Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Автор: Романеева Наталья Геннадьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Волошка», ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».
Задачи НОД:
Образовательные:
Формировать знания о сказках; учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи, обогащать словарь детей прилагательными.
Развивающие:
Развивать: устную речь детей, диалогическую речь, коммуникативные особенности ребенка, Средствами театрализованной деятельности; образное и логическое мышление; умение анализировать и обобщать; интерес к чтению, любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, способность сочувствовать героям сказки. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.
Формы работы с воспитанниками: индивидуальная, фронтальная;
Материал: Ноутбук для педагога, экран, проектор, иллюстрации к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», аудиосказка «Лисичка – сестричка и Серый волк», музыка для физминутки, маски (лиса, волк)
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
а) Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Ой, а чей хвост из-за дерева выглядывает?
Дети: Лисий хвост выглядывает из-за дерева.
Воспитатель: Чьи следы виднеются на снегу?
Дети: Волчьи следы виднеются на снегу.
Воспитатель: Слышится звон колокольчиков, кто-то едет сюда, надо быстрее возвращаться в детский сад.
б) Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Ребята, как воет волк?
Дети: У-у-у….
в) Артикуляционная гимнастика « В лесу»
1. Артикуляционное упражнение «Лисичка»
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая…
Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.
2. Голосовое упражнение «Волк рычит»:
За сосною волк сидел,
На нас внимательно глядел.
Рычал волчище,
Показывал зубища.
Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.
3. Артикуляционное упражнение «Волк»
А потом зубами щелк,
Чтобы знали кто здесь волк.
Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.
г) Логопедическая распевка «Лиса»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите, по первым словам, что это сказка, стихотворение или рассказ.
– Жили – были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка)
– Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение)
– Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ)
-Сегодня мы поговорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки?
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята каких животных мы встретили в зимнем лесу? (волка и лису)
Какие сказки вы знаете, где главными героями являются волк и лиса? (Теремок, Колобок, Заюшкина избушка)
Сегодня мы послушаем русскую народную сказку «Лисичка – сестричка и серый волк».
-Вы услышите несколько незнакомых слов.
а) Словарная работа
Воз – колесная повозка или сани для перевозки сена, дров.
Рогожа – это ткань, грубая, плотная на ощупь. Ее делали из растения рогоз – болотная трава. Из ткани шили рабочую одежду, мешки или половики. (Демонстрация слада)
Прорубь — отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоёма (реки, озера и т. п.). Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья. (Демонстрация слада)
Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов.
Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины (Демонстрация слада)
Кадка (кадь) — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. (Демонстрация слада)
Тишина, тишина… Сказка просится сюда!
б) Слушание сказки
(Прослушивание аудиосказки «Лисичка – сестричка и серый волк»).
в) Физминутка «Мороз»
-Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно).
– А вы боитесь морозов?
-Тогда давайте с вами поиграем.
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
г) Беседа с детьми по содержанию сказки.
Воспитатель задает вопросы:
– Понравилась ли вам сказка?
– Кто запомнил, как она называется? («Лисичка – сестричка и серый волк»)
– Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)
– Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)
– Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
– Почему лиса обманула волка?
– После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).
– Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).
– А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).
– Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по – доброму, тем более лиса и волк были приятелями).
д). Инсценировка отрывка.
-Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. (Воспитатель читает окончание сказки).
-Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. (Воспитатель выбирает участников по желанию детей).
Воспитатель:
Едет лиса на волке. (Один ребенок за другого держится) и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везет.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый – битого везёт!
Волк: Да правильно.
Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?
Дети: Смеётся – посмеивается.
(Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей).
-Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
3. Итог
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Какую сказку слушали? Что понравилось?
На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие… Вы молодцы!