Конспект игрового занятия в старшей группе (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения»
Автор-составитель: Воспитатель-методист, Л.А. Дручкова, Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Калинковичи»
Скачать презентацию Маша идет в школу
Программные задачи:
- Приобщать детей к богатству языка, формировать ценностное отношение к нему.
- Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.
- Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию. Самостоятельно составлять повествовательный рассказ.
- Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к языку.
Методы и приемы:
- Словесный метод – художественное слово, беседа, вступительный рассказ воспитателя.
- Наглядные методы – рассматривание фотографий, рисунков, изобразительной наглядности.
- Практические методы – дидактические , словесные игры, составление повествовательного и описательного рассказа.
Оборудование: установка, презентация “Маша идёт в школу”, музыка из мультфильма «Маша и медведь» В.Богатырёва «Про дружбу», А. Кукушкиной «Про следы», мяч, рисунки детей «Маша и Серый волк»,
Предварительная работа: чтение сказок «Три медведя», «Сказка про Машу и вреду Малявку», «Машенька и медведь», «Сказка про Машеньку», рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр фрагментов мультфильма «Маша и медведь», составление описательных и повествовательных рассказов «Приключения Маши и медведя», рисование портрета Маши, «Маша и Серый волк», прослушивание аудиозаписей из мультфильма, игра «Подбери слово», дидактическая игра «Один и много», «Составь рассказ по картинкам», «Большой и маленький братец», изготовление коллажей сказки, игры-драматизации, постановка кукольного спектакля.
Ход занятия
Приветствие.
Презентация по теме “Маша и медведь”. (Слайд №2).
Воспитатель: – Ребята, вы узнали, откуда эти кадры?
Дети: – Да. Это мультфильм «Маша и медведь».
Воспитатель: – Какие сказки про Машу, вы знаете?
Дети: – «Три медведя», «Сказка про Машу и вреду Малявку», «Машенька и медведь», «Сказка про Машеньку».
Воспитатель: – Давайте сами придумаем новую серию мультфильма про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу». (Слайд №3)
Дети: – Давайте придумаем.
Воспитатель: – А вот и наша героиня. (Слайд №4)Какая она по характеру?
Дети:– Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…
Воспитатель:– Однажды Маша решила, что ей пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. (Слайд №5)
– Дорога шла через леса, через поля…(Слайд №6)
Ой, ой, ой….. у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Машей дальше…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку?(Слайд №6-9)
Дети рассматривают картинки, затем рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.
Воспитатель:– Вот Маша и добралась до школы. А в школе надо быть внимательной. Давайте вместе с Машей отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько вы внимательны.
В чаще голову задрав.
Воет с голоду … жираф. (Волк )(Слайд №10)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый … волк. (Медведь) (Слайд №11)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья) (Слайд №12)
Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая … лисица. (Белка) (Слайд №13)
Быстрее всех от страха несется … черепаха. (Заяц)(Слайд №14)
Воспитатель:– Молодцы! Какие вы внимательные все загадки-шутки отгадали. А что же Маша? Зашла она в класс и увидела на доске картинки с изображением предметов. (Игра «Один и много») Помогите Маше назвать множественное число предметов и наоборот.
Дети: – Один карандаш, а много … карандашей; (Слайд №15) одно яблоко, а много…. Яблок (Слайд №16), (Слайд №17)
Воспитатель:–Теперь Маша узнала о единственном и множественном числе.
– Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу?
– Давайте будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем хлопать.
Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…
Воспитатель:– Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Совсем у неё настроение изменилось. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало, Дело валится из рук… Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимсявдвоём, С облегчением вздохнёмНастроение поднимем И от пыли отряхнём! | Стоят лицом друг к другу, руки вверх. “Бросают” вниз руки…Грозят указательным пальчиком.Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу. |
Воспитатель:– Из чего состоят слова? Расскажите Маше.
Дети:– Слова состоят из звуков.
Воспитатель:– На какие две группы делятся все звуки ?
Дети: – Звуки делятся на гласные и согласные.
Воспитатель:– Как произносятся гласные звуки?
Дети: – Легко, свободно, поются, тянутся.
Воспитатель:– Давайте назовём их.
Дети: – А,О,У,И,Ы,Э
Воспитатель:– Сколько их?
Дети: – 6
Воспитатель:– А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
Воспитатель:– Какие бывают согласные звуки?
Дети: – Твёрдые и мягкие.
Воспитатель:– Поиграем “Ты мне – я тебе”. Я называю вам твёрдый звук, вы мне называете “мягкий”.
Воспитатель:– А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Дети: – Звук «л»
Воспитатель: – Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Дети: – Звук «р»
Воспитатель:– Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Дети: – Звук «з»
Воспитатель:– Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот” (игра с мячом).
Воспитатель:– Радостный
Дети: – Грустный, печальный
Воспитатель:– Светлеть
Дети: – Темнеть
Воспитатель:– Сухой
Дети: – Мокрый
Воспитатель:– Тишина
Дети: – Шум
Воспитатель:– Часто
Дети: – Редко
Воспитатель:– Ясный
Дети: – Пасмурный
Воспитатель:– Мёрзнуть
Дети: – Согреваться
Воспитатель:– Мы с Машей нашли интересную картинку, ориентируемся в пространстве или «Где это находится». (Слайд №18)
Отрабатываем понятия: право – лево, верх – низ, правый верхний угол – левый верхний угол, середина (центр). А также предлоги: над, под, в, из, перед, за и т.д. Вопросы по рисунку: «Где на рисунке птичка?», «Что ты видишь перед девочкой?» (кошку. собаку) и т. д.
Воспитатель:– Маша поняла, что ей предстоит в школе узнать очень многое и многому научиться. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество и интересную работу.
Воспитатель:– Я прочитаю стихотворение, а вы, когда услышите слово “мальчики” или “девочки”, должны хлопнуть в ладоши: сначала все мальчики, а потом все девочки. Итак, будьте внимательны.
Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножики, ножики
Прибежали, прибежали
Зайчики, зайчики
Хлопнем дружно,
Хлопнем вместе
Девочки! Мальчики!
А теперь все вместе: и мальчики, и девочки. Аплодисменты!!!
Подведение итогов игрового занятия
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 20с
- Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск: Новое знание, 2011. – 224 с.
- Старжинская, Н.С. Учись говорить правильно: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: РУП «Издательство “Пачатковая школа”», 2013. – 24 с. – (Серия «Мир детства»)