Задачи:
- Дать представление о народном празднике «Кузьминки», о жизни святых Кузьмы и Демьяна.
- Познакомить с народными традициями, зародившимися в этот день.
- Формировать у детей систему духовно-нравственных качеств.
Целевая группа | Мероприятия | Место и сроки проведения | |
Дети дошкольного возраста | v Цикл занятий -«Знакомство с русской народной песней», -«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей», -«Народные календарно-обрядовые праздники»
v Развлечения: «Семенов день», «Покрова», «Кузьминки», «Сороки», «Егорьев день» | -в течении года -согласно земледельческому календарю (по выбору педагога.
– сентября -октября – ноября -22 марта -6 мая | |
Родители
| v Консультации: «Колыбельные песни в жизни ребенка»; «Музыка и мозг ребёнка»; «В ритме с ритмом» и др. v Анкетирование: «Музыкальное развитие ребёнка v День открытых дверей: -«Музыкальные инструменты как средство развития моторики» -«Русские народные игры в жизни ребенка» v Совместные фольклорные праздники и развлечения: -«Здравствуй, здравствуй, Рождество», -«Широкая Масленица», -«Мы на ярмарку пойдем» | -Информация в уголок для родителей
-сентябрь
-апрель
-январь -март -октябрь | |
Педагоги ДОУ | v Консультации: «Музыка как средство развития»; творческой индивидуальности», «Новый подход к изучению детского фольклора»; «Сила воспитательного воздействия на дошкольника русского фольклора» , консультации по просьбам педагогов. v Семинар – практикум «Правильно дышу – красиво говорю – красиво пою» | -педсоветы, круглый стол, семинары | |
Музыкальные руководители | v Консультации: «Ситуация успеха на праздниках и развлечениях»; «Музыкальное воспитание ребенка в контексте изучения и сохранения народных традиций»
| – педагогические чтения, семинары | |
Связь с социумом | v Экскурсии -в краеведческий музей п.Ракитное; -в творческую мастерскую РДК «Молодежный» v Совместные концерты с детскими фольклорными коллективами «Ладушки», «Родничок» | -раз в год за весь период с сентября по апрель |
Фольклорный репертуар, используемый в развитии музыкально-творческих способностей
№ | Для исполнения | Для слушания |
Потешки, прибаутки | «Как у нашего кота». «Лиса по лесу бежала». «Наш козел –стрекозел». «Трах-тара-рах». «Кочерыжка-дуда».
| |
Небылицы | «Да и где ж это видано» | «Вы послушайте ребята» «Небылицы» (село Нижние-Пены Ракитянского р-на) |
Заклички | «Кукушечка». «Солнышко-ведрышко». «Жаворонушки». «Дождик, дождик припусти» (село ВеденскаяГотня Ракитянского р-на). | «Мороз-мороз». |
Русские народные песни | «Кто у нас хороший». «Коляда». «Где был, Иванушка?» «Блины». «Весну пора звати». «Земелюшка чернозем».
| «Частушки». «Выпадала белая пороша» (село Меловое Ракитянского р-на). «Подблюдные песни» (с. Н-Пены Ракитянского района). «Колядки» (село Вышние-Пены). «Масляная» (селоЛаптевка Ракитянского р-на). «Сидит пастушок весной». «Брат сестру качает». «Трава моя травушка». «Ой, да ты, Россия».
|
Колыбельные | «Люли мои.люли». «Баю-баю-баюшки». «Как в высоком терему». «Ах ты котенька –коток». | |
Игры с пением | «Вейся, вейся, капустка». «Тетера». «По снежку я шла». «Бояре, а мы к вам пришли»(село Меловое Ракитянского р-на) «Шел козел по лесу». «Бабушка Пыхтеиха». «Разлился ручеек». «Посадил дед репку». «Водяной». | |
Словесные игры | «Сечки». «Молчанка». | |
Спортивные игры | «Горелки». «Жмурки». «Мельница». «Бег по стволу» «В подкиды» | |
Наигрыши | «Матаня» «Нареченька» «Русский наигрыш» (село Нижние-Пены) «Акулинка» | |
Загадки | «Что в избе?» «Что в природе?» «Загадки с подвохом» | |
Сказки | Сказка-шумелка «Про медведя» Сказка «Теремок» | Колыбельная сказка |
Музыкально-дидактические игры на развитие песенного творчества
№ | Название игры | Игровые задачи | Облегченное задание |
1 | Музыкальное лото | Пропеть двустишие про животное, изображенное на картинке | Пропеть название животного на картинке |
2 | Веселый поезд | Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки) | Продолжить песенку, начатую педагогом или ребенком. |
3 | Веселый медвежонок | Выбор роли определяет сложность задания. Спеть длинную фразу | Выбор роли определяет сложность задания. Спеть короткую фразу. |
4 | Весело-грустно | Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на веселое или грустное двустишие. | Допеть начатую педагогом мелодию |
5 | Волшебные картинки | Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя и пропевает придуманные им слова, подбирая к ним интонацию. Слова автора читает педагог. | Педагог начинает фразу. |
6 | Спой сказку | Пропеть по очереди часть знакомой сказки. Ребенок поет слова сказки, сам выбирает объем текста, выбирает окраску своего пения в зависимости от содержания (весело-грустно) | Поет небольшую фразу |
Тематический план детских календарных праздников и обрядов
Сентябрь-летопроводец | Праздник «Семенов день» (14.09), Семен лето провожает, бабье лето встречает. Приметы осени. «Капустница» – рубка капусты на зиму. |
