медовый золотистый сок.
Я питаюсь нектаром цветов, пыльцой, опыляю цветы, помогаю им расти. Я украшаю наши луга и поля. Бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк.
(Ребёнок убегает).
Ребенок: Насекомых берегите,
Руками не давите, ногами не топчите.
Живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи комары и мошки –
В природе все они важны,
Природе нашей насекомые нужны.
Задание N 3. Хорошо и весело утром спозаранку, в лес пойти и в поле, на зелёную полянку. А сейчас мы с вами побываем на лугу. (Большой круг из зеленой бумаги или ткани).
Отгадайте загадки и мы узнаем, какие цветы растут на лужке.
Четыре ярко-красных, блестящих лепестка, И зёрнышки в коробочке у этого цветка. (Мак).
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
Красный огонёк, ветвистый стебелёк,
Тоненький листок. (Гвоздика луговая)
Что за звоночек – синим цветёт, с язычком, А звону нет. (Колокольчик)
Все цветы (бумажные или искусственные) положили на лужок.
Выходит ребёнок, ходит у лужка и читает стихотворение С.Вургуна.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Давайте поиграем с цветами.
Игра: Раз, два, три к маку ( …) беги».
Задание N 4.А сейчас я загадаю вам загадки.
Это что там за стрела
Небо чёрное зажгла?
Небо чёрное зажгла –
В землю с грохотом ушла. (Молния)
Тох, тох, торо-рох!
С неба сыплется горох.
Поклевала курочка – Горло простудила.
Собирала Нюрочка – платье промочила. (Град)
Цветное коромысло – над землёй повисло. (Радуга)
Когда появляется радуга? (После дождя)
Неизвестно где живёт,
Полетит – деревья гнёт. (Ветер)
Я нужен зелёным лугам,
Я нужен полям и лесам,
Я нужен цветам и кустам,
И, если я вдруг опоздаю,
Всё вянет кругом, засыхая. (Дождь)
Шли над жёлтыми полями6
Тучи, полные дождём
Тучи стукнулись боками
Загремел сердито ….(Гром)
В жаркие летние дни часто бывают грозы с сильными ливнями. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга. Люди говорят «Лето грозовое, значит, и грибное».
(Слушание и отгадывание аудиозаписей природных явлений).
Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Вот и закончилось наше путешествие, мы с вами побывали в гостях у лета красного.