«Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Автор: Романеева Наталья Геннадьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Волошка», ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

Задачи НОД:

Образовательные:

Формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи, обогащать словарь детей прилагательными.

Развивающие:

Развивать: устную речь детей, диалогическую речь, коммуникативные особенности ребенка, Средствами театрализованной деятельности; образное и логическое мышление; умение анализировать и обобщать; интерес к чтению, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, способность сочувствовать героям сказки. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.

Формы работы с воспитанниками: индивидуальная, фронтальная;

Материал: Ноутбук для педагога, экран, проектор, иллюстрации к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка»,  «Теремок»,  аудиосказка «Лисичка – сестричка и Серый волк», музыка для физминутки, маски (лиса, волк)

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

а) Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво!  Ой, а чей хвост из-за дерева выглядывает?

Дети: Лисий хвост выглядывает из-за дерева.

Воспитатель: Чьи следы виднеются на снегу?

Дети: Волчьи следы виднеются на снегу.

Воспитатель: Слышится звон колокольчиков, кто-то едет сюда, надо быстрее возвращаться в детский сад.

б) Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ребята, как воет волк?

Дети: У-у-у….

в) Артикуляционная гимнастика « В лесу»

1. Артикуляционное упражнение «Лисичка»

Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая…

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

2. Голосовое упражнение «Волк рычит»:

За сосною волк сидел,
На нас внимательно глядел.
Рычал волчище,
Показывал зубища.

Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.

3. Артикуляционное упражнение «Волк»

А потом зубами щелк,
Чтобы знали  кто здесь волк.

Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.

г) Логопедическая распевка «Лиса»

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите, по первым словам, что это сказка, стихотворение или рассказ.

– Жили – были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка)

– Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение)

– Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ)

-Сегодня мы поговорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки?

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята каких животных мы встретили в зимнем лесу? (волка и лису)

Какие сказки вы знаете, где главными героями являются волк и лиса? (Теремок, Колобок, Заюшкина избушка)

Сегодня мы послушаем русскую народную сказку «Лисичка – сестричка и серый волк».

-Вы услышите несколько незнакомых слов.

а) Словарная работа

Воз – колесная повозка или сани для перевозки сена, дров.

Рогожа – это ткань, грубая, плотная на ощупь. Ее делали из растения рогоз – болотная трава. Из ткани шили рабочую одежду, мешки или половики. (Демонстрация слада)

Прорубь — отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоёма (реки, озера и т. п.). Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья. (Демонстрация слада)

Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов.

Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины (Демонстрация слада)

Кадка (кадь) — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. (Демонстрация слада)

Тишина, тишина… Сказка просится сюда!

б) Слушание сказки

(Прослушивание аудиосказки «Лисичка – сестричка и серый волк»).

в) Физминутка «Мороз»

-Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно).

– А вы боитесь морозов?

-Тогда давайте с вами поиграем.

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (Присели)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)

г) Беседа с детьми по содержанию сказки.

Воспитатель задает вопросы:

– Понравилась ли вам сказка?

– Кто запомнил, как она называется? («Лисичка – сестричка и серый волк»)

– Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)

– Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

– Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

– Почему лиса обманула волка?

– После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).

– Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).

– А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).

– Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по – доброму, тем более лиса и волк были приятелями).

д). Инсценировка отрывка.

-Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. (Воспитатель читает окончание сказки).

-Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. (Воспитатель выбирает участников по желанию детей).

Воспитатель:

Едет лиса на волке. (Один ребенок за другого держится) и приговаривает.

Лиса: Битый небитого везет.

Волк: Что ты мне лисонька говоришь?

Лиса: Битый – битого везёт!

Волк: Да правильно.

Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?

Дети: Смеётся – посмеивается.

(Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей).

-Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

3. Итог

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Какую сказку слушали? Что понравилось?

На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие… Вы молодцы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website