Конспект занятия по математике с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст).
Цель:
В игровой форме с детьми закрепляются и обобщаются элементарные математические представления.
Задачи:
Образовательные:
– упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
– закреплять знания о составе чисел в пределах 6;
– упражнять в умении сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки >, <, = ;
– закрепить последовательность дней недели, времен года;
– закрепить умение составлять и решать арифметические задачи с помощью карточек;
– закрепить умение записывать решение в виде арифметического примера;
– закрепить понимание временных отрезков.
Коррекционно – развивающие:
– способствовать формированию мыслительных операций (анализа и синтеза) путем решения арифметических задач, путем сравнения рядом стоящих чисел ;
– развивать связную речь посредством ответов на вопросы;
– развить элементы логического мышления, посредством установления элементарных причинно-следственных связей в игре «Какая фигура лишняя»;
– развивать мелкую моторику рук посредством счета пуговиц на ощупь в игре «Волшебный сундучок»;
– формировать умение понимать учебную задачу и решать её.
Воспитательные:
– воспитывать умение работать самостоятельно;
– воспитывать интерес к математическим занятиям.
Наглядно – дидактический материал.
Карточки с изображением животных от 1 до 7 для обозначения полянок, мяч, комплект фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), на каждого ребенка – цифры от 1 до 10, знаки < > = , карточки с кружочками от 1 до 5, по 2 сигнальные карточки красного и зеленого цвета, по 2 карточки для составления задач.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие друг друга , гостей
Игровая мотивация
Игра с мячом «Мяч поймай – на вопрос отвечай»
Воспитатель задает вопросы:
– Какое сейчас время года?
– Какой сейчас месяц?
– Назови зимние месяца,
– Назови весенние месяца,
– Сколько дней в неделе,
– Какой день недели сегодня?
– Назови дни недели по порядку,
– Какой день недели был вчера?
Воспитатель – Молодцы, все знаете, верно отвечаете и поэтому хочу пригласить вас в поход, но не совсем обычный. Посмотрите на все, что я приготовила и попробуйте догадаться с каким предметом связан наш поход?
Дети –
Воспитатель – Правильно с математикой. Это будет наш математический поход. На каждой полянке нас ждет математическое задание. У нас 7 полянок, каждая полянка обозначена карточкой с божьими коровками. Начнем мы с полянки под №1. Как вы думаете, где же полянка под №1?
Где нарисована одна божья коровка.
Коррекционно-развивающий блок
«Составь числовой ряд» от меньшего числа к большему
Воспитатель задает вопросы:
– Посчитай, как ты расставил числа?
– Какое число поставил между 5 и 7?
– Назови соседей числа 4,…6,… 2,…
– Перемешайте числа и составьте числовой ряд от большего числа к меньшему. Назови, какой ряд получился.
Направляемся к полянке под №2.
«Расставь знаки ( >, <, =) правильно»
Воспитатель уточняет, что это за знаки, просит показать знак больше, меньше, равно.
Воспитатель – У каждого из вас есть карточки с двумя числами. Нужно сравнить эти числа и поставить между ними знаки >, <, =.
Дети выполняют задания, воспитатель уточняет какие знаки поставили и почему.
Воспитатель- Молодцы, и с этим заданием справились. Отправляемся на полянку №3, подскажите, где она.
Игра «Составь числа»
Дети садятся за стол, у каждого карточки с кружками от 1 до 5, тетрадь, карандаш.
Воспитатель показывает карточку с 3-мя кружочками.
Воспитатель – Посмотрите, сколько кружков на моей карточке. Как можно составить число 3? Какие карточки для этого возьмем? Из каких чисел будем составлять число 3?
Дети – 2и 1
Воспитатель – Записываем в тетрадь. Руслан, как это запишем в тетрадь?
Дети – 2+1=3
Воспитатель проговаривает с детьми все варианты составления числа 3и записывают в тетрадь.
По аналогии разбирают числа 4, 5 и записывают в тетрадь
Воспитатель – Теперь выходите, поиграем на поляне №4
Игра «Верно – неверно»
Воспитатель произносит утверждения, если утверждение верно, дети поднимают зеленый круг, если неверно- красный.
Воспитатель –
– Мы делаем зарядку утром?
– Вечером мы завтракаем?
– Сегодня у нас вторник?
– Всего 5 времен года?
– Утром у нас бывает ужин?
– Сейчас у нас время года –зима?
Воспитатель – Продолжаем наш поход. Наша следующая поляна под каким номером? №5.
«Какая фигура лишняя»
На доске висят фигуры
Воспитатель – Идем на поляну №6. Здесь у нас волшебный цветок. По очереди вытаскивайте лепестки. Что это? Карточки для составления задач.
Дети вытаскивают карточки , составляют задачи и записывают в тетрадь.
Воспитатель – Продолжаем наш поход. Наша следующая поляна под каким номером? №7.
Воспитатель – Здесь у нас «Волшебный сундучок»
Дети просовывают руки в отверстия сундука и на ощупь отсчитывают полоску с пуговицами нужного количества.
Рефлексия
Воспитатель – Ребята, давайте вспомним, какой поход у нас был сегодня? Чем мы занимались? Каждый кто ответит берет карточку.
Дети отвечают чем занимались, берут карточки. Воспитатель предлагает прикрепить карточке к доске по порядку. Получается слово- молодцы.
Воспитатель – Прочитайте, какое слово получилось? Молодцы! Сегодня вы не просто молодцы, а большие молодцы!!!
Список литературы
- И.А. Морозова, М.А. Пушкарева КРО «Развитие элементарных математических представлений»
- Л.Б. Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР»
- Г.В. Степанова «Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении»
Государственное казенное учреждение
Центр содействия семейному воспитанию
«Южное Бутово»
Конспект занятия по математике с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст).
«Математический поход»
подготовила воспитатель
Терешкина Светлана Васильевна
г. Москва