Октябрь-грязник – | «Покров – натопи избу без дров» (14.10), посиделки, ручной труд. |
Ноябрь-ледень – | «Кузьминки» – встреча зимы (14.11): пословицы, поговорки, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. |
Декабрь-стужайло – | Новогодний праздник «Рождество Христово» (7.01): театрализованное обрядовое действие. История русского народного костюма. |
Январь-просинец –
| Январь Новолетье открывает. День памяти Ильи Муромца. Богатырские сказки, былины. Празднование «Святок», крещенский сочельник, колядки, гадания, символика праздника – рождественская звезда. |
Февраль-сечень –
| Сретение (15.02): встреча зимы с летом. Праздник «Широкая Масленица»: масленичные игры, песни, пляски.: театрализованное обрядовое действие, «Лакомка» – чаепитие с блинами. |
Март-протальник –
| Весеннее равноденствие, «Сороки» (22.03): обычаи, поверья. Поговорки, приметы, загадки о весне. Заклички жаворонков. Поделки из глины, выпечка из теста. |
Апрель-снегогон – | «1 апрель – никому не верь»: дразнилки, мирилки, перевертыши, докучные сказки,частушки. Благовещение (07.04) – обряд освобождения птиц. Сказка о встрече солнца с месяцем. Весенние хороводы, песни, игры. «Красная горка» – театрализованное обрядовое действие, выставка народных игрушек, детских поделок и рисунков. |
Май-травень – | Егорий – вешний (06.05): праздник пастухов. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки. Семицко – троицкие ритуалы. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки. «Семик»: театрализованное обрядовое действие. Обзор календарных особенностей летних месяцев. |
Кузьминки.
(развлечение в старшей группе)
Цель: Способствовать общему развитию ребенка как творческой личности на основе любви и интереса к традициям русского народа.
Ведущая – Здравствуйте, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно? Рада, что вы не забыли про меня и в гости пришли в такой праздник, ведь сегодня день Кузьмы и Демьяна. Эти святые большие работники, они и кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, девушкам пряжу вить. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха. В день, посвященный памяти этих святых, в деревнях варят кашу, отведать приглашают Кузьму и Демьяна: «Кузьма, Демьян, приходите к нам кашу хлебать.» (дети повторяют) А вот они и в гости к нам пожаловали.
Входят два кузнеца.
1кузнец – Идем мы из кузнецы, несем мы два молота.
2 кузнец – Хозяева, кузнецы нужны?
Ведущая – Кузнецы всегда нужны. А вот что вы делать умеете?
1 кузнец – Мы все умеем.
2 кузнец – И сейчас покажем свое умение.
Р.Н.П. «Во кузнице» (обыгрывается)
Ведущая – Ой, работники, уважили. Чем же вам заплатить?
1 кузнец – За свою работу денег не берем.
2 кузнец – Дайте нам кашу ржану, да накормите вволю.
Девочка – Ой, ты печка сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Обогрей освяти, полечи и спаси,
В дом богатства неси.
(Девочка угощает кузнецов кашей, те едят)
Ведущая – Гости дорогие, кузнецы молодые. Раз вы здесь, то подкуйте наших коней.
Р.Н.И. «Кузнец»
Ведущая благодарит кузнецов и предлагает остаться на празднике.
Ведущая – Осень торопит. Зима на ждет. Осень жируха со злюкой зимой борется. Кончились осенние забавы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Уходит осень, жаль с ней прощаться.
За что вы любите осень? Какие приметы осени вы знаете? Давайте ее позовем и еще раз скажем ей спасибо.
Закличка «Кукушечка»
Входит Осень.
Осень – Я Осень-золотая, поклон вам мой, ,друзья.
1 ребенок – Спасибо Осень, что сейчас ты с нами.
Тебя мы провожаем песнями, стихами.
Р.Н.П. «Восенушка-осень»
Дети читают стихи об осени.
2 ребенок – Пусть бушует непогода,
Что нам унывать.
И в такое время года
Можно танцевать.
Танец
( р.н. мелодия на усмотрение музыкального руководителя)
Осень – Пора мне, ребята, в дорогу. Пора место зимушке-зиме уступать. А на прощание хочу с вами хоровод поводить.
3 ребенок – Собирайся, народ.
Шире, шире хоровод!
Будем Осень провожать,
С нею петь и танцевать
Хоровод «Листики»
Осень – А теперь вас угощаю. И в этот осенний праздник Кузьминки желаю вам ребята быть такими же трудолюбивыми как Кузьма и Демьян.
Кузнецы – И такими же щедрыми как осень.
Осень раздает угощение.
Список литературы
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева – 2-е издание, переработанное и дополненное – СПб: «Детство-Пресс», 1999-304с.
- Народные игры и игрушки. //Ред. Симако -Спб., 2005.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г.М.Науменко – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000-224с.
- Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности / К.В.Тарасова //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста /А.Н.Зимина-М., «Владос», 2000.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор: пособие для учителя музыки / Л.Л.Куприянова -М., 1998-48с.
Подготовила музыкальный руководитель Ушакова Вера Леонидовна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 1
г. Белгород