“Литературный калейдоскоп”

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

дети читают книгуАвтор: Петухова  Карина ВикторовнаАдиянова Галина Николаевна, воспитатели, Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей 1560 Дошкольное отделение корпус “Солнышко”.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, театрализованная.

Цель: выяснить у детей, какие сказочные литературные произведения они знают; развивать устную речь; обогащать словарный запас; закреплять умение четко проговаривать слова; расширять знания детей о народных и авторских сказках; развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: книги с русскими народными и авторскими сказками, иллюстрации к сказкам, выполненные заранее детьми; куклы бибабо в театральном уголке по сказке”Три медведя”; атрибуты к подвижной игре”У медведя во бору”

Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент: Дети садятся полукругом вокруг воспитателя. Перед воспитателем стоит небольшой стол, на нем книги – народные и авторские сказки.

Воспитатель: – Сегодня мы с вами вспомним, какие сказки и загадки мы знаем. Много всего интересного написано в наших волшебных книгах. Книги – наши верные и мудрые друзья, наши помощники, наши добрые советчики.
Книга – учитель.
Книга – наставник.
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум , как ручей , высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
– Сказаны удивительные , очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить , сто , подружившись с книгой , надо постараться стать ей хорошим хозяином и внимательным читателем.
А сегодня мы поговорим о самых любимых , самых дорогих литературных произведениях . о сказках.
Я уверена , что вы , дети старшей группы , знаете очень много сказок и сумеете порадовать меня и своих товарищей.

Беседа по вопросам:
Почему сказки называются “народными”?
Какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель выслушивает всех детей , принявших участие в беседе.
Воспитатель при ответах детей следит , чтобы правильно были названы главные герои сказки , краткое описание характера главного героя , сюжета , окончание сказки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?   (Баба – Яга)

У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят.   (Гуси – Лебеди)

Перед волком не дрожал ,
От медведя убежал ,
А лисице на зубок
Все ж попался . . .    (Колобок)

По тропе , шагая бодро ,
Сами воду тащат ведра   (ПО щучьему велению)

Отворили дверь козлята
И . . . пропали все куда-то  (Семеро козлят)
Красна девица грустна ,
Ей не нравится весна!
Ей на солнце тяжко –
Слезы льет бедняжка.  (Снегурочка)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру”У медведя во бору”.

На одном конце зала проводится черта – это опушка леса. За чертой – место для медведя. На противоположном конце зала – дом детей. Воспитатель предлагает считалкой выбрать медведя:”За грибами мы пойдем , ты медведь , так выйди вон!”
Выбран “медведь”. Остальные играющие – дети , они дома. Воспитатель говорит “Идите гулять!”. Дети направляются к опушке леса: собирают грибы , ягоды , т. е. имитируя движения говорят:
“У медведя во бору ,
Грибы , ягоды беру ,
А медведь не спит
Он на нас рычит”.
Медведь с рычание догоняет детей. Дети убегают в свой дом. Игра повторяется

Воспитатель предлагает детям вернутся в театральный уголок.

Воспитатель загадывает загадку:
“Возле леса на опушке трое их
Живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати . три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?”
Воспитатель предлагает вспомнить финальную сцену сказки “Три медведя” и разыграть ее по ролям с помощью театра бибабо. Воспитатель назначает героев сказки по желанию детей , и дети в лицах разыгрывают финал сказки. Появление медведей в своем доме. Воспитатель следит за интонационной выразительностью речи детей при диалоге: Михаило Иванович – грубый голос”Кто хлебал в моей чашке!
Настасья Петровна зарычала не так громко”Кто хлебал в моей чашке!”
А Мишутка запищал тонким голосом”Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!”
Михаило Иванович”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!
Настасья Петровна”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Мишутка”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Михаило Иванович страшным голосом”Кто ложился в мою постель и смял ее!
Настасья Петровна не очень громко”Кто ложился в мою постель и смял ее!”
Мишутка тонким голоском”Кто ложился в мою постель! Вот она , держи , держи!”
Девочка проснулась . увидела медведей , бросилась к окну и убежала.
Воспитатель: Это авторская сказка. Ее автор русский писатель Лев Толстой.
Кроме русских народных мы читали с вами много авторских сказок русских и зарубежных писателей. Буду рада , если вы их вспомните. Я вам загадаю загадки и мы посмотрим сможете ли вы угадать героев сказок:

Он опаснейший злодей,
Ловит маленьких детей,
В жаркой Африке живет,
Непослушных деток ждет.  (Бармалей , Чуковский)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен , знаменит
Это доктор . . .   (Айболит , Чуковский)

Убежали от грязнули
Чашки , ложки и кастрюли.
Ищет их она , зовет
И в дороге слезы льет.  (Бабушка Федора , Чуковский)

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?  (Буратино , А. Толстой)

В этой книжке именины!
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Комар голову срубил  (Муха – Цокотуха , Чуковский)

Рыбка не простая
Чешуей сверкает,
Плавает , ныряет,
Желанья исполняет.  (Сказка о рыбаке и рыбке , Пушкин)

Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просо , хоть и длинно,
Он зовется . . .  (Чиполлино , Джанни Родари)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.  (Красная Шапочка , Шарль Перро)

Итог занятия

Воспитатель задает вопросы детям:
– О каких произведениях мы беседовали?
– Какие бывают сказки?
– В какую игру играли?
– Какую сценку разыгрывали?

Воспитатель хвалит детей за активное участие в литературном калейдоскопе.