Сайт для работников дошкольного образования
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Методические разработки.

Путешествие по байкалу.

Учебно-методическое пособие. Хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов.
Содержание.

Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Татьяна Николаевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N166 г. Иркутска.

 

От составителя

Согласно структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС, одним из направлений образовательной деятельности является воспитание у детей интереса к книге как источнику знаний, формирование системы деятельности, содержание которой определяется чтением. Важную роль в формировании маленького читателя играет отбор книг.

Проблема отбора книг для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду он овладевает различными видами деятельности, связанной с книгой: рассматривание иллюстраций, общение со взрослыми о том, что нарисовано на страницах книжек с картинками, слушание, пересказ и чтение книг взрослыми.
Педагогическая поддержка развития деятельности детей, предметом которой являются издания детской литературы, предусматривает организацию ежедневного литературного чтения, индивидуальные и коллективные беседы с детьми о прочитанных книгах. Воспитатели подбирают небольшие экспозиции детских книжек для обобщающих занятий по ознакомлению с окружающим. В целях поддержания интереса к книге, воспитатели организуют индивидуальные диалоги с детьми о том, что им понравилось, что заинтересовало в прочитанной книжке, что они узнали нового.
          Основное содержание книги составляют произведения художественного слова, направленные на формирование регионального компонента основной общеобразовательной программы структуры «Байкал – жемчужина Сибири». В нее вошли художественные произведения писателей приангарья для детского чтения и рассказывания.
         В книге представлен большой литературный материал для детей от трех до семи лет. В методических рекомендациях указан возраст детей для каждого произведения.
       Произведения писателей Приангарья вводят ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Ребенок учится вглядываться в разнообразие мира окружающей нас мировой сокровищницы - Байкал, в человека, живущего рядом, в мир животных и растений Прибайкалья, учится видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Чтение способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение. Воспринимая литературные произведения писателей Приангарья, ребенок-дошкольник начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности и понимать уникальность родного края.  В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых, ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» (К. Батюшков). Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.

Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в произведениях писателей Приангарья, а также в произведениях фольклора. Каждое из произведений не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка.
Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни края Прибайкалья, прежде всего являются произведения  во всём их жанровом многообразии: литературные сказки, повести, рассказы. Стихи, загадки, сказки народов Прибайкалья и др. приспособлены к детским потребностям. Они несут в себе большой потенциал народной культуры, делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Представленный литературный материал, призван в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.
Надо умело подбирать произведения для чтения детям. Не надо читать все подряд. Воспитатель может отбирать произведения (или отрывки), исходя из опыта и накопленных представлений детей своей группы, а своим содержанием и формой наилучшим образом отвечающим задачам воспитания и развития ребёнка. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека родного края. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему? Почему необходимо беречь и охранять озеро Байкал? Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения.
Можно попросить выполнить зарисовку. Дошкольники с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.
Учебно-методическое пособие включает в себя основные разделы региональной программы «Байкал – жемчужина Сибири» для чтения и рассказывания детям, а также содержит дополнительный материал для воспитателей.
Основные разделы:
Уникальность озера
Стихи и песни о Байкале
Байкальская вода
Ветры Байкала
Флора и фауна Прибайкалья
Невидимые санитары озера
Серебристое богатство (рыба)
Ластоногий символ озера
Быт, традиции народов Прибайкалья
В учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста  вошли лучшие произведения бурятского, эвенкийского, тофаларского фольклора, стихи, сказки,  повести и рассказы известных писателей Приангарья: М.Д. Сергеева, В. Распутина, Е. Евтушенко, И.И. Молчанова-Сибирского,  В. Стародумова, Т. Долбуновой, С.  Гурулёва,  В.  Скифа, Г.  Вяткина, Г.  Тахтабаева, С.К. Устинова,  А.С. Ольхона,  С.Л. Волковой,  Т.А. Вершининой, А. Горбунова, М.Е Трофимова, КиселеваВ.В. и др. 
Также, книга содержит ссылки на интернет-ресурсы и журнал «Сибирячок».
Круг чтения дошкольника о родном крае, однако, не ограничивается данным учебно - методическим пособием. Он значительно шире и включает в себя огромное книжное богатство.

Назад | Вперед
   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)